Активные методы обучения детей
методическая разработка (младшая группа)

Цыпкина Тамара Валентиновна

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются: · целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; · достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); · самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; · интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов образовательной деятельности посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. № Наименование Содержание 1 Деловая игра это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. 2 Анализ конкретных ситуаций метод организации познавательной деятельности; предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения. 3 Кейс разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучаемыми 4 Мозговая атака или мозговой штурм метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы. 5 Мозговая эстафета метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на индивидуальном листке. 6 Метод активного диалога (дискуссии) активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения. 7 Метод случаев Мероприятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части. 1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно. 2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями. 3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной. 4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания. 5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии. 6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам. 8 Пражский метод Последовательность работы может быть следующей: – учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя; – преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения; – работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя; – после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты; – после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения; – окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель. 9 Организационнодеятельностная игра цель организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня. Вторая цель – развитие рефлексивного компонента творческого мышления. Данный метод предполагает следующую методику проведения занятия. При этом может быть использовано несколько вариантов в его осуществлении: I вариант. На занятии преподаватель разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой из них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После чего дает 15–20 минут для выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного вопроса обучаемым не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на поставленный вопрос. После истечения установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы. Причем вначале обсуждается вопрос, который готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить внимание. Только после того, когда решены все задачи, следует перейти к обсуждению второй проблемы и т. д. II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, преподаватель на самостоятельной подготовке предлагает каждому обучаемому выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На обдумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю. Собрав информацию, преподаватель отбирает из нее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе для подготовки ответа. На семинарском занятии он организует обсуждение данных по проблеме по уже изложенной выше методике 10 Ролевой тренинг многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств 11 Пресс-конференция определяется пресс-центр в количестве 3–5 человек, 2 эксперта, назначается ведущий. После вступительного слова преподавателя, заслушивания и суждения доклада обучаемые, назначенные для ответов на вопросы, занимают места за отдельно стоящими столами лицом к группе. Вся работа пресс-центра организуется его руководителем, назначаемым из числа обучаемых. Если вопросы поступают не к конкретному члену пресс-центра, то после некоторого обмена мнениями между его членами руководитель объявляет, кто будет отвечать на поставленный вопрос. В течение 25–30 минут обучаемые ставят вопросы и получают на них ответы. После этого эксперты в течение 10 минут подводят итоги пресс-конференции. Окончательный итог проведенной пресс-конференции подводит преподаватель. В такой же последовательности проходит пресс-конференция и по второму вопросу 12 Бригадно-ролевой метод Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя. При подготовке к семинарскому, практическому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара. 13 Индивидуальноколлективный метод Сущность метода состоит в следующем. В начале мероприятия или накануне его группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по группам; произвольный. В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории. Руководитель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно 30 – 40 мин) изучают материалы по заданной теме. Активные методы для начала мероприятия 14 «Любознательная Людмила» Участники встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д. 15 «Сходство и различие» Все пары участников встают в круг, лицом друг к другу. По команде руководителя внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание: участники внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, участники внутреннего круга – чем их пара отличается. 16 «Летающие имена» Участники встают в круг; сначала участники перебрасывают друг другу один мячик. И каждый раз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я - Карл», «Я Маша». Игра продолжается до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу. Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик (Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Мария!») Этот этап длиться до тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз. 17 «Найди похожих» Участники стоят в кругу, руководитель объясняет: «Я буду говорить некоторые фразы – вопросы, к кому из Вас они подходят, ты делают шаг вперед». Фразы: Кто смотрел фильм «Кавказская пленница»? Кто в семье старший? Кто в семье любимый? Кто любит читать детективы? И.т.д 18 «Мой цветок» Руководитель раздает участникам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, мои увлечения, что я ценю в людях, что я люблю. Затем каждый педагог выходит в центр и презентует себя. Все цветки прикрепляются на стену и остаются до окончания мероприятия. Активные методы для выяснения целей, ожиданий и опасений 19 «Фруктовый сад» Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Предлагается четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от мероприятия и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы и.т.д. Ожидания записываются на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи магнитов прикрепляют фрукты к ветвям 20 «Солнышко и туча» Педагоги, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале мероприятия отслеживаю неуверенных в своих способностях педагогах; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволяют планировать индивидуальную работу по этой теме. Активные методы для презентации учебного материала 21 «Инфо-угадайка» Сообщается тема мероприятия. На ватмане в центре записывается название темы. Остальное пространство делится на секторы, пронумерованные, но пока не заполняются. Начиная с сектора 1, вписываются в сектор название раздела темы, о котором сейчас говориться в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела . Они вносятся по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, во второй сектор вписывается название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. 22 «Составление кластера» Участники записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, так и дома 23 «Верные – неверные утверждения» Предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Участники выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. Активные методы для организации самостоятельной работы над темой 24 «Автобусная остановка» Руководитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Руководитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении руководитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. 25 «Пометки на полях» Позволяет участникам отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Участников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило. Данный прием требует от участника не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. 26 «Инфо-карусель» На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. Активные методы для презентации результатов практической работы 27 «На линии огня» Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте. 28 «Написание синквейна» Составление синквейна требует от участников в кратких выражениях резюмировать материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию участников Активные методы для подведения итогов мероприятия 29 «Ромашка» Участники отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне 30 «Ресторан» Руководитель предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте… 31 «Комплименты» Участники становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на мероприятии, желают дальнейших успехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются: ∙ целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; ∙ достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); ∙ самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; ∙ интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов образовательной деятельности посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. № Наименование Содержание 1 Деловая игра это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. 2 Анализ конкретных ситуаций метод организации познавательной деятельности; предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения. 3 Кейс разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучаемыми 4 Мозговая атака или мозговой штурм метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы. 5 Мозговая эстафета метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на индивидуальном листке. 6 Метод активного диалога (дискуссии) активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения. 7 Метод случаев Мероприятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части. 1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно. 2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями. 3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной. 4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания. 5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии. 6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам. 8 Пражский метод Последовательность работы может быть следующей: – учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя; – преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения; – работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя; – после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты; – после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения; – окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель. 9 Организационнодеятельностная игра цель организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня. Вторая цель – развитие рефлексивного компонента творческого мышления. Данный метод предполагает следующую методику проведения занятия. При этом может быть использовано несколько вариантов в его осуществлении: I вариант. На занятии преподаватель разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой из них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После чего дает 15–20 минут для выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного вопроса обучаемым не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на поставленный вопрос. После истечения установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы. Причем вначале обсуждается вопрос, который готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить внимание. Только после того, когда решены все задачи, следует перейти к обсуждению второй проблемы и т. д. II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, преподаватель на самостоятельной подготовке предлагает каждому обучаемому выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На обдумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю. Собрав информацию, преподаватель отбирает из нее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе для подготовки ответа. На семинарском занятии он организует обсуждение данных по проблеме по уже изложенной выше методике 10 Ролевой тренинг многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств 11 Пресс-конференция определяется пресс-центр в количестве 3–5 человек, 2 эксперта, назначается ведущий. После вступительного слова преподавателя, заслушивания и суждения доклада обучаемые, назначенные для ответов на вопросы, занимают места за отдельно стоящими столами лицом к группе. Вся работа пресс-центра организуется его руководителем, назначаемым из числа обучаемых. Если вопросы поступают не к конкретному члену пресс-центра, то после некоторого обмена мнениями между его членами руководитель объявляет, кто будет отвечать на поставленный вопрос. В течение 25–30 минут обучаемые ставят вопросы и получают на них ответы. После этого эксперты в течение 10 минут подводят итоги пресс-конференции. Окончательный итог проведенной пресс-конференции подводит преподаватель. В такой же последовательности проходит пресс-конференция и по второму вопросу 12 Бригадно-ролевой метод Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя. При подготовке к семинарскому, практическому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара. 13 Индивидуальноколлективный метод Сущность метода состоит в следующем. В начале мероприятия или накануне его группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по группам; произвольный. В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории. Руководитель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно 30 – 40 мин) изучают материалы по заданной теме. Активные методы для начала мероприятия 14 «Любознательная Людмила» Участники встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д. 15 «Сходство и различие» Все пары участников встают в круг, лицом друг к другу. По команде руководителя внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание: участники внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, участники внутреннего круга – чем их пара отличается. 16 «Летающие имена» Участники встают в круг; сначала участники перебрасывают друг другу один мячик. И каждый раз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я - Карл», «Я Маша». Игра продолжается до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу. Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик (Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Мария!») Этот этап длиться до тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз. 17 «Найди похожих» Участники стоят в кругу, руководитель объясняет: «Я буду говорить некоторые фразы – вопросы, к кому из Вас они подходят, ты делают шаг вперед». Фразы: Кто смотрел фильм «Кавказская пленница»? Кто в семье старший? Кто в семье любимый? Кто любит читать детективы? И.т.д 18 «Мой цветок» Руководитель раздает участникам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, мои увлечения, что я ценю в людях, что я люблю. Затем каждый педагог выходит в центр и презентует себя. Все цветки прикрепляются на стену и остаются до окончания мероприятия. Активные методы для выяснения целей, ожиданий и опасений 19 «Фруктовый сад» Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Предлагается четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от мероприятия и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы и.т.д. Ожидания записываются на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи магнитов прикрепляют фрукты к ветвям 20 «Солнышко и туча» Педагоги, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале мероприятия отслеживаю неуверенных в своих способностях педагогах; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволяют планировать индивидуальную работу по этой теме. Активные методы для презентации учебного материала 21 «Инфо-угадайка» Сообщается тема мероприятия. На ватмане в центре записывается название темы. Остальное пространство делится на секторы, пронумерованные, но пока не заполняются. Начиная с сектора 1, вписываются в сектор название раздела темы, о котором сейчас говориться в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела . Они вносятся по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, во второй сектор вписывается название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. 22 «Составление кластера» Участники записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, так и дома 23 «Верные – неверные утверждения» Предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Участники выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. Активные методы для организации самостоятельной работы над темой 24 «Автобусная остановка» Руководитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Руководитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении руководитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. 25 «Пометки на полях» Позволяет участникам отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Участников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило. Данный прием требует от участника не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. 26 «Инфо-карусель» На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. Активные методы для презентации результатов практической работы 27 «На линии огня» Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте. 28 «Написание синквейна» Составление синквейна требует от участников в кратких выражениях резюмировать материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию участников Активные методы для подведения итогов мероприятия 29 «Ромашка» Участники отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне 30 «Ресторан» Руководитель предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте… 31 «Комплименты» Участники становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на мероприятии, желают дальнейших успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Интегрированное ООД (Активные методы обучения) для детей 6-7 лет подготовительная к школе группа Тема: «Волшебный мир растений»

формирование представлений у детей в  декорировании скверов и парков разнообразными клумбами, арками,  живыми изгородями  и скульптурами из цветущих растений....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возрас...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...