Картотека игр: "ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ"
картотека (младшая группа)

Сорокина Ксения Сергеевна

ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_v_adaptatsionnyy_period.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

По материалам научно-методической литературы

подготовила педагог-психолог К.С. Сорокина

ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Игра — важный вид деятельности для ребенка, с помощью них можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Детям очень нравятся разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песни, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Такие игры помогают переключиться с плача на веселое хлопанье в ладоши, радостное топанье ногами, создает положительный эмоциональный настрой. Поиграйте со своими малышами в такие игры:

«Детский сад»

• «Дети собираются на прогулку»;

• «Дети на музыкальном занятии»;

• «Дети приходят в детский сад»;

• «Дети делают зарядку» и т. д.

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Медвежонок. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Медведица отвела Медвежонка в детский сад, а сама ушла за медом. Медвежонку сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за медвежонком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

• кататься на машине;

• плакать при расставании с мамой;

• играть с другими детьми;

• стесняться попроситься в туалет;

• самостоятельно кушать кашу;

• мешать детям спать во время дневного сна;

• делать утром зарядку и т. д.

В заключение совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь и играйте с ним, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок перестал плакать и начал ходить в детский сад с удовольствием.

ИГРЫ, ПОМАГАЮЩИЕ СНЯТЬ НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Дождик

Цель: создание положительного эмоционального настроя, снятие мышечного напряжения, развитие двигательной активности, умения управлять своим телом.

Ход игры

Взрослый рисует прутиком на земле (или мелом на асфальте) два небольших круга — домика для себя и ребенка.

Если взрослый говорит: «Солнышко», то они с ребенком бегают, играют, веселятся возле домиков.

При слове «Дождик» надо быстро забежать в домик, присесть на корточки, скрестив руки над головой в виде крыши.

Детей раннего возраста (как, впрочем, и более старших ребят) привлекают игры с песком. Наверное, потому, что здесь ребенок может сам творить и сам разрушать то, что он сотворил, и опять строить... Это не игрушка, которая после поломки уже не примет прежнего своего вида.

В песок можно закапывать предметы, иногда в песочнице нечаянно можно обнаружить закопанные или утерянные другими детьми предметы. Песок можно просто пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в ведерко... Конечно, лучше всего, если песочница, в которой играет ребенок, большая, чтоб малыш мог забраться туда. Чаще всего детей привлекают даже не просто песочницы, а огромные горы песка, которые, если ребятишкам повезет, привозят для «взрослых» целей во двор.

Следы на песке

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие двигательной активности, умения управлять своим телом.

Ход игры

Малышу можно показать, как его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца тут же исчезает, а на влажном — остается надолго. Затем можно приложить к влажному песку мамину ладонь, а рядом — ладошку ребенка, сравнить отпечатки, назвать, какой из них большой, а какой — маленький. Так же полезно поэкспериментировать и с отпечатками ног: маминой и малыша. Оставлять следы могут и другие предметы: мячик, палочка, ведерко и др.

Отыщи шарик

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие двигательной активности, создание положительного эмоционального настроя. 

Ход игры

Взрослый закапывает в песок какой-либо маленький предмет, например, шарик, и просит ребенка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог наблюдать за процессом закапывания.

Если ребенок заинтересовался и справляется с задачей, можно закопать два предмета, например, шарик и куклу, а потом попросить откопать только куклу. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.

Дорожки из песка

Цель: снятие скованности и напряжения у детей в адаптационный период и создание положительного эмоционального настроя.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения иногда требуется несколько «репетиций». Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, волчонка), который заблудился и не может найти дорогу домой.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Из пустого в порожнее

Все дети любят переливать воду из одного сосуда в другой. Предложить детям разнообразные баночки и бутылочки для переливания воды из одно сосуда в другой. Во время игры проговаривать потешки о воде.

Кто быстрее нальет и выльет

Предложить детям сосуды разной формы (бутылки, банки, кружки). Пусть дети набирают воду в кружку или банку, погружая их в воду. Расскажите детям, что воду можно наливать в разные сосуды. Предложить детям налить воду через воронку.

Жур - Жур, Кап – Кап

Предложить детям послушать, как журчит вода из выливающей бутылке. Послушать вместе с детьми как из пипетки капельки ударяются о стол; железный поднос.

                                                     

Разноцветная вода

В присутствии детей окрасить воду пищевыми красителями. Пусть ребята наливают ее в прозрачные мисочки и бутылочки.  Предложить детям запустить кораблик или рыбок и половить их. Показать, как при помощи палочки можно направлять кораблик в нужную сторону.

                                       

Волшебный камешек

Рассмотреть с детьми камни. Опустить их в воду, поговорить с детьми о том, что они тяжелые и упали на дно. Достать их со дна и сравнить их с сухими, мокрые меняют цвет.

                                                 

Поиск сокровищ

Наполнить любой сосуд с водой и положить туда различные предметы. Дайте ребенку возможность их увидеть, пощупать, затем завяжите ребенку глаза и попросите нащупать игрушку и назвать ее.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Шалтай-болтай (3 года)

Ход игры:

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпичной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол.

Кто пройдет тише (2-3 года)

Ход игры:

Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо, на носочках (показывает, как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

Вариант 1

Дети выполняют роль мышек, взрослый — кошки.

Воспитатель. Мышки вышли погулять, пока кошка спит. Они идут тихо-тихо, чтобы не разбудить кошку. Но вот кошка просыпается: «Мяу-мяу», смотрит по сторонам, прогибает спинку. Мышки быстро уходят. (Дети не должны бежать).

Вариант 2

Взрослый завязывает глаза и встает в центре комнаты. Дети должны тихо-тихо пройти рядом, чтобы их не было слышно.

Сапожник

• Идеальное время для этой игры — перед сном.

• Посадите малыша на колени.

• Попросите его снять башмачки. Дети очень любят разуваться.

• Возьмите его ножки в свои руки и читайте стишок:

Ах, сапожник-старичок,

Почини мой башмачок.

Не могу идти домой,

В дырке виден пальчик мой.

Ах, сапожник-старичок,

Почини мой башмачок,

Крепко поцелуйте пальчики на ногах.

Если бы у меня был ослик

• Качая малыша на коленях, читайте ему стишок:

Если б мой ослик был непослушным,

Я бы не стал его дергать за уши.

Мы бы катались с ним на карусели

Вместе кружились, смеялись и пели.

Мы бы с ним съели по вкусной конфете,

Самый мой славный ослик на свете.

(Крепко обнимите своего малыша)

Едем в кроватку

• Медленно, очень-очень медленно качайте малыша на коленях и повторяйте такие слова:

Я поеду, я поеду

В гости к деду-бородеду.

Он расстелит мне кровать

И меня уложит спать.

• Повторите стишок еще. На этот раз возьмите ребенка на руки и тихонько нашептывайте ему на ушко.

• Очень подходящий стишок, который можно читать и перед дневным отдыхом, и перед тем как ложиться вечером спать

Колыбельная

• Возьмите малыша на руки и качайте его.

• Отнесите его в детскую, напевайте вот эту песенку и делайте так, как в ней поется.

Спи, моя ты деточка,

Сладкая конфеточка.

Уложу тебя, родную,

На ночь в щечку поцелую.

(Уложу тебя, родного,

Всего сладкого такого.)

Катушки ниток

• Эта игра знакомит не только с цветами, но еще и со счетом, и со многими другими вещами.

• Заполните корзинку катушками с разноцветными нитками.

• Вот что можно с ними делать, когда у вас с малышом вы далась свободная минутка:

   * находить катушки с нитками одинакового цвета;

   * считать катушки;

   * строить башенку из катушек;

   * и выложить катушки в виде круга и представить, что это игровая площадка, арена цирка или дорога, где можно играть с игрушечными машинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду"

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении - адаптация детей. Для более оптимального течения периода адаптации ребенка к саду необходимо сделать его по возможности более плавным....

"Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду"

В материале представлена краткая, но емкая памятка для родителей по адаптации ребенка в детском саду....

Памятка для родителей."Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду"

В памятки даны рекомендации, как облегчить адаптацию ребенка в ДОУ...

консультация для родителей "Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду"

консультация для родителей "Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду"...

Как помочь ребенку быстро адаптироваться в детском саду

Данная консультация поможет родителям быстрее адаптировать ребенка к детскому саду....

Рекомендации для родителей младшей группы «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду»

Многие родители,  отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что адаптация проходит не так быстро, как им хотелось бы.Уважаемые родители! Возможно, некоторые советы будут вам полезны и об...