консультация для родителей и молодых специалистов о ценности воспитания по сказкам
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тема о сказках доступна и интересна, как воспитателям, так и родителям. И воспитатели, и родители - главное - должны обратить внимание на нравственный урок от данной сказки, и в доступной форме объяснить детям, что такое "хорошо", и что такое "плохо"; в статье есть несколько полезных примеров...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

«СКАЗКА –ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

Консультация для родителей и молодых специалистов воспитателя ВК Тумашевой М.П. МБДОУ д/с№77 г. Иркутска.

Сказки есть в каждой семье, в дошкольном периоде они читаются  детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они получают множество знаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют  малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Теория решения изобретательных задач/ТРИЗ/ рассказывает, что существует много сказок жестоких, и мы сами в этом можем убедиться, рассказывая о том, как Лиса съела Колобка, как сестры издевались над Золушкой и т.п.; сказки используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств; с развитием массового телевидения детям стали меньше читать книги: дети чаще сидят у телевизора или с телефоном. Из сказки можно извлечь нравственный урок, воспитывать добрые чувства. совершенствовать умение пересказывать близко к тексту; сказка развивает мышление и воображение: развивает руки для творческих поделок и рисунков…Беседуя по содержанию сказки. воспитатель помогает малышу уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо; помогает создать новую ситуацию, где бы герой исправился. Чтобы добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно – все можно улучшить, изменить для блага людей – и это должно стать творческим девизом для ребенка.  Например, к сказке «Кот в сапогах» подходит пословица «Чужими руками хорошо жар загребать» - кот не может служить примером для подражания: нельзя подражать тому, кто некрасиво себя ведет, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем неповинных героев сказки… Или сказка «Принцесса на горошине» - нравственный урок – «изнеженность-достоинство принцесс…» К сказке «Рукавичка» подходит пословица – «В тесноте, да не в обиде»: не в обиде, но в ущерб кому-то: все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А это важно рассмотреть и с этой стороны: для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть, бабка свяжет деду новые рукавички…Рассматривая воспитание добрых чувств, заострить внимание, что же такое добрый человек, какими качествами он обладает и какие герои известных сказок могут стать примером для подражания. Выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили так говорит о доброте: «Есть важное качество. которое несет в себе и национальное,  и общечеловеческое свойство. Это и есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. то бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание – уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности… «Спеши творить добро» - в этом призыве сохранено общечеловеческое  чувство доброты. Добрый человек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, в добром человеке не может быть зависти, грубости, непорядочности… Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств…» Сказка учит детей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного героя; учит сопереживать поступкам героев… Можно использовать тризовскую игру «Хорошо – плохо». То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказывать нам свои пути воспитания добрых чувств. Сказка/ при пересказе ребенком/ делает его речь более эмоциональной, образной, красивой…Сказка способствует и общению: для этого предлагается использовать  игру-задание «Интервью», хорошо использовать «волшебную палочку». когда ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение…

Интересно и познавательно можно проводить эксперименты в сказках, что способствует развитию творческой активности в речи, мышлении, чувств. Например, возьмем сказку «Морозко», помните ее содержание: Жили-были дед и баба, и у каждого из них была своя дочка. Когда дед уехал в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того как она выполнила все его поручения, Морозко одарил дедову дочку сундуком с драгоценностями, и она благополучно возвратилась домой. Завидно стало бабе, и посылает она в лес свою дочь-ленивицу. А ее дочь нагрубила Морозко, и тот поднял вьюгу, что снег накрыл ленивицу навсегда. То же самое произошло и с бабой. И стали вместе жить дочь и дед. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо. Вроде все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой? Чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, можно использовать карточки-символы, например: красный-радуюсь; синий-мне жалко; желтый-хочу помочь; зеленый-справедливо; коричневый-несправедливо: 1. Выяснить с помощью кружков-символов, как дети оценивают поступки героев сказки; 2.себе выбрала желтый кружок: хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком  жестоко Морозко с ними поступил. 3.предложить детям придумать более человечный  способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери. Старший  возраст можно познакомить со сказкой «Мальчик-звезда». Автор Оскар Уайльд показывает сложный мир добра и зла: «Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов  взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их  селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка – это его мать. Но после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик –звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял. что поступил он плохо, и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным». Сказка длинная, но можно и кратко пересказать для детей, не упуская существенные детали. Можно провести такой эксперимент: выполнить два рисунка-портрета – нищенки и мальчика-звезды. Под портретами сделать два карманчика. Перед чтением раздать детям сделанные из картона сердечки. После того, как прочитали ребятам, как мальчик-звезда прогнал нищенку-мать, предложить подарить свои сердечки тому герою сказки, который  им понравился. Возможно, дети поместят свои сердечки в кармашек под портретом нищенки. Будут ли сердечки у мальчика-звезды? Незаметно для детей поставить два блюдечка: у матери-нищенки – серые треугольники, у мальчика-звезды – настоящие мелкие конфеты. Потом воспитатель говорит: «Ребята, герои сказки тоже приготовили вам подарки. Выберите сами себе подарок. но у того героя, который вам очень нравится, который вам приятен». Как поведут себя дети? Выстоят ли при искушении – ведь свои сердечки они все отдали нищенке-матери? Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Спросить, обрадовались  ли дети, что мальчик-звезда изменился: стал добрым и вновь красивым.

Нет предела направлениям и методам сочинения сказок: сочинение по рисункам детей, сказки с новым концом, сказки от пословицы, сказки про свою семью и т.п. Помните: человек без воспитания – что тело без души; щедро дари знаки уважения; будь признателен за результат, достигнутый даже самыми малыми усилиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Организационно - деятельностная деловая игра на тему: «Взаимодействие с родителями». (Для молодых специалистов).

Оказание помощи в работе молодым специалистам по проблеме взаимодействия с родителями....

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...

Консультация для родителей и молодых специалистов "Дидактические игры, и их роль в жизни ребенка"

Играя, ребенок не только удовлетворяет свои потребности в развлечении, также он познает мир и развивается....

Конспект ООД по сказке Сутеева В.Г. в средней группе «Под Грибом» Мастер – класс для молодых специалистов

конспект театрализованной деятельности в средней группее по сказке Сутеева В.Г. "Под грибом". Мастер - класс для молодых специалистов...