Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»
проект (подготовительная группа)

Цыганкова  Ирина Васильевана

1. Проект «Семейный театр как средство взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с семьей" 

2. Фотоматериал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_teatr.docx696.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 "Кораблик"» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Тема проекта

«Семейный театр как средство взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей»

Сроки реализации: 2016-2019гг

Авторы:

                                                                        Андреева Надежда Михайловна

                                                                     Цыганкова Ирина Васильевна

                                                                       Кузнецова Юлия Анатольевна

Никакое воспитание невозможно без участия самых значимых людей для дошкольников – их родителей. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве».

В семье определяется социальная ситуация развития. Семья закладывает систему ценностей и отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности.

Всем известно, что когда в семье нет дружественных, теплых отношений, ребенок развивается не гармонично, он подвержен стрессам и может иметь психологические отклонения.

Приходится констатировать тот факт, что родители разучились общаться со своими детьми, современный ритм жизни все чаще сводит общение к минимуму, к общению «на ходу».

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящей социальной ситуации всё больше родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком, отстраняются от воспитания детей, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателей, педагогов, психологов, других людей.

В приказе Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» сказано, что среди требований к психолого-педагогическим условиям есть такие, как, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

С введением ФГОС ДО большое внимание уделяется работе с родителями. Эта работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Одной из форм работы, это организация совместной театральной, творческой деятельности педагогов, родителей и детей. Как правило, театральная деятельность в детском саду развивается без учета семейного опыта. Но именно  проектная  деятельность, допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ, в том числе и активное взаимодействие с родителями.

Изучив воспитательные возможности семьи в контексте театральной деятельности, мы пришли к выводу, что можно реализовать инновационный проект «Семейный театр «Мы артисты!».

Цель: развивать взаимодействие ДОО с семьей дошкольника, открывать новые возможности для совместного творчества.  Оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

-повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

-пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций;

-организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОО, как полноправных участников образовательных отношений;

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2019гг.

Для реализации инновационного проекта использовали следующие методы и приемы:

- диагностические

- метод «подмастерья», определяющий сотворчество  ребенка +родителя+педагога

- диалогический метод, позволяющий стимулировать самостоятельное познание, инициативу, свободу выбора.

- метод драматизации;

-творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;

- театрализованные игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театрально - музыкальные этюды;

- метод проектов, совместные творческие проекты, включающие: изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол.

Ожидаемые результаты:

1.Участие в проекте не менее 70% семей группы, в качестве актеров в театральных постановках.

2. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепятся взаимоотношения между детьми и родителями, воспитателями, музыкальным руководителем.

3. Приобретение  опыта совместных переживаний;

4. Дети станут более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

5. В лице родителей найти поддержку в изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек.

6.Повыситься уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей через совместную театрализованную деятельность.

7.Фотоотчет, презентация проекта.

Краткий анализ теоритических источников

Готовясь к данному проекту, была проанализирована  литература отечественных авторов. Анализ позволил установить, что проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов.

Педагоги исследуют вопросы взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической защищенности детей (Р.В.Овчарова); влияния дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры семьи (О.Л. Зверева), взаимодействия детского сада и семьи (В.И.Безлюдная).

В связи с отсутствием достаточно разработанной, единой концепции семейного воспитания значительно возрос интерес к проблеме развития воспитательного потенциала семьи (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова); гармонизации детско-взрослых отношений (В.М. Даринская); исследователями предприняты попытки определения средств и новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (Н.В.Корниенко, О.В.Огороднова, О.В.Солодянкина, Г.В.Глушкова, Т.А.Данилина).

Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.

Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.).

Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в о семье средствами домашнего театра изучала Р.К. Сережникова (1995). Её работа была направлена на поиск путей и средств преодоления отчуждения между родителями и детьми, формирование гуманных взаимоотношений между родителями и детьми, не посещавших ДОУ, средствами домашнего театра.

Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О.В.Огороднова).

Описание форм внедрения результатов инновационного проекта в практику

Проект « Семейный театр «Мы артисты!» за основу, которого бал взят опыт работы Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С. «Семейный театр в детском саду», дал возможность реализовать много краткосрочных совместных  проектов с родителями, таких как: « Осенний листик», «Сказка приходи», «Народные игры, песни наших бабушек и дедушек», « День рождение», « Мамы разные нужны»,  « День пожилых детей», «Русские народные  промыслы» и другие.

Чтобы эти проекты стали не только развлекательными, но и обучающими для детей и родителей, нами был разработан определенный алгоритм подготовки к ним:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов, «афиш»;
  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • индивидуальные встречи и консультации;
  • изготовление атрибутов, пособий, костюмов.

Продукт реализации самых интересных проектов:

В проекте « Сказка приходи» родители для детей (средняя группа) показали народную сказку «Колобок» с музыкальным сопровождением. Сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание 

Цель:

  • Воспитывать дружественное взаимоотношение между родителями и детьми.
  • Развивать интерес к произведениям народной литературы.

Надо видеть было глаза детей, когда они увидели родителей в костюмах. Была такая тишина, и когда они узнали своих родителей, то столько было эмоций! Дети  с родителями играли русскую народную музыку «Камаринскую»- на колокольчиках, бубнах, в народные игры, пели любимую песенку Колобка. Счастливы были все! 

В проекте « Мамы разные нужны» (старшая группа) была поставлена совместная музыкальная сказка «Няня для непослушных козлят». Нравственное воспитание ребёнка - это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Главная идея сказки - надо слушаться, не огорчать свою маму, как это делали непослушные козлятки. И начиналась сказка со слов:

«Знают взрослые и дети:

Есть профессия на свете.

Очень почетная, трудная самая...

Это профессия –  Просто быть Мамою!»  

Действующие лица: Родители: Мама Коза, Мама Собачка, мама Курочка, мама Кошка, Волк – папа. Дети - козлятки, собачки, цыплятки, котятки. Это была трудоемкая работа. Надо было работать над выразительными образами героев-животных, передать их повадки, движения в  танцевальных и спортивных номерах. И самое главное - научиться совместной работе. Было необычное  общение, где в совместной театральной музыкальной деятельности все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы. Такие встречи несли только положительные эмоции. После праздника, было видно, как родители гордились своими детьми, и наоборот, дети своими родителями.

Результатом проекта «Русские народные  промыслы» (Приложение 3) – стал праздник «Весенняя ярмарка» (подготовительная группа) Развлечение должно было стать итоговым праздником. Поэтому мы решили совместить его с Днём открытых дверей для родителей и для педагогов  Корсаковского  городского округа.

Музыкальный зал был оформлен в стиле народной ярмарки. Поставлены  столы, на которых располагались товары: народные инструменты - Хохлома, Гжель - посуда, Дымковская игрушка, Городецкая игрушка, сувениры – Матрёшки. Родители - продавцы товаров. Стояли мешки - с картошкой, в кадушках - яблоки, на плетне висели глиняные горшки. Чтобы праздник получился ярким, насыщенным, были приобретены костюмы для детей и взрослых: Хохлома, Гжель, Дымка. Родители в этом празднике были полноправными участниками – от идеи до воплощения: сшили не достающие костюмы - сарафаны; фартуки, головной убор для девочек Матрёшек; папы смастерили лотки для коробейников. Сюжет «Весенней ярмарки» – коробейники приходили, народные инструменты приносили, нитки разные, платочки яркие. Товары оживали на прилавках: под народную музыку выходили Дымковские барышни  с кавалерами - танцевальный небольшой сюжет, пели частушки; неожиданное для всех выступление, яркое появление Матрёшек - девочек средней группы; в костюмах Гжель - мальчики с балалайками со своими подружками. Вместе с взрослыми дети пели народные песни, водили хороводы «Во саду ли, в огороде», играли в народные игры «Платочек», «Поясок», кричали дразнилки, потешки, продавцы товаров - хвалили и зазывали покупателей смешными закличками. В исполнение народных инструментах: ложки, свистульки, трещотки, колотушки, маракасы, румбы и другие инструменты - оркестр детей исполнил народную музыку. Даже на ярмарку привели на продажу « корову», и хозяйка - девочка исполнила народную песню «Уж, как я свою коровушку люблю». И конечно, какая ярмарка без скоморох. У них была двойная роль: веселили народ на ярмарке и были ведущими. Дети, видя пример родителей, старались  активнее включиться в разные виды деятельности, что стимулировало эмоциональный отклик на содержание праздника. Такие  семейные праздники доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей и родителей светились неподдельной радостью.  

Возможные риски инновационного проекта

  1. Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.
  2. Отсутствие возможности модернизации материально-технической  базы и предметно-развивающей среды ДОО.

Меры по устранению рисков

  1. Мотивация родителей к участию в совместных театрализованных мероприятиях.
  2. Поиск внебюджетных источников для реализации инновационных образовательных задач.

Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проект

В целях выявления уровня воспитательных умений и педагогической культуры родителей нами было проведено анкетирование родителей (Приложение 1), наблюдение разных форм организации театральной деятельности с детьми и родителями в детском саду, беседы с детьми и родителями (индивидуальные и коллективные).

В результате анализа нами была получена общая картина, характеризующая уровни воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

1 уровень - высокий - на этом уровне устанавливаются взаимоотношения, основанные на уважении, внимании, доверии, чуткости, человечности, базирующиеся на субъект - субъектные связях в эмоционально насыщенной досуговой деятельности, активизирующей эмоциональную отзывчивость ребенка.

2 уровень - средний - взаимоотношения основаны на субъект-объектных связях в эпизодической совместной досуговой деятельности, обусловленной производственной занятостью и эмоциональным состоянием родителей. У ребенка отмечены редкие проявления эмпатии.

3 уровень — низкий - взаимоотношения основаны на субъект-объектных связях при отсутствии совместной досуговой деятельности и невыраженности эмпатийных переживаний у ребенка.

 Нами было установлено, что семьи, отнесенные нами к 1 уровню (высокому), успешно овладевали игровыми умениями, активно включались в совместную досуговую деятельность, были открыты к восприятию мира театрального искусства. Семьи 2 и 3 уровней нуждаются в помощи педагогов, специалистов, сдержаны в общении, не активны, а также недостаточно открыты для совместного проведения досуга.

Анализ полученных результатов позволил выявить следующую зависимость: чем богаче и насыщеннее совместная семейная досуговая деятельность, тем выше показатель отзывчивости ребенка, тем успешнее идет процесс формирования и развития детско-взрослых отношений, тем благоприятнее психологический климат в семье.

Результаты мониторинга показали, что семейный театр способствует развитию воспитательного потенциала семьи: повышению культуры семейного досуга; обогащению совместной деятельности ребенка, родителей, педагогов; изменению позиции взрослых по отношению к ребенку: от пассивного наблюдателя до активного участника, усиливается внимание и уважение к ребенку, учитываются его интересы и возможности; активизации позиции ребенка: появлению доверительных отношений к родителям, педагогам.

Динамика развития воспитательных умений и педагогической культуры родителей отражена в диаграммах (Приложение 2).

Таким образом, методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением. В результате проделанной работы повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, они стали проявлять искренний интерес к жизни своего ребёнка, научились эмоционально поддерживать своего ребенка. Данный проект настолько был интересен, что родители других групп стали более охотнее отзываться на наши просьбы участвовать в театрально-музыкальных постановках. Стало традицией, что в Новый год  Деда Мороза, взрослых героев играют – папы и мамы; 8 марта, День Матери, 23февраля и в других календарных праздниках – дети совместно с родителями играют в игры, разыгрывают сценки, стихи, поют и танцуют.

Финансово-экономическое обоснование необходимых затрат на реализацию инновационного проекта

В ходе реализации проекта, нами были приобретены музыкальные инструменты:

  • ложки (20 шт)
  • треугольники (20 шт)
  • колокольчики  (20 шт)
  • музыкальные молоточки  (10 шт)
  • бубенцы  (10 шт)
  • металлофоны диатонические (8 шт)

куклы ростовые:

  • би-баб-бо
  • штоковые
  • марионетки
  • пальчиковый театр
  • люди-куклы, платковые

Костюмы взрослые:

  • Снегурочка
  • Дед Мороз
  • Баба Яга
  • Леший
  • Кощей
  • Клоун
  • Матрешка

Костюмы детские:

  • солдат
  • клоун
  • русский народный костюм (мальчик)
  • русский народный костюм (девочка)
  • король
  • принц

Головные уборы + накидка «Овощи»:

  • картофель
  • помидор
  • огурец
  • фасоль
  • капуста
  • морковь
  • свекла

Библиографический список

  1. Закон об образовании (от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – Электронный ресурс – Режим доступа: http:// минобрнауки.РФ (документы) 2974.;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014.
  3. Доронова Т.Н. Театральная деятельность детей 4 – 6 лет, (Методическое пособие для воспитателей дошкольного учреждения), - М., «Просвещение», 2004.;
  4. 16.Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. //Эстетическое воспитание. – М., 1983.
  5. 13.Кошелева А.Д. Игры – драматизации// Эмоциональное развития дошкольника. М., 1983.;
  6. Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П.Волгоград: Учитель, 2009;
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС 2003;
  8. Журнал « Музыкальный руководитель» Москва: ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника», № 4,2 .2015
  9. Картушина « Русские народные праздники в детском саду» Москва: Творческий Центр, 2006
  10.  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.Пособие « Как у наших у ворот» русские народные песни  в детском саду. Санкт- Петербург, издательство «Композитор», 2004
  11.  Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970
  12.  Якубовская Е.И., Ерёмина Н.В. Пособие «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников».СПб,2015
  13.  Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников.// Совушка. 2016. №2 URL: http:// kssjyushk ru/e – soyushka.n2/VP16030066./hml;
  14. Шорохова О.Н. Играем в сказку. – М.: ТЦ Сфера, 2006, - с.208.;
  15. Зимина И. Театр и театральные игры в детском саду  «Дошкольное воспитание», 2005. - №4.;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Конспект тематического часа «Что такое семья?» в рамках проекта муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Моя семья» для детей средней и старшей группы.

Конспект тематического часа «Что такое семья?» разработан с  целью формирования социальных представлений о семье, родословной, семейных традициях у воспитанников средней и старшей групп. ...

семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй

В данной презантации рассказывается о взаимодействии работы дошкольной организации с сеьями воспитанников. Семейный театр помогает развить творческие задатки, стимулировать равитие психических процесс...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Семья и семейные традиции »

Тип проекта: групповой, долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)Участники: дети  средней группы, воспитатели группы, родители.Срок реализац...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...