Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»
проект (старшая группа)

Старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sayt.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Подготовили:

Землянская Л.Г

МБДОУ «ДСКВ№86»мо г. Братск

2021-2023г.

Оглавление

  • Введение…………………………………………………………………..3

  • Паспорт проекта…………………………………………………………..4

  • Актуальность проекта…………………………………………………….5

  • Новизна проекта…………………………………………………………..6

  • Цель проекта……………………………………………………………....7

  • Предполагаемый результат………………………………………………8

  • Формы и методы работы над проектом…………………………………9

  • Риски при реализации проекта…………………………………………10

  • Этапы реализации проекта……………………………………………...11

  • Итоговый продукт……………………………………………………….21

  • Значимость проекта……………………………………………………...23

  • Заключение……………………………………………………………….24

  • Список используемой литературы ……………………………………..25

Введение

Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение, самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка

В.А Сухомлинский

Для раскрытия творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, социально-коммуникативных способностей, сплочения семьи и детского сада был задуман и воплощен этот проект.

Предоставляя детям возможность как можно больше играть, тем самым  мы развиваем их актерские способности , а также  личность.

Тренируя  когнитивные способности – память, внимание, речь, а также вырабатывая уверенность в своих силах, дети учатся лучше понимать и выражать себя, владеть собой.

Вовлечение родителей в совместную работу создало радостную атмосферу и открыло детям путь к успеху.

                          Паспорт проекта

Тип проекта:

  • творческий
  • Информационно- практически ориентированный

Продолжительность проекта:

  • Долгосрочный -2 года

 Возраст детей, на который рассчитан проект:

 Старший дошкольный возраст.

Образовательные области:

  • Познавательное развитие,
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие,.
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Участники проекта:

  • Воспитатели,
  • Дети старшего дошкольного возраста,
  •  Родители (законные представители),

Узкие специалисты:

  •  Музыкальный руководитель.
  • Психолог

Актуальность проекта

«В каждом ребенке дремлет птица,

 которую нужно разбудить для полета.

Творчество-вот имя этой волшебной птицы».

В.А. Сухомлинский

________________________________________________________________

              В положении ФГОС раскрыт принцип, направленный на развитие  индивидуализации детей - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Высшей формой индивидуализации является творчество. Этому способствует театральная деятельность. Она должна учитывать:

•        Индивидуальные социально-психические особенности детей

•        Особенности эмоционально-личностного развития

•        Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей

•        Любознательность

•        Исследовательский интерес

•        Возрастные полу ролевые особенности

  Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития продуктивного творческого воображения и креативного мышления.

С внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи, способы обучения для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из самых сильных педагогических средств развития творческих способностей детей считается театральная деятельность. Но на сегодняшний день у многих детей в современном мире, всё чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение, И эта тенденция постоянно растет, а детям сложно выразить свои эмоции словами, пересказать литературные произведения, описать сюжет картины.

 Театрализованная деятельность - эффективный способ воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко развивается индивидуальность, творческое воображение и креативное мышление. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, старается подражать мимике и жестам. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. В театрализованной деятельности  формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Новизна проекта

________________________________________________________________

Новизна данного проекта заключается в комплексном подходе к решению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста совместно с родителями. Объединив ведущие технологии:  ТРИЗ, ИКТ, социоигру и проектную деятельность с детьми и их родителями,  подключив специалистов ДОУ,  мы через театральную деятельность нашли ключ  к решению  данной проблемы.

Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является  участие в городском проекте «Театр от А до Я» и показ спектакля на сцене в Братском кукольном театре - «Тирлямы».

Цель проекта:

___________________________________________________________________________

Создание условий  для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через театральную деятельность совместно с родителями.

Задачи проекта:

__________________________________________________________________

  • Способствовать формированию гармонично развитой  личности ребенка, артистических навыков, творческого потенциала детей.
  • Развивать у детей интерес и потребность духовно обогащаться через театральную деятельность.
  • Развивать у детей  творческое мышление, память, внимание, воображение,  связную речь (монологическую и диалогическую форму, выразительность речи, грамматический строй речи), индивидуальность личности.
  • Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  • Приобщать детей и родителей к театральной культуре.
  • Устанавливать партнерские отношения  между участниками образовательного процесса

Предполагаемый результат

__________________________________________________________________

С детьми:

  • Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
  • Овладение детьми навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, этикета общения, способами передачи различных чувств, образов характерными движениями, мимикой, жестами, интонацией.
  • Формирование умения у детей взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
  • Развитие умения детей  слышать и воспринимать  музыкальный ритм, уверенно держатся на сцене.
  • Воспитание желания показывать спектакли, инсценировки  в своем дошкольном учреждение для детей и родителей .
  • С родителями:
  • Формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.
  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,  между детским садом и семьей.
  • Родители станут активными участниками образовательного процесса.

С педагогами:

  • Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями
  • Целесообразное включение элементов театрализации в организованную образовательную деятельность.
  • Укрепление связи с родителями, улучшение отношений между детьми.

Формы и методы работы над проектом

С детьми:

  • Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность.
  • Тематические выставки в ДОУ
  • Праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины
  • Игры-драматизации, театрализованные игры, коммуникативные игры

С родителями:

  • Родительские собрания
  • Консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия
  • Мастер- класс по изготовлению игрушек театра
  • Анкетирование родителей
  • Портфолио

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок,  творческие работы, презентации по теме проекта.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ, слушание музыкальных произведений по теме проекта.

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала, подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос.

Риски при реализации проекта

__________________________________________________________________

  • слабая заинтересованность родителей, отсутствие мотивации
  • низкая посещаемость, заболеваемость.
  • Пути преодоление рисков
  • Проведение информационной работы среди  родителей
  • Организация и проведение открытых занятий,  ежедневная работа с родителями,  репетиции, групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Использование здоровье сберегающих технологий
  • Отслеживание воспитателями деятельности по реализации  проекта

Роль родителей в реализации проекта

__________________________________________________________________

  • Во время работы над проектом, родители являются непосредственными участниками в создании предметно-развивающей среды: декорации, костюмы, изготовление кукол, ширм.
  • Родители принимают активное участие в театральной деятельности детей: (Интегрированное мероприятия по  театральной деятельности) , подготовка детей к спектаклю, совместные репетиции, участие в спектаклях ( исполнение ролей родителями),совместное участие в проекте национальных культур народов, проживающих в городе  Братске .

                          Этапы реализации проекта

                            Основные направления проекта.

       I этап- подготовительный

2021-2022г

Описание

Время реализации этапа

Ответственный

  • Анкетирование родителей.
  • Родительское собрание
  • Подбор  литературы по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды

Сентябрь

Воспитатели

II этап- основной

  • Беседа с детьми о театре
  • Просмотр презентации «Театры нашего города»
  • Просмотр мультфильмов о театре (Лунтик-«Театр»)
  • Разучивание чистоговорок  и скороговорок в течении всего года
  •  Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование
  • Организация группового мини-музея национальных культур в группе в течении всего года.
  • Создание картотеки «Артикуляционной гимнастики» для детей старшей группы и работа по ней с детьми  в течение всего учебного года.
  • Создание для совместной и самостоятельной деятельности детям  папки - Лэпбук (интерактивной папки) на тему «Театры нашей Страны»
  • Создание картотеки «Деление на компании»
  • Создание картотеки «Этюдов» для детей старшего дошкольного возраста , и обыгрывание в течение всего проекта .
  • Размещение в информационном стенде статьи для родителей «Что такое театр для детей в дошкольном возрасте.
  • Создание картотеки проблемных ситуаций и работа с детьми по ней в течении всего проекта.
  • Создание мнемотаблиц по сказкам и стихотворениям и работа с детьми по ним в течении года

Октябрь

Воспитатели

  •  Организация и проведение образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В мире театральных профессий» (актер, режиссер, костюмер ,гримёр)
  • Создание и рассматривание альбома с иллюстрациями театральных профессий.
  • Разучивание этюдов из картотеки «Медвежата», «Котята».
  • Чтение и обсуждение художественной литературы « Как Таппи научился лаять». Владимир Орлов
  • Разбор и заучивание  стихотворения « Как Таппи научился лаять». Владимир Орлов по ролям.
  • Деление на компании детей, работа в компаниях.
  • Создание сценария инсценировки по стихотворению В.Орлова
  • Репетиции инсценировки стихотворения «Как Таппи научился лаять». Владимир Орлов
  • Создание картотеки скороговорок .Разучивание скороговорок.
  • Изготовление дидактической игры на развитие речи в речевой уголок «Найди свой домик».
  • Создание картотеки на развитие эмоций. Игры – подражания.
  • Обогащение уголка уединения дидактической игрой «Мои эмоции»
  • Мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению настольного конусного театра
  •  Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый театр, настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО

Ноябрь

Воспитатели

  • Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста  с использование ИКТ технологий.  «Путешествие по театральной стране» (где дети показывают инсценировку стихотворения  «Как Таппи научился лаять». Владимира Орлова).
  •  Чтение художественной литературы на новогоднюю тематику (в том числе сказки «Рукавичка») обсуждение
  • Создание сценария спектакля по сказке «Рукавичка»  
  • Распределение ролей  в компаниях и заучивание текста к спектаклю «Рукавичка».
  • Изготовление родителями совместно с детьми костюмов к спектаклю
  • Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику (в том числе «Рукавичка») обсуждения
  • Театрализованные игры на подражани.
  • Использование этюдов  А.П Ершовой
  • Создание книги из фетра (совместно с родителями)-«Пальчиковый театр» по сказке «Рукавичка», « Заюшкина избушка». Обыгрывание  детьми
  • Домашнее задание для родителей –изготовить из фетра  по выкройке сказочного героя (пальчиковый театр)
  • Изготовление декораций совместно с  детьми «Ёлки из картона»
  • Размещение в информационном стенде буклетов «Бумажный театр-своими руками.»
  • Размещение книг со сказками «Рукавичка», «Теремок» в книжном уголке.

Декабрь

Воспитатель,

Родители

II этап основной

  • Репетиции спектакля «Рукавичка»
  • Подбор музыки к спектаклю
  • Показ спектакля для детей ясельного возраста и родителей «Рукавичка»
  • Размещение в ДОУ консультации для педагогов («Поговорим о театре», «Основы кукловождения»)
  • Создание картотеки «Игры и упражнения на развитие творческого воображения и их обыгрывание
  • Создание картотеки  «Игры на развитие интонации детей дошкольного возраста» и их обыгрывание
  • Создание картотеки по технологии Триз и использование её в работе в течении всего проекта.
  • Игры Этюды
  • Разучивание чистоговорок скороговорок  со звуками в течении года

Январь

Воспитатели

  • Создание  картотеки игр на внимание и обыгрывание их с детьми
  • Просмотр  презентации «День  защитника отечества»
  • Разучивание стихотворений к  «Дню защитника отечества»
  • Мероприятие к Дню защитника отечества «Спасатели вперед» с использованием методов Социоигры

и технологии ТРИЗ

  • Мастер-класс с родителями по изготовлению театральных игрушек для обыгрывания с детьми дома "Гонзики"

февраль

Воспитатели

  • Творческая гостиная, посвященная дню Матери с использованием игр драматизаций и этюдов
  • Подготовка и размещение статей для педагогов в ДОУ «Раскрытие эмоциональной выразительности у детей и взрослых» ,«Консультации по индивидуализации»
  • Создание и обыгрывание картотеки «Мирилки»
  • Создание и размещение статьи для родителей «Воспитание ребенка посредством театральной деятельности»
  • Разучивание с детьми скороговорок, чистоговорок и потешек.

Март

Воспитатели

  • Создание сценария спектакля «Муха-Цокотуха»
  • Анкетирование родителей с целью выявления желающих принять участие в совместном спектакле с детьми «Муха – Цокатуха»
  • Круглый стол с родителями (распределение ролей и  обязанностей в подготовке к спектаклю)
  • Просмотр с детьми мультфильма и чтение сказки «Муха- Цокотуха»
  • Разыгрывание этюдов к сказке «Муха-Цокотуха»
  • Творческая мастерская  по созданию книги  «Муха-Цокотуха» из совместных рисунков родители+дети
  • Репетиции спектакля «Муха- Цокотуха»
  • Подбор музыкального сопровождения, оборудования для спектакля

Апрель

Воспитатель

Родители

  • Итоговая репетиция с музыкальным сопровождением и декорациями в музыкальном зале.
  • Открытый показ спектакля для родителей и детей групп старшего дошкольного возраста.
  • Анализ проведенной работы за год

Май

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

2022-2023г

  • Продолжение развития проекта.
  • Оснащение и развитие предметно-пространственной среды в группе совместно с родителями
  • Просмотр презентаций «История возникновения театра», «Виды театров»
  • Посещение музея «»   : «Выставка кукол ручной работы», «Мастер-класс по изготовлению игрушек в технике валяние». Экскурсия  совместно с родителями и детьми.
  • Консультация для педагогов «Алгоритм постановки спектакля»
  • Консультация для родителей «Как определить артистический талант детей»
  • Подготовка инсценировки украинских песен в исполнении детей и родителей

Сентябрь

Воспитатели

  • Создание папки передвижки для родителей «Театр и дети», размещение статьи « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».
  • Экскурсия с детьми и родителями в  кукольный театр «Тирлямы», «Знакомство с видами сценических кукол»
  • Знакомство с приемами кукловождения на примере куклы- перчатки и куклы-вертепки через сказку Репка
  • Игры на развитие эмоций и воображения
  • Использование метода синквейна в работе с детьми в течении всего года
  • Мастер- класс для родителей и детей изготовление «Мимирующая игрушка»

Октябрь

Воспитатели

Родители

  • Организация предметно-развивающей среды педагоги и родители для театральной постановки «Сказкой  о умном мышонке»
  • Распределение ролей
  • Отработка с детьми приемов кукловождения ( куклы- перчатки и куклы-вертепки)
  •  «Мнемотаблицы при работе со сказкой. Синквейн. »

ноябрь

Воспитатели

родители

II этап основной

  • Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности совместно с родителями
  • Репетиции со «Сказкой  о умном мышонке»

декабрь

Воспитатели

  • Репетиции со «Сказкой  о умном мышонке»
  • Работа с детьми над интонацией, выразительность движений с использованием игр Этюдов
  • Разучивание чистоговорок скороговорок  со звуками

январь

Воспитатели

  • Репетиции со «Сказкой  о умном мышонке»
  • Подбор музыки к спектаклю
  • Мастер-класс для родителей «Изготовление мимической куклы»

февраль

Воспитатели,

Родители

  • Итоговая репетиция со «Сказкой  о умном мышонке»
  • Изготовление с детьми афиши

март

Воспитатели

III этап-заключительный

  • Показ Спектакля  в дошкольном учреждение  для родителей, детей  старшего дошкольного возраста .

апрель

Воспитатели

родители

  • Подготовка отчёта о проделанной работе с детьми по теме: «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй
  • Завершение  проекта
  • Подведение итогов проекта
  • Сбор материалов в кейс папку

май

Воспитатели

Значимость проекта

__________________________________________________________________

Проект  «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.

Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием творческих способностей детей не прекращается ,а продолжается  более обширно.

Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями и узкими специалистами.

Заключение

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Занимаясь с детьми театральной деятельностью мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной , наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

«Преодоление трудного начинается с легкого,

осуществление великого начинается с малого,

ибо в мире трудное образуется из легкого,

а великое – из малого»

.Лао-Цзы

Список используемой литературы

1.Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 628 c.

2. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - Москва: Гостехиздат, 2014. - 224 c.

3. Скиллер, Пэм 750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста / Пэм Скиллер , Джоан Россано. - Москва: ИЛ, 2013. - 416 c.

4. Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. - М.: Скрипторий 2003, 2016. - 112 c.

5. Трясорукова, Т. П. 30 занятий для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 580 c.

6. Узорова, О.В. 400 узоров. Для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, 2016. - 495 c.

7. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2016. - 192 c.

8. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Дрофа, 2016. - 781 c.

9. Элизабет, М. Грюнелиус Вальдорфский детский сад. Воспитание детей дошкольного возраста / Элизабет М. Грюнелиус. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 215 c.

10. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 №4. стр. 5-9.

11. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981

12. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.

13.Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435-442.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй

     Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития малыша необходимо их взаимодействие. Дошколь...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...

семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй

В данной презантации рассказывается о взаимодействии работы дошкольной организации с сеьями воспитанников. Семейный театр помогает развить творческие задатки, стимулировать равитие психических процесс...

«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но , как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять дру...

Социально-педагогическое партнёрство, как форма эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй

Социально-педагогическое партнёрство, как форма эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй...

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

1. Проект «Семейный театр как средство взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с семьей" 2. Фотоматериал...