Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Лочинова Алина Александровна

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников

                                                                   Воспитатель: Лочинова А.А.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.

Педагогическое кредо педагогов ТРИЗ - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз педагогов ТРИЗ - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Занятия по методу ТРИЗ в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Зачастую игры ТРИЗ возникают на ровном месте. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп.

Необходимо учитывать следующие моменты:

  • Непрерывная диагностика детей (мониторинг).
  • Обязательно оперативно проверять наличие понимания детьми нового материала. Методика проверки проста, - после объяснения задается вопрос: “Повтори, как меня понял? Приведи пример, реши задачу, объясни, как ее решал?”
  • Периодическое определение уровня интеллектуальных способностей по принципу “было - стало”. Желательна, конечно, оценка состояния детей по медицинским, психологическим, физиологическим и социальным показателям.

Во время занятий надо:

  • показывать как решать задачи и оттачивать методы решения задач,
  • обучать принципам построения методов решения, то есть законам,
  • на которых они и построены, (методикам самостоятельного нахождения методик решения задач),
  • обучать придумыванию задач.
  • Научить в хорошем видеть плохое, а из плохого извлекать максимальную пользу.

Занятия по ТРИЗ следует проводить, учитывая следующие принципы:

  • От простого к сложному.
  • От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению,
  • От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( четыре пять тем и 10 - 15 задач и упражнений), продолжительность от 10 до 30 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.
  • От единичного к общему. От индуктивного мышления к дедукции. И от общего к единичному, дедукции .
  • От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко...) и копирования к творчеству.
  • От разрозненных фактов к поиску закономерностей.
  • От бессистемности к системности
  • От поверхностного знания к глубинному. От изучения следствий к анализу причин. От “узкого” предметного мышления к “широкому” диалектическому и системному.
  • От инертности к интересу и, далее, к одержимости.
  • От информации к знаниям и умению их использовать.
  • От однофункциональности к многофункциональности.
  • От “хочу” к “надо”. От детского эгоцентризма к ответственности.
  • От неуверенности к уверенности.
  • От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.
  • От “заливания” знаний к развитию мышления и поиску способов решений.

Чем руководствоваться, выбирая темы для текущих занятий?

Главный критерий выбора материала - возраст детей.

Воспитатель сам должен подбирать упражнения и формировать занятия, но обязательно с учетом возрастных особенностей своих детей. Например, для детей младшего возраста - развитие сказочной фантазии и образного мышления, а для старших - больше логики, законов и абстракций. Дети быстро взрослеют - малыши от месяца к месяцу и это надо учитывать.

На каждом занятии давать:

Упражнения для развития мышления, нравственности, воображения, памяти, чувства юмора, волевых качеств.

Через занятие: упражнения для развития внимания, смекалки, игры “Хорошо- плохо”. Методы закрепления знаний. Если занятие 20 минут, то две - три темы и 10- 15 упражнений.

На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть: интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно, лично полезно сейчас и потом, весело, эмоционально, должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.

Принцип комфортности обучения. Атмосфера понимания и радости общения. “Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.

Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики ( A.A. Гин, A.A. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий:

  1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.
  2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.
  3. Желательно создать на занятиях ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.
  4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.
  5. Необходимо воспитать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.
  6. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы и т.д.
  7. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.
  8. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.
  9. Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.
  10. Включение        "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!
  11. 3а одно занятие делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.
  12. На        занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у детей мотивацию и желание развивать своё мышление.
  13. Дети        должны радоваться общению с Вами, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.
  14. Наверно,        никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила НА ПРАКТИКЕ, то он и НЕ, ЗНАЕТ этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач. Это важный принцип обучения.

Для тренировок следует брать упражнения, соответствующие склонностям и способностям детей. Занятия по ТРИЗ должны приближаться к идеальным, то есть они должны быть многофункциональными: И учить мышлению, И давать знания, И развивать память и внимание, И давать радость, И даже быть психотерапевтическими . Если дети начинают основательно изучать ТРИЗ в детском саду, то их успехи в школе, как говорят, видны невооруженным глазом.

Следует поговорить с родителями, рассказать им о ТРИЗ, "влюбить" их в ТРИЗ, прочитать им лекции о ТРИЗ, провести консультации.

Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми надо научить их ориентироваться в современном мире, чтобы « при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет

Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...

Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.

    Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"

Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....

Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование приема составления синквейнов.

В педагогике существует множество методик, способствующих развитию речи детей.Одним из эффективных приемов является работа над созданием синквейна как вида поэтического творчества....