Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников
консультация (старшая группа)
Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников
Воспитатель: Лочинова А.А.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Педагогическое кредо педагогов ТРИЗ - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз педагогов ТРИЗ - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.
Занятия по методу ТРИЗ в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Зачастую игры ТРИЗ возникают на ровном месте. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп.
Необходимо учитывать следующие моменты:
- Непрерывная диагностика детей (мониторинг).
- Обязательно оперативно проверять наличие понимания детьми нового материала. Методика проверки проста, - после объяснения задается вопрос: “Повтори, как меня понял? Приведи пример, реши задачу, объясни, как ее решал?”
- Периодическое определение уровня интеллектуальных способностей по принципу “было - стало”. Желательна, конечно, оценка состояния детей по медицинским, психологическим, физиологическим и социальным показателям.
Во время занятий надо:
- показывать как решать задачи и оттачивать методы решения задач,
- обучать принципам построения методов решения, то есть законам,
- на которых они и построены, (методикам самостоятельного нахождения методик решения задач),
- обучать придумыванию задач.
- Научить в хорошем видеть плохое, а из плохого извлекать максимальную пользу.
Занятия по ТРИЗ следует проводить, учитывая следующие принципы:
- От простого к сложному.
- От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению,
- От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( четыре пять тем и 10 - 15 задач и упражнений), продолжительность от 10 до 30 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.
- От единичного к общему. От индуктивного мышления к дедукции. И от общего к единичному, дедукции .
- От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко...) и копирования к творчеству.
- От разрозненных фактов к поиску закономерностей.
- От бессистемности к системности
- От поверхностного знания к глубинному. От изучения следствий к анализу причин. От “узкого” предметного мышления к “широкому” диалектическому и системному.
- От инертности к интересу и, далее, к одержимости.
- От информации к знаниям и умению их использовать.
- От однофункциональности к многофункциональности.
- От “хочу” к “надо”. От детского эгоцентризма к ответственности.
- От неуверенности к уверенности.
- От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.
- От “заливания” знаний к развитию мышления и поиску способов решений.
Чем руководствоваться, выбирая темы для текущих занятий?
Главный критерий выбора материала - возраст детей.
Воспитатель сам должен подбирать упражнения и формировать занятия, но обязательно с учетом возрастных особенностей своих детей. Например, для детей младшего возраста - развитие сказочной фантазии и образного мышления, а для старших - больше логики, законов и абстракций. Дети быстро взрослеют - малыши от месяца к месяцу и это надо учитывать.
На каждом занятии давать:
Упражнения для развития мышления, нравственности, воображения, памяти, чувства юмора, волевых качеств.
Через занятие: упражнения для развития внимания, смекалки, игры “Хорошо- плохо”. Методы закрепления знаний. Если занятие 20 минут, то две - три темы и 10- 15 упражнений.
На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть: интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно, лично полезно сейчас и потом, весело, эмоционально, должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.
Принцип комфортности обучения. Атмосфера понимания и радости общения. “Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.
Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики ( A.A. Гин, A.A. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий:
- Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.
- Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.
- Желательно создать на занятиях ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.
- Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.
- Необходимо воспитать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.
- При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы и т.д.
- Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.
- Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.
- Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.
- Включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!
- 3а одно занятие делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.
- На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у детей мотивацию и желание развивать своё мышление.
- Дети должны радоваться общению с Вами, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.
- Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила НА ПРАКТИКЕ, то он и НЕ, ЗНАЕТ этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач. Это важный принцип обучения.
Для тренировок следует брать упражнения, соответствующие склонностям и способностям детей. Занятия по ТРИЗ должны приближаться к идеальным, то есть они должны быть многофункциональными: И учить мышлению, И давать знания, И развивать память и внимание, И давать радость, И даже быть психотерапевтическими . Если дети начинают основательно изучать ТРИЗ в детском саду, то их успехи в школе, как говорят, видны невооруженным глазом.
Следует поговорить с родителями, рассказать им о ТРИЗ, "влюбить" их в ТРИЗ, прочитать им лекции о ТРИЗ, провести консультации.
Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми надо научить их ориентироваться в современном мире, чтобы « при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г.С. Альтшуллер).
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-217659-1369204128.jpg)
«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»
Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-840557-1555360059.jpg)
Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет
Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-1242339-1587390466.jpg)
Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.
Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253477-1368277271.jpg)
Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"
Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594166-1424019051.png)
Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование приема составления синквейнов.
В педагогике существует множество методик, способствующих развитию речи детей.Одним из эффективных приемов является работа над созданием синквейна как вида поэтического творчества....