Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Брычкина Татьяна Александровна

Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ «Каталог»

для развития речевого творчества детей 5 -7 лет

Суть метода  заключается в построении связного текста сказочно содержания с помощью наугад выбранных персонажей, предметов, действий и т.д. Метод помогает научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Он создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия. Для составления сказок с детьми старше 6 лет используют   незнакомые им  тексты.

Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма создания сказок В.Я.Проппа.

Ожидаемые  результаты использования данного метода ТРИЗ: самостоятельное придумывание детьми сказок с помощью наугад выбранных слов, освоение последовательности вопросов, на основе которых можно создать сказочный текст.

С чего педагогу начать работу?

  • Воспитатель выбирает   книгу, с   помощью  которой будет  составляться сказка. Желательно, чтобы текст был для детей незнаком.
  • Затем педагог задает детям первый вопрос «Жил-был…кто? (что?)» и открывает книгу на любой странице, предлагая ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим, он выбрал слово «пенек». Воспитатель говорит: «Жил-был…пенек! Значит, история будет про пенек.»
  • Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое на этой строчке. Надо стремиться включать в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из которого выбрал ребенок.
  • Затем дети самостоятельно или с помощью воспитателя «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.
  • Дети совместно придумывают название получившейся сказки.
  • Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают  текст.
  • Организуется продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по содержанию придуманной сказки.

       Чтобы дети во время игры не теряли интереса, необходимо:

- проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

- эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т.д.);

- если дети устали, необходимо прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории;

- работе с детьми старшего дошкольного возраста роль ведущего может взять на себя ребенок, воспитатель осуществляет функцию контролера;

- можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков;

- для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить.

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

- Жил-был кто?(что?)

- Какой он был?

- Что умел делать?

- Пошел гулять (путешествовать) куда? или искать кого? (что?)

- Встретил кого? Какой он был?

- Что произошло при встрече?

- У нашего героя был друг кто? Какой он был?

- Как он мог помочь главному герою?

- Что     они  стали  делать?

Применение в своей работе данного метода ТРИЗ позволит педагогам активизировать воображение и речевое творчество детей, будет способствовать развитию их интереса к сочинительству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...

Использование моделей для развития речевого творчества детей.

Научить ребенка свободно владеть родным языком, развивать речевое творчество детей помогут такие средства как использование моделей....

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».

Знакомство с развивающими играми с использованием технологии ТРИЗ для развития речевого творчества детей....

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

     Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдв...