Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование приема составления синквейнов.
статья по развитию речи (старшая группа)

Шапкина Ирина Владимировна

В педагогике существует множество методик, способствующих развитию речи детей.Одним из эффективных приемов является работа над созданием синквейна как вида поэтического творчества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование приема составления синквейнов.

«В педагогике существует множество методик, способствующих развитию речи детей, но их использование не предполагает развитие речевого творчества, поскольку многие педагогические приемы построены на повторении, подражании, копировании образцов взрослого. Поэтому задача педагога не просто научить детей правильно и четко говорить, но активизировать их познавательную деятельность, развивать творческие способности.

 Одним из эффективных и по-настоящему интересных приемов, направленных на решение данных задач, является работа над созданием синквейна как вида поэтического творчества.  Прием составление синквейнов одна из педагогических возможностей для развития речевого творчества старших дошкольников.

Само слово «синквейн» имеет французское происхождение – и в буквальном переводе означает «пять…..». синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк.

При его написании существуют определенные правила. Первая строчка состоит из одного ключевого слова (обычно это существительное), определяющего содержание стихотворения. Это может быть название предмета, объекта живой и неживой природы или имя героя.

Вторая – включает два слова. Это прилагательные, характеризующие первую строчку, слова, которые описывают признаки предмета или его свойства (можно соединять слова союзами и предлогами).

Третья – состоит из трех глаголов, которые обозначают действие и относятся к теме стихотворения.

Четвертая –предложение (фраза), состоящая из четырех слов которое выражает отношение автора к теме.

Пятая – состоит из одного слова – резюме, обычно это существительное которое является ассоциацией, синонимом и характеризует суть темы в первой строчке.

Пример.

Осень.

Яркая, красивая.

Чарует, удивляет, припасает.

Мне нравится сезон перемен.

Волшебство.

Стоит отметить, что допустимо использовать три или пять слов в четвертой строке, и два слова (словосочетание) в пятой, если это улучшит текст стихотворения.

Пример.

Заяц.

Белый, пушистый

Прячется, грызет, скачет.

Он лесной житель.

Длинные уши.

Знакомить детей с составлением синквейна целесообразно со старшего дошкольного возраста. При этом педагогу важно помнить, что:

-данная работа должна восприниматься детьми как увлекательная ига;

- синквейны составляются только на темы, которые хорошо известны детям (лучше начинать с простых понятий);

- необходимо показывать образец составления синквейна;

-дети могут составить синквейы, работая на первых порах в паре с педагогом, затем в паре с другими детьми, в небольших группах и только затем самостоятельно.

Кроме того, чем богаче словарь ребенка, тем легче ему будет сочинять синквейн. Поэтому работу надо начинать с уточнения и обогащения словарного запаса.

На этом этапе можно использовать следующие игровые упражнения.

«подбери определения».Например к слову «слива». Какая она? Зрелая, сочная, кислая, душистая.

«Узнай, о чем я говорю». Например, теплые, шерстяные, вязаные, красивые, согревают в мороз (варежки).

«Кто что делает». Например, врач (слушает, смотрит, лечит); обезьянки (лазают, дразнятся, качаются).

«Назови части целого». Например, у дерева есть (корень, ствол, ветки, листья), у книги есть (обложка, страницы, рисунок, слова).

Составлять синквейны могут как читающие дети, так и дети, которые еще не умеют читать. Педаго вводит условные обозначения, при этом правила составления синквейна оформляются в виде схемы. Условные обозначения могут быть самыми разными главное, чтобы они были понятны.

Если дети затрудняются при составлении синквейна, можно задавать им наводящие вопросы.

Задания на составление синквейна могут быть различными:

-составить как можно больше синквейнов к одному слову;

- синквейны к разным словам, связанные между собой лексической темой;

- короткий рассказ по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в его состав;

- изменить готовый синквейн;

- можно дать неполный синквей и предложить определить, какая часть стихотворения отсутсвует (например, дан синквейн без второй строки – без указания признаков предмета, необходимо их определить).

Интерес детей также вызывают синквейны – загадки, когда не называется ключевое слово из первой строчки. Задача детей догадаться, о чем или о ком идет речь.

Серый, колючий.

Фыркает, спит, сворачивается.

Лесной житель.

Темы синквейнов могут быть самыми разнообразными. Данный прием подойдет для использования во всех образовательных областях.

-В области «социально- коммуникативное развитие» можно использовать темы «дружба», «труд», «Безопасность»;

-Темы «Мир природы», «Предметы рукотворного мира» и др. хороши для синквенов в области «Познавательное Развитие»

- «Речевое развитие». Возможны темы: «литературные произведения», «персонажи сказок»;

- В области «Художественно – эстетическое развитие» можно использовать темы: «профессии людей искусства», «музыкальные инструменты», «предметы для детского творчества»;

- «Физиче6ское развитие». В данной области подойдут темы: «предметы гигиены», «спортивные атрибуты», «виды спорта».

Таким образом, использование приема составления синквейна в работе по развитию речевого творчества старших дошкольников позволяет не только обогатить словарный запас, но и способствует творческому самовыражению ребенка, развивает умение формулировать идею, правильно понимать и задавать вопросы, выделять главную мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...

Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.

    Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,...

Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...

«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...