Статья "Причины, профилактика и коррекция поведения «трудного» ребёнка".
статья
В статье рассказывается о деструктивном поведении ребёнка, о причинах такого поведения. Приведены примеры такого поведения. Предложены пути решения этих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины, профилактика
и коррекция поведения «трудного» ребёнка.
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ г.Иркутска детский сад №12 Кондратьева Л.П.
Несколько лет назад, высказываясь о поведении ребёнка, как о «трудном» ребёнке – мы подразумевали подростка. Но «трудный» ребёнок «помолодел». В дошкольном учреждении часто можно слышать от воспитателей: нарушает дисциплину, плюётся, кусается, говорит матерные слова, очень агрессивный. И всё это о малыше 5-7 лет. У таких детей с деструктивным поведением можно наблюдать и такие поступки, как ложь и воровство.
Деструктивное поведение – это поведение, которое часто не одобряется окружающими, нарушает нормы общества, а иногда и закона.
Впервые о деструктивном поведении упомянул в своих работах Альфред Адлер в прошлом веке. Согласно теории А.Адлера мы стремимся к утверждению собственной значимости, и в какие - то моменты к нам может подкрасться ощущение неполноценности. Даже к тем, у кого за плечами большой опыт в профессиональной деятельности. Ребёнок чувствует себя неполноценным в сравнении со всеми взрослыми: взрослый умеет гораздо больше, чем ребёнок: «Ему дозволено то, что недостижимо для меня!» Ребёнок не догадывается, что кроме превосходства в росте и силе, у взрослого может ничего и не быть.
Недаром великий польский педагог Януш Корчак совершенно справедливо заметил: «Жизнь ребенка — не рай, а драма».
Классик детской психологии американский психолог Рудольф Дрейкурс говорил, что те методы воспитания, которыми обычно пользуются родители- малоэффективны и не принесут того результата, к которому они стремятся, как бы самоотверженно они не любили своё чадо. Р.Дрейкурс выделил четыре цели нежелательного поведения ребенка:
-потребность во внимании родителей,
-борьба за власть в семье,
-месть
-уклонение от обязанностей - и показал, как дети добиваются этих целей, на примере самых частых ситуаций из семейной практики.
Рассмотрим эти цели на примерах поведения ребёнка. Давайте согласимся с тем, что дети требуют много внимания. Слово «требует» означает просить что-либо в повелительной форме, т.е. заставлять делать то, что хочет он (ребёнок): поиграть, почитать, погулять, купить любимое лакомство и т.д.
Дети недостаточно опытны в постановке цели и обычно принимают такую позицию: «я хочу привлечь внимание сиюминутно». Ребёнок может настаивать, притом не слушая объяснения взрослого, потом начинаются возмущения, крики…истерика. Способы привлечения внимания могут быть самыми различными. Другой ребёнок поведёт иначе: обнимает, целует, говорит ласковые слова. И когда мы всё же уделяем внимание – этим усиливаем ошибочное мнение ребёнка: «так вот как надо действовать»
Борьба за власть в семье становится в настоящее время обычным делом: родители и дети хотят показать друг другу, кто сильнее. Равенство между членами семьи отходит на последний план. Нет «семейных посиделок», где можно было всем вместе обсудить жизнедеятельность всей семьи: каждый живёт сам по себе, не вникая в жизнь других членов. И на вопрос: «Чем занимаются твои родители?», ребёнок в лучшем случае отвечает: «работают на работе», «денежки зарабатывают». А зачем вникать в это, если я самый главный!? И в любой момент ребёнок напоминает об этом родителям. И это является тоже большой ошибкой.
Продолжая вести борьбу за власть и не достигая желаемого результата (при этом взрослым не хватает знаний для того, чтобы объяснить неправильность поведения), дети решают, что единственный способ выиграть в этой борьбе - сделать больно, навредить тому, кто встал у него на пути.
Уклонение от обязанностей - цель нежелательного (деструктивного) поведения ребёнка. Испытывая какие-либо трудности, не имея опыта справиться с ними, к ребёнку приходит неуверенность. Не получив помощи от взрослых – наступает отчаяние. Полностью обескураженный, отчаявшийся ребенок сдается. Он чувствует, что не может добиться успеха, ни при каких условиях, все бесполезно.
Так как же справиться с нежелательным поведением ребёнка? Родители могут только побудить желание ребёнка изменить свою цель. И даже после этого исправить ошибочное представление о достижении цели не всегда удаётся. Не следует говорить ребёнку, что его цель неправильная. Этим мы можем только навредить.
«Конечно, правильное решение возникающих трудностей не всегда можно найти сразу. И этот момент является лишь одним из многих в серии событий, которые мы либо решаем, либо отказываемся от решения, полагая это невозможным. А у наших детей каждый момент их жизни либо способствует их развитию и улучшению отношений, либо, наоборот, закреплению неправильные установки и плохой социальной адаптации.» Р. Дрейкурс. [1,294]
Рекомендации:
- Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов.
- Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.
- Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11 Какие же слова ты написал сегодня правильно?» «Я тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.
- С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения, особенно вначале, должны быть небольшими.
- Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.
Список литературы
1.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1981-207с.
2.Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011 -296с.
3.Дрейкурс Р. Счастливые дети. Педагогический бестселлер. Континент – Прим, 2008-240с.
4. Кузнецов Ю., Велькович Л. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2012-12с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Трудный ребёнок"
Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-378619-1674194747.jpg)
Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"
Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-548192-1419359707.jpg)
Трудный ребёнок.
Консультация для родителей. Делая ставку на общение, вы станете счастливчиками, для которых детство ребёнка пройдёт без ярлыка "трудный"....
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/04/picture-1041949-1528124510.jpg)
Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"
В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-916486-1492157789.jpg)
Коррекция поведения ребёнка.
В данной статье разберем причины плохого поведения и приемы для его коррекции....