Статья "Причины, профилактика и коррекция поведения «трудного» ребёнка".
статья

Кондратьева Лилия Павловна

В статье рассказывается о деструктивном поведении ребёнка, о причинах такого поведения. Приведены примеры такого поведения. Предложены пути решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Причины, профилактика

 и коррекция поведения «трудного» ребёнка.

Подготовила педагог-психолог

                                                         МБДОУ г.Иркутска  детский сад №12                   Кондратьева Л.П.

Несколько лет назад, высказываясь о поведении ребёнка, как о «трудном» ребёнке – мы подразумевали подростка. Но «трудный» ребёнок «помолодел». В дошкольном учреждении часто можно слышать от воспитателей: нарушает дисциплину, плюётся, кусается, говорит матерные слова, очень агрессивный. И всё это о малыше 5-7 лет. У таких детей с деструктивным поведением можно наблюдать и такие поступки, как ложь и воровство.

        Деструктивное поведение – это поведение, которое часто не одобряется окружающими, нарушает нормы общества, а иногда и закона.

Впервые о деструктивном поведении упомянул в своих работах Альфред Адлер в прошлом веке. Согласно теории А.Адлера  мы стремимся к утверждению собственной значимости, и в какие - то моменты к нам может подкрасться ощущение неполноценности. Даже к тем, у кого за плечами большой опыт  в профессиональной деятельности.  Ребёнок чувствует себя неполноценным в сравнении со всеми взрослыми: взрослый умеет гораздо больше, чем ребёнок: «Ему дозволено то, что недостижимо для меня!» Ребёнок не догадывается, что кроме превосходства в росте и силе,  у взрослого может ничего и не быть.

Недаром великий польский педагог Януш Корчак совершенно справедливо заметил: «Жизнь ребенка — не рай, а драма».

Классик детской психологии американский психолог Рудольф Дрейкурс говорил, что те методы воспитания, которыми обычно пользуются родители- малоэффективны и не принесут того результата, к которому они стремятся, как бы  самоотверженно они не любили своё чадо. Р.Дрейкурс выделил четыре цели нежелательного поведения ребенка:

-потребность во внимании родителей,

-борьба за власть в семье,

-месть

-уклонение от обязанностей - и показал, как дети добиваются этих целей, на примере самых частых ситуаций из семейной практики.

Рассмотрим эти цели на примерах поведения ребёнка. Давайте согласимся с тем, что дети требуют много внимания. Слово «требует» означает просить что-либо в повелительной форме, т.е. заставлять делать то, что хочет он (ребёнок): поиграть, почитать, погулять, купить любимое лакомство и т.д.

Дети недостаточно опытны в постановке цели и обычно принимают такую позицию: «я хочу привлечь внимание сиюминутно». Ребёнок  может настаивать, притом не слушая объяснения взрослого, потом начинаются возмущения, крики…истерика. Способы привлечения внимания могут быть самыми различными. Другой ребёнок поведёт иначе: обнимает, целует, говорит ласковые слова. И когда мы всё же уделяем внимание – этим усиливаем ошибочное мнение ребёнка: «так вот как надо действовать»

Борьба за власть в семье становится в настоящее время обычным делом:  родители и дети хотят показать друг другу, кто сильнее.  Равенство между членами семьи отходит на последний план. Нет «семейных посиделок», где  можно было всем вместе обсудить жизнедеятельность всей семьи: каждый живёт сам по себе, не вникая в жизнь других членов. И на вопрос: «Чем занимаются твои родители?», ребёнок в лучшем случае отвечает: «работают на работе», «денежки зарабатывают».  А зачем вникать в это, если я самый главный!? И в любой момент ребёнок напоминает об этом родителям. И это является тоже большой ошибкой.

Продолжая вести борьбу за власть и не достигая желаемого результата (при этом взрослым не хватает знаний для того, чтобы объяснить неправильность поведения), дети решают, что единственный способ выиграть в этой борьбе - сделать больно, навредить тому, кто встал у него на пути.

Уклонение от обязанностей -  цель нежелательного  (деструктивного) поведения ребёнка. Испытывая какие-либо трудности, не имея опыта справиться с ними, к ребёнку приходит неуверенность. Не получив помощи от взрослых – наступает  отчаяние.  Полностью обескураженный, отчаявшийся ребенок сдается. Он чувствует, что не может добиться успеха,  ни при каких условиях, все бесполезно.

Так как же справиться с нежелательным поведением ребёнка? Родители могут только побудить желание ребёнка изменить свою цель. И даже после этого исправить ошибочное представление о достижении цели не всегда удаётся. Не следует говорить ребёнку, что его цель неправильная. Этим мы можем только навредить.

«Конечно, правильное решение возникающих трудностей не всегда можно найти сразу. И этот момент является лишь одним из многих в серии событий, которые мы либо решаем, либо отказываемся от решения, полагая это невозможным. А у наших детей каждый момент их жизни либо способствует их развитию и улучшению отношений, либо, наоборот, закреплению неправильные установки и плохой социальной адаптации.»  Р. Дрейкурс. [1,294]

Рекомендации:

  • Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов.
  • Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.
  • Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11 Какие же слова ты написал сегодня правильно?» «Я тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.
  • С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения, особенно вначале, должны быть небольшими.
  • Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.

Список литературы

1.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1981-207с.

2.Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011 -296с.

3.Дрейкурс Р. Счастливые дети. Педагогический бестселлер. Континент – Прим, 2008-240с.

4. Кузнецов Ю., Велькович Л. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2012-12с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудный ребёнок"

Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Трудный ребёнок.

Консультация для родителей. Делая ставку на общение, вы станете счастливчиками, для которых детство ребёнка пройдёт без ярлыка "трудный"....

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"

В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого....

Коррекция поведения ребёнка.

В данной статье разберем причины плохого поведения и приемы для его коррекции....