Статья "Причины, профилактика и коррекция поведения «трудного» ребёнка".
статья

Кондратьева Лилия Павловна

В статье рассказывается о деструктивном поведении ребёнка, о причинах такого поведения. Приведены примеры такого поведения. Предложены пути решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Причины, профилактика

 и коррекция поведения «трудного» ребёнка.

Подготовила педагог-психолог

                                                         МБДОУ г.Иркутска  детский сад №12                   Кондратьева Л.П.

Несколько лет назад, высказываясь о поведении ребёнка, как о «трудном» ребёнке – мы подразумевали подростка. Но «трудный» ребёнок «помолодел». В дошкольном учреждении часто можно слышать от воспитателей: нарушает дисциплину, плюётся, кусается, говорит матерные слова, очень агрессивный. И всё это о малыше 5-7 лет. У таких детей с деструктивным поведением можно наблюдать и такие поступки, как ложь и воровство.

        Деструктивное поведение – это поведение, которое часто не одобряется окружающими, нарушает нормы общества, а иногда и закона.

Впервые о деструктивном поведении упомянул в своих работах Альфред Адлер в прошлом веке. Согласно теории А.Адлера  мы стремимся к утверждению собственной значимости, и в какие - то моменты к нам может подкрасться ощущение неполноценности. Даже к тем, у кого за плечами большой опыт  в профессиональной деятельности.  Ребёнок чувствует себя неполноценным в сравнении со всеми взрослыми: взрослый умеет гораздо больше, чем ребёнок: «Ему дозволено то, что недостижимо для меня!» Ребёнок не догадывается, что кроме превосходства в росте и силе,  у взрослого может ничего и не быть.

Недаром великий польский педагог Януш Корчак совершенно справедливо заметил: «Жизнь ребенка — не рай, а драма».

Классик детской психологии американский психолог Рудольф Дрейкурс говорил, что те методы воспитания, которыми обычно пользуются родители- малоэффективны и не принесут того результата, к которому они стремятся, как бы  самоотверженно они не любили своё чадо. Р.Дрейкурс выделил четыре цели нежелательного поведения ребенка:

-потребность во внимании родителей,

-борьба за власть в семье,

-месть

-уклонение от обязанностей - и показал, как дети добиваются этих целей, на примере самых частых ситуаций из семейной практики.

Рассмотрим эти цели на примерах поведения ребёнка. Давайте согласимся с тем, что дети требуют много внимания. Слово «требует» означает просить что-либо в повелительной форме, т.е. заставлять делать то, что хочет он (ребёнок): поиграть, почитать, погулять, купить любимое лакомство и т.д.

Дети недостаточно опытны в постановке цели и обычно принимают такую позицию: «я хочу привлечь внимание сиюминутно». Ребёнок  может настаивать, притом не слушая объяснения взрослого, потом начинаются возмущения, крики…истерика. Способы привлечения внимания могут быть самыми различными. Другой ребёнок поведёт иначе: обнимает, целует, говорит ласковые слова. И когда мы всё же уделяем внимание – этим усиливаем ошибочное мнение ребёнка: «так вот как надо действовать»

Борьба за власть в семье становится в настоящее время обычным делом:  родители и дети хотят показать друг другу, кто сильнее.  Равенство между членами семьи отходит на последний план. Нет «семейных посиделок», где  можно было всем вместе обсудить жизнедеятельность всей семьи: каждый живёт сам по себе, не вникая в жизнь других членов. И на вопрос: «Чем занимаются твои родители?», ребёнок в лучшем случае отвечает: «работают на работе», «денежки зарабатывают».  А зачем вникать в это, если я самый главный!? И в любой момент ребёнок напоминает об этом родителям. И это является тоже большой ошибкой.

Продолжая вести борьбу за власть и не достигая желаемого результата (при этом взрослым не хватает знаний для того, чтобы объяснить неправильность поведения), дети решают, что единственный способ выиграть в этой борьбе - сделать больно, навредить тому, кто встал у него на пути.

Уклонение от обязанностей -  цель нежелательного  (деструктивного) поведения ребёнка. Испытывая какие-либо трудности, не имея опыта справиться с ними, к ребёнку приходит неуверенность. Не получив помощи от взрослых – наступает  отчаяние.  Полностью обескураженный, отчаявшийся ребенок сдается. Он чувствует, что не может добиться успеха,  ни при каких условиях, все бесполезно.

Так как же справиться с нежелательным поведением ребёнка? Родители могут только побудить желание ребёнка изменить свою цель. И даже после этого исправить ошибочное представление о достижении цели не всегда удаётся. Не следует говорить ребёнку, что его цель неправильная. Этим мы можем только навредить.

«Конечно, правильное решение возникающих трудностей не всегда можно найти сразу. И этот момент является лишь одним из многих в серии событий, которые мы либо решаем, либо отказываемся от решения, полагая это невозможным. А у наших детей каждый момент их жизни либо способствует их развитию и улучшению отношений, либо, наоборот, закреплению неправильные установки и плохой социальной адаптации.»  Р. Дрейкурс. [1,294]

Рекомендации:

  • Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов.
  • Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.
  • Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11 Какие же слова ты написал сегодня правильно?» «Я тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.
  • С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения, особенно вначале, должны быть небольшими.
  • Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.

Список литературы

1.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1981-207с.

2.Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011 -296с.

3.Дрейкурс Р. Счастливые дети. Педагогический бестселлер. Континент – Прим, 2008-240с.

4. Кузнецов Ю., Велькович Л. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2012-12с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудный ребёнок"

Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"

В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого....

Коррекция поведения ребёнка.

В данной статье разберем причины плохого поведения и приемы для его коррекции....

Причины нарушения правил поведения «Трудные» дети, причины трудновоспитуемости

В последнее время встает вопрос о так называемых трудных детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причину этого, прежде всего во внешних факторах – просмотр под...