Адаптационный период в детском саду.
консультация (младшая группа)

Фомина Олеся Сергеевна

Консультация для родителей впервые поступивших в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postuplenie_rebenka_v_detskiy_sad.docx24.55 КБ
Файл buklet_adaptatsiya.docx767.81 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление ребенка в детский сад – волнительное и ответственное время для родителей и ребёнка. Родители переживают длительную разлуку со своим любимым чадом, мучаются вопросами и переживаниями о его самочувствии, ребенок, в свою очередь, впервые остается без близких родных в незнакомой обстановке и посторонними людьми. У ребенка наступает период АДАПТАЦИИ. Многие дети в данный период  становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными и тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.

Рассмотрим, что такое адаптация.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев): сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация (около полугода и более). Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса.

Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети. Дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Вследствие этого, ребенок чувствует себя  беспомощным и неприспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями и лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения не сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети со своими потребностями, желаниями).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым (родителям, воспитателям) необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

Рекомендации родителям:

1. Старайтесь соблюдать режим детского сада в домашних условиях: ранний подъём, завтрак, прогулка, обед, сон час.

2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.

Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходить на день рождения друзей.

3. Обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т. п.

Заранее прививайте ребенку необходимые бытовые навыки, чтобы у него не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно. Задачу самообслуживания стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застѐжек на спине. Обувь лучше выбирать на липучках.

4. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Прислушивайтесь к советам и рекомендациям воспитателей. 

5. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. 

6. При ОСТРОЙ необходимости, дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. 

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем он там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой, и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик как Вы – на работу. Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показать значимость его нового социального статуса.

8. Одна из самых распространенных проблем – утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Сократите «сцену прощания». Родителям очень важно самим оставаться спокойными и уверенными в том, что ребёнок благополучно пройдет адаптацию к детскому саду.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому родителям важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из д/с под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

10. Создать щадящий режим: укладывать пораньше спать, подольше находится с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу

11. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, чем дети занимались, с кем ребенок играть.

Следует помнить, что после длительных перерывов, например, после болезни, ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Только при тесном сотрудничестве и доверии родителей к воспитателям удастся помочь своему ребёнку безболезненно преодолеть адаптационный период в детском саду.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Света\Pictures\2e820e30.jpg

C:\Users\Света\Pictures\m28fd30f9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

адаптационный период в детском саду

стендовый материал для родителей...

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....

"Адаптационный период в детском саду"

Этот материал поможет родителям подготовить своего малыша к посещению детского сада и облегчить процесс адаптпции....

Адаптационный период в детском саду

Адаптационный период в детском садуСтатья и рекомендации...

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...