"Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС"
консультация

Мороз Софья Владимировна

Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС

          Навыки самообслуживания – умения, связанные с соблюдением чистоты и порядка, с обслуживанием самого себя.

КАКИМ НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ НУЖНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

· Одевание. Умение соотносить верх и низ одежды , завязывать шнурки, обувать обувь на липучках и молнии, самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать ее. Также ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться.

· Гигиена. Включает комплексное использование ванной комнаты — умывание с мылом и без, мытье рук, вытирание полотенцем, открывание и закрывание крана.

· Уход за собой. В основном это действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание, чистка зубов, использование гигиенической помады и проведение других базовых гигиенических процедур.

· Прием пищи. Один из важнейших базовых критериев самостоятельности, который включает развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом, таких как умелое использование посуды, питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом.

 · Использование туалета. Умение самостоятельно вытираться, проситься в туалет, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами .

· Независимость и автономность. Наиболее труднодостижимый навык, но именно благодаря ему ребенок становится социальным. Предполагает умение делать выбор, уметь говорить «ДА», «НЕТ», понимать желания и чувства других людей.

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС

1.ХАЙСКОУП (МЯГКИЙ СТАРТ)

Ее основная идея заключается в том, что особенные дети лучше осваивают новые навыки самообслуживания в процессе самостоятельного планирования активной деятельности. Родители лишь создают пространство для развития и иногда направляют малыша. Такой подход подразумевает, что у ребенка больше шансов научиться принимать решения самому. Целью методики является развить в ребенке способности делать выбор и чувства ответственности. Для организации полноценной обучающей среды нужно снабдить ребенка предметами, аналогичными взрослым (ложка, чашка, зубная щетка, тряпка и т.д.). Сначала взрослый на собственном примере показывает, что и как нужно делать, следя за тем, на чем акцентирует свое внимание малыш. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Согласно данной программе, детям нужен тесный контакт с родителями — объятия, ласка, забота.

2.СИСТЕМА TEACCH Целью терапии является максимальная социализация ребенка и развитие в нем независимости, навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, индивидуальных способностей и академических навыков. С ее помощью можно научить ребенка в привычной для него обстановке выполнять определенные действия. Например, покушать или умыться, при условии, что все необходимые предметы лежат на своем месте. В основе программы — психологическая работа с малышом. Ее осуществляет специалист, а также родители дома согласно составленному плану.

3.ABA-ТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ДЕЙСТВЕННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ АВА-терапия — это метод коррекции поведения, который базируется на принципах поведенческого анализа. Он предполагает тесную взаимосвязь ребенка-аутиста и его ближайшего окружения, где поведение формируется и понимается как набор неких действий в условиях определенной среды. Методика развития навыков самообслуживания у детей аутистов по АВА предполагает разработку индивидуального плана терапии, при котором учитываются следующие нюансы:

· объективная оценка навыков, которые больше всего нужны малышу;

· игнорирование стереотипии поведения;

· упор на имеющиеся навыки с учетом индивидуальных особенностей развития;

· организация полноценной учебной среды (одинаковая учебная тактика со специалистом и дома.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Чтобы самообслуживание у аутистов было развито на достаточно высоком уровне, требуется четкий систематизированный подход. Ребенку с любой группой аутизма трудно даются точные задачи, особенно многокомпонентные. Поэтому каждый навык должен раскладываться по частям и формировать единую логическую цепочку. Это касается всего, от мытья рук и чистки зубов до переодевания и выполнения поручений. Важно также придумать эффективную систему поощрений (игры с водой в ванной во время купания или возможность взять любимую игрушку на “урок” по одеванию/умыванию).

В обучении стоит придерживаться однообразия. Рисунки с последовательностью действий (пиктограммы) могут помочь быстрее запомнить нужный порядок действий. Например, чтобы помыть руки, нужно зайти в ванную, закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намылить руки, положить мыло, смыть мыло, закрыть кран, вытереть руки о полотенце, откатать рукав обратно.

Первый и основной пример показываете вы (моделирование), затем только предоставляете физическую помощь (например, чтобы научить малыша кушать ложкой, нужно встать сзади него или сбоку, затем положить столовый предмет ему в руку и, обхватив ее своей, поднести ее ко рту).

Кроме того, существуют условия формирования новых навыков. Основными из них являются:

· Правильное пространство. Чтобы приучить ребенка к чистке зубов, это следует делать в строго отведенном месте — ванной. В процессе повторения действий старайтесь избегать посторонних разговоров и строго следовать составленному плану.

 · Время. Все манипуляции должны иметь временное ограничение. Например, пока ребенок не почистит зубы, ему не разрешается возвращаться в комнату к игрушкам.

· Нейтральное эмоциональное отношение. Вы присутствуете в смоделированной вами ситуации, но не общаетесь с ребенком на темы, не относящиеся к делу. Если наблюдаются негативные проявления (истерики, агрессивные отказы), они должны остаться без вашей эмоциональной реакции.

Для успешного формирования навыков самообслуживания у детей с РАС следует соблюдать правила:

1. Рационально организованное окружающее пространство.

Важно организовать пространство таким образом, чтобы ребенку было ясно, где он занимается с педагогом, где он одевается, где ест и т. д. Необходимо помнить и о сенсорной организации пространства. Дети с РАС очень зависимы от окружающего их сенсорного поля.

2. Четкий режим дня.

Необходим для того, чтобы структурировать повседневную жизнь ребенка и избежать нежелательного поведения.

3. Визуальная поддержка.

Визуальный способ предъявления информации помогает концентрировать и удерживать внимание, предоставляет информацию в форме, в которой дети могут легко и быстро ее понять, дает возможность объяснить ребенку абстрактные понятия.

В своей работе мы используем несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сначала-потом», визуальные подсказки.

4. Постоянное руководство взрослых.

На первых этапах обучения физическая помощь взрослых является полной. По мере овладения навыком ребенку предоставляется все большая самостоятельность.

5. Соблюдение принципа «от простого к сложному».

Не стоит обучать всему и сразу, лучше сосредоточится на чем-то одном, на наиболее доступном ребенку навыке.

Таким образом, овладение ребёнком с особенностями развития навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) является важным шагом на пути к его социализации, в которой должны принимать участие как родители, так и дети.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_samoobsluzhivaniya_u_detey_s_ras.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС» Тьютор МБДОУ д/с № 72 «Мозаика» Мороз Софья Владимировна

Слайд 2

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Одевание Гигиена Уход за собой Приём пищи Использование туалета Независимость и автономность

Слайд 3

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС ХАЙСКОУП Целью методики является развить в ребенке способности делать выбор и чувства ответственности. СИСТЕМА TEACCH Целью терапии является максимальная социализация ребенка и развитие в нем независимости, навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, индивидуальных способностей и академических навыков . АВА- терапия Целью методики является развитие навыков самообслуживания через разработку индивидуального плана терапии.

Слайд 4

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1. Единая логическая цепочка 2.Эффективная система поощрений 3. Пример показываете вы УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ НАВЫКОВ 1.Правильное пространство 2.Время 3.Нейтральное эмоциональное отношение

Слайд 5

1. Рационально организованное окружающее пространство. Важно организовать пространство таким образом, чтобы ребенку было ясно, где он занимается с педагогом, где он одевается, где ест и т. д. Необходимо помнить и о сенсорной организации пространства . 2. Четкий режим дня. Необходим для того, чтобы структурировать повседневную жизнь ребенка и избежать нежелательного поведения.

Слайд 6

3. Визуальная поддержка. Визуальный способ предъявления информации помогает концентрировать и удерживать внимание , предоставляет информацию в форме, в которой дети могут легко и быстро ее понять, дает возможность объяснить ребенку абстрактные понятия. В своей работе мы используем несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сейчас-потом», визуальные подсказки.

Слайд 7

4. Постоянное руководство взрослых. На первых этапах обучения физическая помощь взрослых является полной. По мере овладения навыком ребенку предоставляется все большая самостоятельность. 5 . Соблюдение принципа «от простого к сложному» . Не стоит обучать всему и сразу , лучше сосредоточится на чем-то одном, на наиболее доступном ребенку навыке .

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового  воспитания, формирования  навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...