Статья
статья

Раджабова Людмила Ханларовна

Взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка. Многочисленные исследования в области педагогики показали: дети способны адаптироваться в коллективе (детский сад, начальная школа), если создать необходимые условия, как для самого ребенка, так и для его семьи. Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: - социальное положение; - материальное положение; - род занятий родителей; - образование родителей; - эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности. Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, необходимый компонент его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Работа с родителями должна проводиться с учетом исследований, проведенных в последние годы по проблемам семьи. Однако, часто бывает так, что даже обладая педагогическими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребованных в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности родителей подразумевается совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов "педагогической рефлексии". «Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем. Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания. Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка. Содержательные линии развития семьи: - формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка; - развитие умственных способностей, творческого мышления; - воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей; - воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе: - формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни; - формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье; - социально-нравственное воспитание детей в семье. Основные принципы: 1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей. 2.Принцип непрерывного развития каждого ребенка. Общее развитие включает в себя - эмоциональное и нравственное развитие; - эстетическое развитие; - физическое развитие; Принцип непрерывного развития ребенка. Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Проведение принципа в жизнь предполагает сформированное желание каждого ребенка выбирать интересующее его отношения, использование всевозможных источников информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: умение находить себя в коллективе, отбирать полезные и необходимые знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях. Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления: 1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур) 2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям. 3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей 4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья. Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами. В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей В данном контексте образовательное учреждение не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в процессе социализации ребенка Раджабова Людмила

Слайд 2

Значение семьи В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна наконец стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Слайд 3

Социализация Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

Слайд 4

Воспитание К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.

Слайд 5

Факторы влияющие на социализацию На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: · социальное положение; · материальное положение; · род занятий родителей; · образование родителей; · эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

Слайд 6

О воспитании ребёнка Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Слайд 7

Факторы воспитания ребенка Содержательные линии развития семьи: · формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка; · развитие умственных способностей, творческого мышления; · воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей; · воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе: · формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни; · формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье; · социально-нравственное воспитание детей в семье.

Слайд 8

Основные ориентиры Терпение - быстрых результатов в деятельности ждать нельзя. Специализация - каждое учреждение образования, каждый уровень образовательной системы должен заниматься своим делом, решением своих задач соответствующих своему потенциалу. Координация - надо стремится к совместной деятельности с педагогическими и социальными партнерами образовательных учреждений. Анализ - бесполезно улучшать что-то, не опираясь на результаты анализа, поскольку социально-педагогическая ситуация может постоянно меняться.

Слайд 9

Роль педагога Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Слайд 10

Вывод Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. В данном контексте образовательное учреждение не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...