Методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка " Мой край родной-Самара"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_moy_kray.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме: «Мой край родной – Самара!»
с детьми подготовительной к школе группы
Составила:
Савельева О.В.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара
Самара, 2021
Актуальность: каждый регион, город, село различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нём на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Эта методическая разработка посвящается Самаре – городу, который является Родиной наших воспитанников.
Цели: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой родине – городу Самаре.
Задачи:
- Формировать в воображении детей образ Родины, представления о России, как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
- Закрепить и активизировать знания детей по теме «Мой край родной – Самара!»: об истории города, о достопримечательностях.
- Воспитывать у детей любовь к родному городу, вызывать чувство гордости за родной город, стремление сделать его лучше и краше.
- Закрепить и обобщить знание детей о символике города Самара.
- Развивать связанную речь и умение правильно строить предложение, умения подбирать глаголы и прилагательные к существительным.
Оборудование:
- Карта России, мяч, фуражка пилота.
- Медали «Знатоку родного города».
- Иллюстрации, фотографии достопримечательностей города, открытки с изображением города.
- Герб, флаг, гимн города Самара.
- Элементы герба города Самары.
Предварительная работа:
- Экскурсии: (в «Музей космонавтики», «Бункер Сталина», «Зоопарк», «По Набережной»).
- Беседы о городе, о городских знаменитостях, памятниках культуры, знаменитостях города.
- Прогулки по микрорайону, по ближайшим улицам.
- Рассматривание иллюстрации репродукций фотографий города Самара.
- Чтение стихотворений о Самаре.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя — Россия. Давайте повторим его вместе. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям Россию.) Вот как много места занимает территория России.
В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, удивительные люди, красивые города.
В России великое множество разных городов: Волгоград, Саратов, Пенза, Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Самара, Новосибирск, Ульяновск и др.
Дети, а в каком городе мы живем? (ответ детей: Самара).
Город Самара¸ это наша Родина.
Родина.
Родина- слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Бабушка, садик, котенок…и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке – родинка-
Это тоже Родина!
Сегодня мы собрались с вами в увлекательное путешествие на самолете, которое посвящено теме «Мой край родной – Самара!». Мы будем с вами лететь и любоваться видами из окна иллюминатора, совершая посадки на так называемых станциях, где нас будут встречать герои из прочитанных нами книг.
Итак, ребята, приглашаю вас на борт нашего самолета, пристегните ремни…Полетели!
Первая посадка – станция «В гостях у дяди Степы».
Внимание, ребята, Дядя Степа, из произведения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер», просит рассказать ему о нашем любимом городе.
Иллюстрация «Фото города»
Речевая игра с мячом:
«Подбери словечко»
(дети становятся в круг, водящий бросает мяч, задавая вопрос детям)
- Как называется наш город?
- Как называются жители нашего города?
- Как называется река в нашем городе?
- Наш город молодой или старый?
Игра на развитие воображения и словарного запаса:
«Подберите красивые слова»
(дети должны подобрать прилагательные к словосочетанию «какой наш город»: (красивый, большой, светлый, хороший, растущий, любимый, гостеприимный, современный, спортивный, рабочий, чистый, зеленый).
Игра на сообразительность:
«Слова действия»
Что можно делать в нашем городе? (жить, работать, отдыхать, гулять, гостить, купаться, кататься, покупать и прочее).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие, приглашаю вас вновь занять свои места на борту самолета. Пристегните ремни… Полетели! Следующая посадка на станции, где нас встречает «Человек рассеянный с улицы Бассейной» из произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Зовут рассеянным меня,
Без приключений нет ни дня,
Все путаю, теряю, все вечно забываю,
Эх, горькая судьба моя,
Ну, объясните, где был я?
Иллюстрации : «Достопримечательности города»
Воспитатель: Дети, наш город Самара построен на берегу реки Волга, она сильная широкая, могучая, полноводная, щедрая река – недаром в России ее называют «Матушкой». Матушка Волга одна из самых больших рек нашей родины. Жигулевские горы поражают своим великолепием и красотой.
Мой город любимый , стоит он на Волге,
И я в нем сегодня живу.
Мне нравятся очень тропинки, аллеи,
По ним я частенько брожу.
Весной, оживает все в нашей природе.
Мой город - как в сказке весной.
Здесь птиц переливы, слышны утром ранним
И я просыпаюсь от них.
Люблю я свой город,
Он есть и на карте,
Ты, мимо него, не пройдешь!
Он очень мне дорог своей красотою,
Такого нигде не найдешь.
Воспитатель: Ребята, наш город славен не только своей красотой, но и замечательными людьми, которые здесь живут. Некоторых из них вы знаете даже лично – это ваши папы и мамы, дедушки и бабушки, тети и дяди. Расскажите немного о них, об их труде, об их заслугах перед городом.
(Дети рассказывают где работают их родители).
Каждый житель города много трудится для того, чтобы город был красивый. Строятся современные здания, украшаются улицы к праздникам, жители стараются содержать город в чистоте.
После хорошей, трудовой недели, надо, хорошо отдохнуть!
Иллюстрация «Места отдыха Самарцев».
(Ботанический сад, Парк Гагарина, Струковский парк, Загородный парк, Зоопарк, Набережная).
У нашего города есть свое лицо: его улицы, проспекты, памятники, площади, достопримечательности.
Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный,
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя,
И знакомых лица радуют меня.
На большой планете,
Городов не счесть,
На реке, на Волге – самый лучший есть.
Иллюстрация «Достопримечательности города»
Воспитатель: А наше путешествие продолжается, и нас уже ожидает почтальон Печкин из произведения Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Он интересуется :
- Зачем нужно знать свой адрес?
- Где это знание может пригодиться?
- Назовите свой адрес? (индекс, область, город, улица, номер дома и квартира)
Воспитатель: у каждого города есть свое лицо: герб, флаг, гимн города.
Флаг города Самары - символ доблести и чести самарского народа. Он развивается над зданием Правительства Самарской области, вывешивается на домах в дни государственных праздников.
Есть у нашей Самары еще один очень важный символ герб города, отличительный знак Самары от других городов России. Герб Самарской области изображает дикого козла с золотыми рогами. Щит окружен дубовыми листьями золотого цвета с желудями, которые соединены между собой Андреевской лентой. Козел на гербе имеет определенное величие и гордыню, отождествляется с мудростью, силой вождя. Листья дуба на изображении означают зрелость и силу. Андреевская лента голубого цвета определяет принадлежность области к Российской Федерации. В верхней части щита герба расположена императорская корона.
Про наш город много поэтов сочинили песен, но есть у нашей Самары самая главная песня - Гимн города.
Гимн региона России, утверждён 28 декабря 2006 года, гимн исполняется при вступлении в должность Губернатора Самарской области, при открытии и закрытии заседаний Самарской Губернской Думы, а также во время официальных церемоний. Автором текста гимна является Олег Бычков, автором музыки - Леонид Вохмянин.
Самара, рождённая в сердце России, –
Народов Поволжья большая семья,
В веках своё гордое имя носила
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Объяты раздольной Самарской Лукою
Родные просторы, леса и поля,
Увенчана гор Жигулевских грядою
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Грядущей Победе в суровые годы
Самара надёжные крылья дала!
Сильна и трудом, и талантом народа
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Во веки священная,
Славься, любимая,
Славься, Самарская наша земля!
Игра на внимание и развитие памяти: «Символ города Самары»
Воспитатель: Внимание, ребята, а сейчас для вас задание. Вам необходимо разбиться на группы и на листе бумаги нужно выложить герб своего города, из разрезанных элементов. (дети делятся на подгруппы и выполнят задание).
«Физкультминутка»
(дети повторяют движения за воспитателем)
В нашей стране горы высокие ,(руки вверх)
Реки глубокие, (руки вниз)
Степи широкие, (руки широко в сторону)
Леса большие, (взмах руками наверх через стороны)
А мы- ребята, вот такие! (большим пальцем показываем «класс»)
Воспитатель: Мы вновь возвращаемся на борт самолета и продолжаем наше увлекательное путешествие. Следующая посадка – станция «Говорушки». Предлагаю вам поиграть.
Игра «Продолжи предложение»
Давайте представим, какой это будет город, какие будут улицы:
Сейчас улицы длинные, а будут еще длиннее.
Сейчас улицы широкие, а будут еще шире.
Сейчас улицы светлые, а будут...
Сейчас улицы нарядные, а будут…
Сейчас город небольшой, а будет еще...
Сейчас город хороший, а будет еще...
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать в игровой и шуточной форме коллективный рисунок: «Самара - город будущего».
(дети совместно рисуют , а затем рассказывают , какой это город и почему они о таком мечтают).
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы , но к сожалению, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в группу. Прошу вас занять свои места в самолете…Полетели!
Воспитатель: Ну вот мы с вами снова оказались в группе. Подводя итоги нашего занятия , отмечу, что вы все с честью ответили на все вопросы героев из книг. Молодцы!
( Вносится коробочка с медалями «Знатоку родного города»).
Воспитатель : На вопросы отвечали- знатоками вы все стали.
И теперь медаль даю,
За хорошую игру!
Все участники команды получают награды медали «Знатоку родного города».
Литература
1. Г.Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005годы»// М.: АРКТИ, 2003. – С.184
2. О. Герасимова. Люби и знай родной свой край// Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2014-№8. С. 127
3. Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.//М.: Мозаика – Синтез , 2006. – с.126
4. Е. Коротаева. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. //Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2015- №4. С.124
5. М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.// М.: Линка – Пресс, 2003. – С.200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...