Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
методическая разработка

Потапова Лариса Сергеевна

Программа по самообразованию

на тему:

«Устное народное творчество в развитии речи

детей раннего возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №51»

Программа по самообразованию

на тему:

«Устное народное творчество в развитии речи

детей раннего возраста»

Составила:  воспитатель I квалификационной    

                                          категории Потапова Л.С.

г. Хотьково, 2019г.

   

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Актуальность:

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью  родного языка.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий  педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 Воспитание звуковой культуры речи.

 Обогащение словаря.

 Формирование грамматического строя речи.

 Развитие монологической и диалогической речи.

 Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Цель программы:

Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

Задачи программы:

  1. Показать детям красоту русского языка через устное народное

творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;

  1. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,

обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Принципы:

— максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;

— ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;

— предметно-практической  направленности;

— формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.

Этапы реализация краткосрочной программы:

1 этап — составление плана работы:

— развитие речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

— разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме проекта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация).

Возраст участников: 2 – 3 года (первая младшая группа)

Срок реализации программы: 1 год

Формы реализации программы:

— учебная деятельность на игровой основе;

— досуги;

— консультативная работа с родителями.

Учебно – тематический план по реализации программы

«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Месяц

Работа воспитателя

Работа воспитателя с детьми

Работа воспитателя с родителями

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с

детьми и родителями по

теме: «Устное народное

творчество в развитии речи

детей раннего возраста»;

2. Постановка целей и

задач по данной теме;

3. Составление

перспективного плана по

теме самообразования

1. Использовать потешки в

режимных моментах;

2.Чтение детям русских

народных сказок;

3.Прослушивание аудиозаписей, сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных

1.Знакомство с

родителями,

выявление творческих

способностей

родителей

Октябрь

1.Подбор   методической

литературы по теме;

2.Изучение  методической

литературы

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Чтение детям русских

народных сказок;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток, колыбельных

1.Участие родителей в

изготовлении

перчаточного театра к

пальчиковой игре «Моя Семья»;

2.Оформление папки – передвижки  на

тему: « С пальчиками

играем, речь

развиваем»

Ноябрь

1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»;

2.Создание    картотеки

потешек  для  работы  с

детьми;

3.Изготовление

фланелеграфа

1. Использовать потешки в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Игровое  занятие  « Репка»

1.Оформление папки

- передвижки на тему:  

«Устное народное

творчество. Потешки»

               Декабрь

1.Изучение темы:

«Театрализованные игры

как средство развития

речи детей»;

2.Создать театральный

уголок в группе (обновить

имеющие виды театры,

пополнить новыми

видами)

1.Использовать потешки

в режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных

1.Составление

рекомендаций для

родителей по

использованию  

театрализованной

деятельности

дома;

2.Оказание помощи в

изготовлении

пальчикового театра к

р.н.с. «Репка»

Январь

1.Изучение темы:

«Использование фольклора

в работе с детьми»;

2.Обустроить уголок

ряженья;

3.Обновление и

пополнение театра на

фланелеграфе (потешки,

сказки)

1.Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Дидактическая игра «Узнай

потешку по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из

какой потешки прочитан

отрывок?»;

Настольно-печатные игры по

мотивам потешек (разрезные

картинки, лото);

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных

1.Изготовление театра

масок по русским

народным сказкам;

2.Оказание помощи в

рисовании

иллюстраций к

песенкам и потешкам;

3. Оказание помощи в

шитье кокошников,

юбок, косыночек и т.д.

Февраль

1.Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании

детей»;

2.Пополнить книжный

уголок детскими книгами

согласно возрастным

особенностям

1.Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры - драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

1. Консультация

«Почитай мне мама

сказку»;

2.Оказание помощи в

изготовлении

настольного театра на

стаканах  к р.н.с.

«Теремок»

                                            Март

1.Изучение темы:

Настольно-печатные

игры по русским народным

сказкам;

2.Ремонт настольно –

печатных игр по сказкам

1.Использовать потешек в

режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Дидактическая игра «Узнай

потешку по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из

какой потешки прочитан

отрывок?»;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

5. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

6. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

1.Оформление

родителями: альбом

потешек, книжка -

игрушка;

2. Показ родителям

ролика «Потешки в

жизни нашей группы»

Апрель

1.Изучение темы:

«Использование

хороводных игр»;

1.Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото);

5. Разучивание игр «Мыши

водят хоровод»,  «Жили у

бабуси»

1.Оказание помощи в

изготовлении

пальчикового

театра к р.н.с. «Репка»

Май

1.Отчет по проделанным работам

1.Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

1.Выступление на

родительском

собрании с отчётом о

проделанной работе

за учебный год

3 Методические программы

Методы и приёмы, используемые в проекте:

  1. Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  2. Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста
  3. Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

4 Практические выходы

 Подготовка материалов для  мастер – класса и презентации для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

 Оформление папки - передвижки. Тема: «С пальчиками играем – речь развиваем!»

 Пополнение центра  театрализованной деятельности новыми видами театра;

 Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;

 Отчёт о проделанной работе за учебный год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.Н.Павлова «Фольклор для маленьких», Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, No 4, 7, 10
  2. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор», 1987, М.Просвещение
  3. В.Г.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры», 2005, М.: ЦГЛ
  4. О.Л. Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской культур», 2008.сПб
  5. Сост. В.Аникин «Русский фольклор», 1985, М
  6. Е.А.Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет», 2009, М
  7. О.Гурская, А.Далидович, Т.Мазаник и др. «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет», 2018, М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта...

Самообразование "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"

quot;Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста""Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков""Подвижная игра как средство развит...