Тема: «Современные технологии по познавательному развитию и ФЭМП в дошкольной образовательной организации».
учебно-методический материал

Хабибуллина Ания Ахметовна

Педсовет в форме деловой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_matematika.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический час  3 (февраль)

Тема: «Современные технологии по познавательному развитию и ФЭМП в дошкольной образовательной организации».

Форма проведения: деловая игра

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы с использованием нетрадиционных технологий в работе с педагогами

Задачи:

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  2. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  3. Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников. И определить более эффективные формы работы и виды организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимые для развития математических представлений у дошкольников;
  4. Формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей.

Повестка:

1. Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Деловая игра.

3. Итоги тематического контроля.

4. Выступления педагогов: - «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами ИКТ» - Шайхутдинова А.Р.,

- «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребенка» - Хуснутдинова М.А.,

- «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений» – Сучкова О.М.

- «Сказка - в развитии связной монологической речи  у дошкольников» - Маева О.Н. 

5. Принятие решений.

Ход педсовета:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. 

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться и составить модель успешного занятия. (пирамидка) 
1. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика физического развития имеет свойственную себе терминологию: (адаптация, анамнез, воспитание, гибкость, дыхательные упражнения, зарядка, координация движений, осанка, плоскостопие, равновесие, эстафета и т.д.). Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Это:  множество; число; счётная и вычислительная деятельность; величина; геометрические фигуры; время; пространство.
Итак, 
первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога по данной проблеме.
2. К занятиям необходимо
тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ дидактический и наглядный материал,
- продумать целесообразные формы организации деятельности детей (парная, индивидуальная, коллективная, подгрупповая)
На занятиях  решается ряд программных задач: Какие?

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить), работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане (остальные области).

2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3)
воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
Таким образом, 
второе колечко модели успешного занятия – готовность воспитателя к занятию.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия – выбор оптимальных методов и приёмов. 
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях? (Ответы воспитателей)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Итак, 
четвёртое колечко нашей модели – правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. 
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении (физического развития) математики. Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Итак, 
пятое колечко – грамотная речь воспитателя
Вот так выглядит  модель успешного занятия: 

  • компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области;
  • готовность воспитателя к образовательной деятельности;
  • выбор оптимальных методов и приёмов;
  • правильный подбор демонстрационного и раздаточного материал;
  • грамотная речь воспитателя.

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Завершая, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Интеллектуальная викторина

1. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной

группы? Назовите их.

(5 - количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).

2. Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).

3. Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе.

( наглядный)

4. Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

(рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и экспериментирование)

5. Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов

(наложение и приложение ).

6. Единица длины (сантиметр)
7. Арифметическое действие (сложение)
8. То, что используют при измерении протяженности предмета (мерка)
Определите возрастную группу и раздел программы.

1. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (младшая группа, величина и количество)

2. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) (подготовительная группа, количество и счет)

3. Познакомить с понятиями один – много (2 гр. раннего возраста, количество)

4. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником (средняя группа, форма)

5. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание (младшая группа, форма)

6. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником (старшая группа, форма)

7. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (средняя группа, количество и счет)

8. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве (подготовительная группа, ориентировка в пространстве)

9. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа (подготовительная группа, ориентировка во времени)

Викторина

1) Какая рубашка весит одну тонну? (однотонная)

2) Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)

3) Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)

4) Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)

5) Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)

6) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

7) У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)

8) Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 72 часа

будет светить солнце? (нет, будет ночь)

Проблема:

Подгруппе предлагается прописать на листочке и озвучить проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе, зачитываются проблемы другой подгруппе). Участникам другой подгруппы предлагается ответить, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше), т.е. решение проблемы, обозначенной другой подгруппой.

Внимание! Черный ящик.

1. Этот предмет изобрел его в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 432520032744898 65000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект

к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец

мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток.

(кубик Рубика)

2. Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел хорошую стадию своего обновления и доработки. Его наряд

растет у нас в Сибири. Им пользуются все взрослые и дети. (карандаш) 

Взгляд со стороны:

Все присутствующие делятся на 4 группы:

«Администрация ДОУ»

«Педагоги»

«Родители»

«Дети».

Каждая группа составляет список того, что с их точки зрения не устраивает в работе детского сада по формированию математических представлений.

Когда списки составлены, группы по очереди озвучивают выдвинутые ими проблемы.

Представители других групп могут соглашаться или не соглашаться с выдвинутыми проблемами. Если группы в результате дискуссии пришли к взаимному согласию, то выдвинутые проблемы фиксируются в общем списке проблем.

Далее каждая группа описывает пути совершенствования системы работы по математическому развитию детей.

Задание «Фольклорная математика»
Командам предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое(5 мин) время. На раздумья 1 мин.

Примерный перечень пословиц:
•    Один ум хорошо, а два – лучше.
•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
•    Старый друг лучше новых двух.
•    Знать, как свои пять пальцев.
•    Семь бед – один ответ.
•    Семеро одного не ждут. И т.д.

8. Диспут .

Одна команда является сторонником тишины и строгой дисциплины в ООД по

ФЭМП. (треугольник)

Вторая считает, что необходимо организовывать деловое общение детей друг с другом во время проведения ООД по ФЭМП (квадрат)

Рефлексия. Игровое упражнение “Ключ”.

Педагоги становятся в круг. Ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться о том, что каждый себя смог открыть на сегодняшнем мероприятии. Отзывы о мероприятии.

Решение педсовета.

  1. Признать результаты работы в ДОУ по ФЭМП удовлетворительными. Строить работу по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО: использовать приемы для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Срок – постоянно. Ответственный – воспитатели.

  1. В целях совершенствования условий для организации работы по ФЭМП, в группах пополнить и обогатить «математические центры» играми, демонстрационным, раздаточным материалом и пособиями в соответствии с требованиями ФГОС.

Срок – 01.04.2022. Ответственный – воспитатели.

  1. Принять к сведению рекомендации по итогам тематической проверки по теме «Воспитательно-образовательная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», устранить замечания. 
    Срок: 01.04.2022. Ответственные: воспитатели. 

4. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием

ФЭМП (организация дня игры).
Срок – 31.05.2022 г. Ответственный – воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"

Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями»  ...

Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера...

Использование современных технологий в познавательном развитии дошкольника в ДО

содержит ряд использования педагогических технологий в работе....

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержаниядошкольного уровня образования...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"...