Консультация для родителей "Ребенок поступает в детский сад!"
консультация (младшая группа)

Ярцева Ирина Константиновна

Как подготовить ребенка к успешной адаптации в детском саду? Раздвинуть границы общения за пределы семьи. Покажите пример общения с другими взрослыми, детьми! Научите малыша действовать с игрушками, столовыми приборами. пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Научите радоваться новому!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_detskomu_sadu-1.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ребенок поступает в детский сад»

Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение — это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Дома внимание и любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с мамой и папой, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть.

Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия.

Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Причины такого поведения могут быть различные:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие нежелательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
  • главной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с другими взрослыми и детьми.

                Особенно страдают при вхождении в группу дети, опыт общения которых был ограничен рамками семьи (папа, мама, бабушка, дедушка).

                Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, будет стремиться быть рядом с воспитателем, заглядывать ему в глаза, чтобы убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

Взрослые чаще учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Общение как деятельность имеет свои этапы развития, и, формируя эту деятельность, необходимо их учитывать.

В первые месяцы жизни для ребенка характерно эмоциональное общение. Он улыбается при виде взрослого, перебирает ручками, ножками, а чуть постарше — и протягивает ему ручки, как бы желая приблизиться к взрослому, получить от него внимание и ласку. Родители в ответ на это также улыбаются, используют интонацию, мимику, взгляд, выразительный жест, ласку, берут ребенка на руки — и этими средствами удовлетворяют потребность ребенка во внимании и доброте.

Нередко родители сознательно сужают до минимума общение ребенка, перестают обращать внимание ребенка на других взрослых, а иногда формируют и отрицательное отношение к другим взрослым: «Вот дядя придет, тебя заберет!»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Будешь плакать — отдам тебя ей!» и т. д. Так формируется страх по отношению к другим взрослым и вызывает длительное и болезненное привыкание к детскому саду.

Чтобы ребенок научился общаться с окружающими людьми надо привлекать его внимание к действиям взрослых и детей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него положительное отношение к их действиям, побуждать обращаться к постороннему взрослому: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Можно предложить что-нибудь сделать всем вместе, похвалить ребенка, когда он осмелится обратиться к незнакомому лицу, и т. п. Если ребенок в первые минуты теряется, еще больше прижимается к маме, не надо настаивать, надо дать ему возможность освоиться, разглядеть незнакомого, а затем найти причину для совместного общения: предложить рассмотреть игрушки сына, дочки.

Уже в конце первого года жизни у ребенка формируется действенная форма общения. Его интересуют игрушки, действия с ними, их свойства. Для этого родители могут использовать показ как самого предмета, так и действий с ним, сюжетный показ действий («Кукла Света умывается», «Кукла Света пьет чай» и др.). Необходимы и совместные действия ребенка и взрослого с той или иной игрушкой, неоднократное упражнение в действии, вовлечение в совместную со взрослым игру («Прятки», когда просто накидывается платочек или косынка на лицо играющего, а потом узнается, кто же там).

Очень любят малыши подражательные действия: «Поклюем зернышки, как птички», «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики», движения под музыку. Совместные действия и движения с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуативно-действенного контакта со взрослым, расширению опыта общения ребенка и формированию у него потребности в общении со взрослыми. При поступлении в детское учреждение такие дети быстрее начинают общаться с воспитателем, не проявляют негативизма.

Овладение предметной деятельностью подготавливает ребенка к длительной самостоятельной игре. И на третьем году жизни он все чаще начинает заявлять: «Я сам», в то же время обращаясь к взрослому за разъяснением. Ответ, напоминание, указание взрослого на этой ступени развития деятельности общения удовлетворяют ребенка. Поэтому, если опыт общения у детей сравнительно широк, и предметная деятельность развита в соответствии с возрастом, они спокойно входят в группу, самостоятельно выбирают игрушку, занимаются ею, умеют обратиться к воспитателю и выяснить желаемое.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. Родителям стоит показать малышу пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.

Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, в семье обратите на них особое внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости» и т.д. Действия, показанные в играх-инсценировках, закрепляются в игре ребенка, через упражнения в аналогичных действиях и поступках.

В зависимости от уровня игры роль взрослого в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками меняется. Так, если ребенок только овладевает игровыми действиями, контакты его со сверстниками одномоментны и кратковременны. На этом этапе развития взаимоотношений родителям важно показать, как надо поступать в каждом конкретном случае (например: «А ты дай свою машинку Алеше». Скажи: «Играй, Алеша». Вот так. Молодец»).

С развитием более устойчивой совместной игры следует обратить внимание на регулирование взаимоотношений детей («Игрушку отбирать нельзя», «Надо говорить: «Спасибо, Андрюша» и т. п.). В результате такого участия родителей дети быстрее овладевают оптимальной формой обращения с партнером, от игр с детьми дома, легче и быстрее переходят к общению со сверстниками в детском саду.

В начале адаптационного периода не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для малыша является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках.

В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. Направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. Если родители, утром входя в группу вздыхают и еще крепче прижимают ребенка к себе, это только усиливает его неуверенность.

Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д.

К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.

С 1 г. 2 мес. надо научить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Стимулировать активное участие малыша в раздевании, умывании.

С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду.

К 2 годам малыш должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском саду».

Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому сотрудничество детского сада и родителей очень важно в формировании единых хорошо продуманных требований. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и спокойно и настойчиво контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Успешной адаптации нам и нашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ребенок поступает в детский сад" (работа с вновь поступившими детьми).

                          Период адаптацииНа общий режим дошкольного учреждения ребёнок переводится постепенно, этот ...

Групповая консультация для родителей. "Ребенок поступает в детский сад".

Цель:Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей  2 – 2,5 лет.Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.Помочь родителям облегчить ребенку проц...

Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация "Ваш ребенок поступает в детский сад"

Консультация "Ваш ребенок поступает в детский сад"...