Программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая группа)

Шевцова Ксения Андреевна

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vokalnyy.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 43«Теремок»

п. Красногорняцкий Ростовской области.

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МБДОУ д/с №43 «Теремок»

Протокол №_____

от  «     »  сентября    2022 г.

                                              УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с № 43 «Теремок»

   _______________________/И.М. Еремеева/

   Приказ №____  от  «      » сентября  2022 г.

Программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
вокально-хорового кружка
«Лейся, песня»
старший дошкольный возраст

Составила:воспитатель
Шевцова К. А.




2022 – 2023 уч.год

                                                   Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Особенности слуха и голоса детей 5-6лет…………………………   6

3.Особенности слуха и голоса детей 6-7лет…………………………     7

4. Структура проведения занятий……………………………………………13

5. Расписание проведения занятий…………………………………………13

6. Календарно-тематический план проведения занятий кружка

«Лейся, песня»………………………………………………………………………….13

7. План выступлений кружка……………………………………………………23

8.Ожидаемый результат………………………………………..………………   24

9.Перечень программно-методического обеспечения…………25

10. Список литературы………………………………………………………………26

1. Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,

обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального,

познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается

эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:

интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная

деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,

музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется

общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются

представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со

сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с

работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,

эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было

правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя

комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по

постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,

используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают

оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в

кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная

функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая

сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных

процессов.

Организация и проведение занятий

 Состав вокального кружка «Лейся, песня» предназначен для детей от 5-6, 6-7 лет.

Занятия в вокальном кружке «Лейся, песня» проводятся с сентября по

май. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 30 минут,

которые проводятся раз в неделю во второй половине дня  с оптимальным

количеством детей от 5 и более человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление

певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству.

2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения;

постепенно расширяя диапазон.

3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4. Развитие умений различать звуки по высоте;

5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного

певческого дыхания, артикуляции.

6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию

естественным голосом, без напряжения),

8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  •  Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях

детского сада и семьи.

                     

2.Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.

Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов

высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на

формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.

Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью,

ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.

Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной

(низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у

детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать

форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,

несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно,

поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в

которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В

этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело,

его надо избегать.

3.Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

 У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно

высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и

пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность

активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время

обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно

становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить

характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление

движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение

звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется,

становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

 В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не

только психические, но и физические особенности развития ребенка.

Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое

звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому

форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр

голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить

детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом

случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться

напевность, он станет крепким и звонким.

 Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У

детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более

глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более

длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре).

Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два

взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку

певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных

видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- группами (дуэт, трио и т.д)

- тембровыми подгруппами

- при включении в хор солистов

- пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить

особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования

мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в

ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,

слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно

соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с

удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на

улице, в гостях

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально –

дидактические игры, пособия)

  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, ноутбук, пианино)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и

становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу

с детьми, родителями, разъясняя им вредность крикливого

разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса

ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную

вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает в себя обучение таким навыкам как:

  • Правильной артикуляции;
  •  Слуховым навыкам;
  • Навыком эмоционально — выразительного исполнения;
  • Навыком правильного певческого дыхания;
  • Навыком выразительной дикции

Артикуляция.          В работе над формированием вокально-хоровых навыков у

дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над

чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная

артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение

гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания

гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется

ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить

согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,

головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную

работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное

движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает

активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе

его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного

пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает

музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного

вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)

значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую

технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям

объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать

его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому

укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда

сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут

следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до

кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы

пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в

другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую

щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь

производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево -

вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох —

губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые

необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-

10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые

занятия.

4.Структура проведения занятия.

Вводная часть:

1. Приветствие;

2. Коммуникативная игра или развивающая игра.

Основная часть:

3. Музыкальная грамотность (основные понятия) ;

4. Распевание;

5. Пение.

Заключительная часть:

6. Музыкальная игра.

 

5.Расписание проведения занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, итого 4 занятия в месяц, 27 занятий в учебном году. Время проведений занятий: четверг в 16.00 – 16.30.

 

6.Календарно – тематический план проведения занятий вокального кружка

«Лейся, песня».

Октябрь

1.Коммуникативная игра-приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу

«Приветствие»

«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная гимнастика

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3.Скороговорки.

   Чистоговорки.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

1. «Говорил попугай попугаю».

2. «Тигры».

3. «Вёз корабль карамель».

4. «Кит-рыба».

4. Песни

Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах

«Доброе утро»
«Осень золотая»

 «Чудная пора»

                                                                          Ноябрь.

1. Игра- приветствие

Психологическая настройка на занятие

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте». М. Картушина

2. Артикуляционная гимнастика

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей

Упражнения:

1. «Обезьянки».

2. «Весёлый язычок».

3. Скороговорки.
 Чистоговорки.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

1. Няня мылом мыла Милу…»

2. «Сорок сорок ели сырок…»

3. «Шла Саша…»

4. Знакомый материал.

4. Песни

1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Лесной олень»

«Зореньки краше и солнца милей»

Декабрь.

1.Игра- приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу

«Приветствие»

«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная гимнастика

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3. Скороговорки.
 Чистоговорки

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар

4. Песни

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения

«Дружно в садике живём»

«Мы тебя так долго ждали , дедушка»..

«Снежная песенка»

 

Январь

1.Игра-приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь».

3.Упражнения для распевания

Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Мы пойдем на верх, а потом на низ.

4.Пение

Разучивание новых песен.

«Лружно в садике живём»

«Будем в Армии служить»

 

Февраль

1.Приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3.Скороговрки, чистоговорки

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

«Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал»

4.Песни

«Мамин праздник»

«В день когда счастливые улыбки»

«До чего у бабушки вкусные оладушки»

                                                        Март

1.Игра- приветствие

Психологическая настройка на занятие

Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению

Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок».

3.Чистоговорки

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

«Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…»

4.Пение

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Мамина улыбка»

Апрель

1.Игра- приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу

1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина

2.Артикуляционная гимнастика

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ.

3.Скороговорки, стихи

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

4.Пение

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

«Что такое семья?»

Май

1.Игра- приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу

1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина

2.Артикуляционная гимнастика

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Прогулка» М. Лазарев.

3.Скороговорки, стихи

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д

Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар

4.Пение

1.Петь естественным звуком без

напряжения;

2. Чисто интонировать в удобном

диапазоне;

3. Петь под фонограмму;

4. Слышать и оценивать правильное и

неправильное пение;

5. Самостоятельно попадать в тонику;

6. Самостоятельно использовать навыки

исполнительского мастерства,

сценической культуры.

«Подружки»

«»Наш любимый детский сад»

           

           

           7. План выступлений вокально-хорового кружка

«Лейся, песня»

«Осенний праздник»

Октябрь

«День мамы»

Ноябрь

«День мамочек и бабушек»

Март

«Отчет»

Май

                                 

                                     8. Ожидаемый результат

 Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют

устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом,

протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы,

чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии,

поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают

ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.

Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального

сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь

естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова,

понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно

произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.

Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и

не опережая друг друга.

                     

                      9. Перечень программно-методического

обеспечения

1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при

разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных

инструментах.

2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться,

укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских

музыкальных инструментах.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Программы, сценарии концертов.

6. Сборники песен, попевок.

7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на

занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной

деятельности.

8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными

произведениями, с песнями.

                                 

                                    10.  Список литературы.

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор,

1989. – 33 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.:

ВЛАДОС, 2002

3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.

Развитие детского голоса. -М., 1963.

4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь,

2003. – 232 с.

6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС,

2000.- 33 с.

9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития

музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической

школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская

НОТА», С-Пб, 2010.

12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ

«Белый ветер», 1998. – 44 с.

14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное

воспитание. М., 1940, № 11.

15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004

№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...