Педагогический проект по адаптации детей 1- 1,5 лет к условиям детского сада.
проект (младшая группа)

Теплякова Елена Валерьевна
Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_adaptatsii_detey_k_dou.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» юридический адрес: 456780, Челябинской области, г. Озерска пр. Победы, 4а ,

почтовый адрес 456780, Челябинской области, г. Озерска ул. Еловая, 1а, тел. 8(35130)7422026264,

адрес электронной почты: alenuska2006@yandex.ru

Педагогический проект по адаптации  детей

1- 1,5  лет   к  условиям детского сада.

Подготовили :

воспитатель высшей

квалификационной категории

Аккужина А.А.,

воспитатель Теплякова Е.В.

Челябинская обл., г. Озерск

2022г.

 Педагогический проект по адаптации  детей 1- 1,5  лет   к  условиям детского сада .

Вид, тип проекта: педагогический

Срок: среднесрочный  с сентябрь по ноябрь 2022г.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша очень быстро, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.

Постановка проблемы: адаптация  детей 1-1,5 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации  в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача  воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации.

Цель проекта:  обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации  детей 1- 1,5 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.

Задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
  • Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
  • Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
  • Создание системы взаимодействия с родителями.
  • Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
  • Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Ожидаемые результаты: Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

  • предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  • постепенное заполнение группы;
  • гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
  • наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
  • протекание адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
  3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  4. Беседы.

 Основные направления проекта:

  1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Предпроектный этап:

  • Создание банка данных о будущих воспитанниках;
  • Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
  • Организационное родительское собрание;
  • Изучение литературы по данной теме;
  • Создание развивающей среды.

Подготовительный этап

Основной этап
(реализация проекта по работе с родителями )

Заключительный этап
(итог проекта)

- создание методического обеспечения;
- создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
- помещение информации в родительский уголок;
- анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»;
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»

- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность:
- беседы с родителями.
- рекомендации "Пальчиковая гимнастика"
родительское собрание: «Мы уже не плачем»
- совместные праздники, развлечения;
- План мероприятий по реализации проекта.
- предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?"
- памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- буклет  для родителей: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

- наблюдение;
- определение уровня 
адаптации детей;
- разработка рекомендаций 
для  родителей по соблюдению  единых требований к детям  в  детском саду и дома;
- анкетирование 
родителей по итогам адаптации (реализации проекта);
- фотогазета "Вот такие мы большие";

месяц           

1 неделя

2 неделя     

3 неделя     

4 неделя

сентябрь 

 

Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»;

Игра-забава «Легкое перышко»;

пальчиковая ига «Колючий ёжик»;

музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка».

Телесная терапия «Кто такой хороший»,

«Баю-баю»;

пальчиковые игры «Семья»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;

музыкотерапия «Шагаем вместе»;

«Идет мишка»;

игра-забава «Я в окошечко гляжу».

 

Телесная терапия «Мой малыш», 

«Тушки-тутушки»;

пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;

упражнения на дыхание «Греем ручки»;

игра-забава "Воздушные шары";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла»  - «Курочка ряба».

Телесная терапия «Обними меня», «Цап»;

сказкотерапия

«Сказка в гости к нам пришла» -  «Курочка Ряба»;

Музыкотерапия «Ладушки - ладошки»,

 игра-забава «Весёлые  пузыри».

 

октябрь

Театрализован игры «Весёлый петрушка»;

упражнения на дыхание

«Надуваем пузырь»;

телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»;

пальчиковые игры  «Сомни платочек»;

музыкотерапия «Танец с погремушкой»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок».

Музыкотерапия «Вот как мы умеем»,

«Шагаем вместе»;

телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»;

игра-забава «Волшебный мешочек";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Потешки».

 

Телесная терапия 

«Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры

«Дружная семейка»;

игра-забава

 «Ладушки, ладушки!»;

музыкотерапия

«Машенька-Маша»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка».

Телесная терапия «Наши пальчики»;

Игра «Легкое перышко»;

пальчиковая ига «Колючий ёжик»;

музыкотерапия «Вот как мы умеем»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;

 игра-забава

 «Петушок, петушок...».

 

ноябрь

Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;

телесная терапия «Обними меня»;

 игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку»

музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки».

Телесная терапия 

«Ладушки»;

игра-забава «Едет паровоз»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;

музыкотерапия «Водичка».

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»;

 игры «Топ-топ»;

пальчиковая игра

«Пальчики»; 

музыкотерапия 

«Колыбельная»;

телесная терапия «Попрыгушки»;

 

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Потешки»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...»,

«Обнимашки»;

 пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»;

музыкотерапия, «Маленькие ладушки».

Заключительный этап (итог проекта):

1.Отчет педагогов по адаптации.

2. Проведение родительского собрания.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С., Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998.

2. Алямовская В.Г., Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

3. Афонькина Ю.А., Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015.

4. Баркан А. И., Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

5. Белкина Л.В.,  Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

6. Ветрова В. В.,  «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1999.

7. Зубова Г., Арнаутова Е., Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.

8. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева Н.П., КочетоваГ.В.,  Губанова. – М.: Просвещение, 2003.

9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 1999.

10. Остроухова А., Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3.

11. Пыжьянова Л.,Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.

12. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.

14. Тимерьянова Л.Н., КремляковаА.Ю.Организация психологического сопровождения  адаптации  детей  в  дошкольном  учреждении:Учебно-методическое пособие. –Уфа: Издательство ИРО РБ. -2011.

15. ТеплюкС., Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание /ТеплюкC. – 2006. – №4.

Информационные ресурсы:

1. https://infourok.ru/adaptaciya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-375837.html

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/09/roditelskiy-klub-teremok

3. http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a2bc78b4d43b88421306d27_1.html

4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/kartoteka-adaptatsionnye-igry

5. http://docplayer.ru/27084307-Adaptacionnye-igry-solnyshko-i-dozhdik-cel-formirovanie-emocionalnogo-kontakta-doveriya-k-okruzhayushchemu-miru-vzroslym.html

6. http://diplomba.ru/work/11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "КНИГА" для детей средней группы детского сада.

Педагогический групповой, информационно-познавательный , творческий проект...

Презентация педагогического проекта "Мамочка моя" в средней группе детского сада

Данная презентация отражает работу воспитанников средней группы "Полянка" МДОУ "Детский сад №17" над проектом "Мамочка моя" ....

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста детского сада. «Мы правила движения не будем нарушать»

Актуальность В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По данным аналитических материалов в 2014 году по Санкт-Петербургу в ДТП погибло 8 детей и ...

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду     «Русская изба»...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского сада Тема: «23 февраля - День защитника Отечества».

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского садаТема: «23 февраля - День защитника Отечества»....

Краткосрочный педагогический проект(на лето) для средней группы детского сада на тему « ЛЕТО »

Краткосрочный педагогический проект(на лето) для средней группы детского сада            на тему  « ЛЕТО »...

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию в детском саду в подготовительной группе «Фантазеры»

Целью данного проекта является развитие художественного творчества и активизация творческого потенциала через различные виды изобразительной и прикладной деятельности; изучение истории шкатулки, матер...