Проект "Соль-Илецк, мои друзья - это Родина моя"
проект (старшая группа)

Сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol-iletsk_moi_druzya_eto_rodina_moya.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

  Проект: Соль-илецк мои друзья – это Родина моя.

(ознакомление с родным городом)

                   ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ

                   Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

 

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

       Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений: любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых, личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений)-это патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое является актуальной проблемой в развитии современного общества.   Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда.

Идея проекта: оказание методической помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций в организации патриотического воспитания старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

Объект проекта: содержание процесса патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

Методы проекта:

– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической;

– моделирование содержания методической разработки.

Прикладная ценность проекта на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения передового педагогического опыта,  подготовлена методическая разработка, материалы которой помогут воспитателям эффективнее осуществлять решение задач  патриотического воспитания через организацию процесса ознакомления старших дошкольников с достопримечательностями родного города.

 Актуальность проблемы: заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

 Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Предлагаемый материал в образовательной деятельности  поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через его достопримечательности.

Ребенок должен знать название родного города и рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (парке, сквере, детском городке). Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для ребенка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы.

Разнообразие форм, методов ознакомления детей с достопримечательностями родного города и рекомендации по их проведению

Используемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
  • Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
  • Беседы о родном городе;
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

       План тематической недели.

Для решения задач по патриотическому воспитанию старших дошкольников с целью ознакомления с историей родного города, с его достопримечательностями, памятниками  и объектами культуры  в ДОУ проводится тематическая неделя:

Старшая группа

Тема недели: «Достопримечательности родного города».

Цель: Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление  с достопримечательностями родного города.

Вид  итогового мероприятия: Обзорная презентация  (с использованием интерактивной доски) на тему: «Путешествие по  любимому Соль-Илецку».

Интегрированное занятие «Мой любимый Соль-Илецк»

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город»,

Дидактическая  игра: «Куда отправимся»

Дидактическая игра: «Угадай на слух вид транспорта»

Дидактическая  игра «Кто быстрее соберёт?»

Дидактическая  игра « Мозговой штурм»

        Виртуальная экскурсия по картинкам: «Путешествие по родному краю»

        Рассматривание: Рассматривание альбомов, иллюстраций, наборов открыток с видами г.Соль-Илецка.

        Рассказ воспитателя об истории Соль-Илецка, добыче соли.

       Организация фотовыставки «Любимые места моего района».

       Интегрированное занятие: Тема: «Мой любимый г. Соль-Илецк».   

      Автобусная экскурсия по некоторым достопримечательностям г.Соль-Илецк.

      Сюжетно – ролевая игра  «Театр»

      Игра-викторина: «Город мой старинный, мой Соль-Илецк любимый»

      Составление творческих рассказов на темы: «Мой любимый детский сад», «Мы с мамой ходили в….»

       Рисование: Тема «Мой детский сад»

    Аппликация: Тема: «Озеро Развал»

    Конструирование из конструкторов «Строим  Соль-Илецк»

    Разучивание  и пение песни «Степь Илецкая»

Чтение и разучивание  стихов о Соль-Илецке.

Дидактические материалы по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников.

 

   Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город»

      Цель: уточнить и закрепить знания детей о городе Соль-Илецке , вызвать желание узнать о её достопримечательностях, развивать логику, интерес.

Каждому ребенку дают по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города. У воспитателя карточки одного цвета (фишки). Воспитатель называет достопримечательность и спрашивает, у кого из детей есть такая иллюстрация. При правильном ответе ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую назвал. В ходе этой игры дети стремились получить фишки, были внимательны и сосредоточенны, пытались вспомнить всё, о чем говорилось ранее.

             Дидактическая игра: «Куда отправимся»

   Цель: Расширить знания о родном городе, логическое мышление.

( Зачитывается краткая характеристика достопримечательности  Соль-Илецка, детям предлагается  выбрать картинку о чем шла речь.

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

      Цель: учить детей определять на слух, какому виду транспорта соответствует характерный шум, повторить виды транспорта, упражнять в умении классифицировать транспорт по видам, активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами

      Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

      В дополнение к  такой деятельности дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты.

Дидактическая  игра «Кто быстрее соберёт?»

( 2 конверта с разрезанным гербом  города Соль-Илецка).

Команда выполнившая задание второй, рассказывает про герб.

Дидактическая игра « Мозговой штурм»:

Ну команды не зевай,

Если любишь город свой,

Знай ответ на вопрос любой.

Вопросы:

  1. Почему Соль-Илецк, так называется? (ведется добыча соли).
  2. Кто основатель нашего города? ( П.И.Рычков).
  3. Как, в старину называли улицу Карла Маркса? ( Большая).
  4. Чем привлекает туристов город? ( озеро Развал).
  5. Почему его так назвали? ( образовалось в карьере).
  6. История церкви Казанской иконы Божией Матери (на этом месте стоял обычный жилой дом. Но во сне к его хозяйке явилась Божия Матерь и сказала, что здесь нужно построить храм в честь ее Казанского образа. Женщина была верующая, поэтому серьезно восприняла указание и пожертвовала свой дом и землю для строительства).
  7. Назовите  парки Соль-Илецка? ( им.Персиянова, им.Горняков, им.Ленина, Интернационалистов).
  8. Какие, памятники установленны в честь победы в ВОВ? (мемориал  «Вечный  огонь Славы»,  музей военной техники под открытым небом).

Рисование на тему  «Мой детский сад»

       Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.

   Материал: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, фото детского сада.

                                                 Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Вам, наверное, знаком

Двухэтажный большой дом.

Дети дружно в нем живут,

Стихи читают, в игры играют,

Занимаются и поют.

     Воспитатель:  Про какой большой дом идет речь в стихотворении? Ответы детей. Про  детский сад. 

      Для чего нужен детский сад? Ответы детей. Для того, чтобы родители ходили на работу, а дети не сидели дома одни, нужен для того, чтобы потом пойти в школу.

     Чему учат детей в детском саду?  Ответы детей. Учат быть добрыми, умными, нас учат рисовать, вырезать, клеить,  ещё считать и писать буквы, нас учат танцевать и петь на музыкальных занятиях».

    Где находится наш детский сад,  в каком районе, по какой улице? Ответы детей. 

    Воспитатель: Правильно, в детском саду вас учат быть добрыми, умными, воспитанными, послушными, чтобы потом стать взрослыми людьми, которыми гордятся их родители. Детям предлагается задание нарисовать наш детский сад. Дети под музыку рисуют. Затем рассматривают рисунки и обсуждают.

 

    Автобусная экскурсия  по достопримечательностям г.Соль-Илецк

(со своей группой)

 Цель экскурсии-  знакомство с родным городом, достопримечательностями,  историей города.

Предварительная работа.

Разработка маршрута.

Беседа о каждом объекте.

Итог экскурсии.  Делимся впечатлениями.

                                           Стихи о Соль-Илецке.

Гульнур Зарипова

 

Кто в Соль-Илецке был,тот знает

Как здесь приветлив городок,

Как здесь с улыбкою встречают,

Всех, кто сюда доехать смог.

Вода соленая излечит,

Подарит силу , оживит,

Зарядом к жизни обеспечит,

Здоровье вновь вам возвратит.

 

Как мячики , как мячики

Здесь плавает народ,

Воды соленой значимость,

Здесь каждый знает толк.

 

Здесь время весело проходит,

Здесь веселятся и поют,

И с легкостью друзей заводят,

И в доме каждого уют.

Я всем друзьям советую ,

Хоть раз там побывать,

На землю солнцем подогретою,

Езжайте отдыхать!

 

Здесь солнце улыбается,

Арбузно - дынный рай,

И все мечты сбываются,

На озере - Развал.

Соль-Илецк

автор: Фаталь

 

В Илецке - соли, не сочтешь пудов,

Ее не съесть, хоть запаси пол-ранца,

В сверкании озера средь оков

Такого же соленого соль-сланца.

Старинный караванный путь лежит

По тракту среди пыли, слез, ромашек,

И выцветшее небо не простит

Того, кто часто пьет из горьких чашек

Предсердий, чьи камеи солоны

И спрятаны в прозрачных подземельях,

Здесь море древних вечно видит сны,

И альвеолы волн питают время.

В запястьях, как тугие узелки,

У нас свернется руда. Сердцем-волен!

И ты запомнишь: холод той реки,

Ресницы в белом, словно ты присолен.
Соль - Илецк. Валерий Пономарев

Небольшой, уютный город,

Словно клумба, он в степи...

Как метро, здесь шахту роют,

Сотню лет аж горняки.

Тут все улицы кривые

И царит всегда уют...

Толпы, будто снег, густые,

Прямо к озеру идут.

Отдыхающих так много,

Словно бы на небе звезд...

Они заняли дорогу,

Вьется к кассам длинный хвост.

Процветает здесь торговля,

Аромат восточных блюд...

Обоняние беспокоит,

Так, что слюнки потекут

Вспомнить тут необходимо,

В сухопутной стороне,

Нам про черного дельфина,

Службу он несет в тюрьме.

Он находится при деле,

Без воды непросто жить,

Душегубов и злодеев,

Всех надежно сторожит.

А вода - в полкилометре,

На земле заметный след...

В бывшем плещется карьере,

Солоней в России нет.

Будто ртуть, она густая,

Вязкая, как спелый мед...

По составу неживая,

Будто солнце, жизнь дает.

Для больных это немало,

Как Божественный посыл,

И спешат они к Развалу,

Как к источнику всех сил.

Небольшое по размеру,

Словно блюдо, озерцо...

Возвращает людям веру,

Им дает свое лицо.

Избавляет от гордыни,

Прививает к жизни вкус...

Будто сахар, все здесь дыни,

Алый, как закат, арбуз.

Обновляет свое сердце,

Говорим мы без прикрас...

Тот, кто побыл в Соль - Илецке,

Утверждаем, один раз.

    Вывод:

         При отборе конкретного содержания следует учитывать то, что оно должно:

− нести доступную информацию для детей;

− вызывать эмоциональные чувства, отношения;

 − побуждать к деятельности, поступкам.

Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие. Проект долгосрочный, на протяжении всех лет посещения ребёнком детского сада, мы воспитываем в нем патриотизм.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания патриотизма. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю.

                   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

Досуг к Международному дню друзей для 1, 2 младшей группы "Друзья для Чебурашки"

Данное досуговое занятие направлено на формирования представления детей о дружбе, воспитание нравственных качеств,  культуры общения, дружеских взаимоотношений и  желания поддерживать друзей...

Презентация психокоррекционного занятие «Родина – это большая дорога, Та по которой пойдешь ты с друзьями»

Мультимедийная разработка психокоррекционного  занятия "Родина - это большая дорога, Та по которой пойдешь ты с друзьями"...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Здесь моя семья, мои друзья – это Родина моя

Проведение беседы, игры о своей семье, друзьях и Родине....