"Психолого- педагогический проект"В детский сад без слез"
проект (младшая группа)

Абазян Татьяна Николаевна

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезней, возникают претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_detskiy_sad_bez_slez_proekt.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

   346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5                                           т. 26-00-31                                    e-mail dou28@shakhty-edy.ru

                                                                                          Согласлвано:  зам. заведующего ВМР

                                                                                                               

                                                                                                                   ------------ Ершова.О.В

                                                                                                                                   

                     

Психолого-педагогический проект

в группе раннего возраста

на тему: “В детский сад без слез”.

                                                                                                    составила: педагог-психолог

                                                                                                      Татьяна Николаевна Абазян

2022 г.                                                                                                                                                                                                              

                                                   

  Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом. 
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются   следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся   незнакомому до этого человеку.   
Проблема  адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его  эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития
. .

Цель:

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

 - Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

 -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

 -развитие игровых навыков, произвольного поведения;

 -работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и  сотрудничество с сотрудниками детского сада;

 -формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

 -повышение коммуникабельности между родителями;

 -формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
-закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
-побуждать   детей  к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Тип проекта: социальный, игровой;

Сроки реализации: сентябрь-октябрь;

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатель, педагог-психолог, родители.

Предпологаемый результат: За адаптационный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подстрой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Методический материал:

. Информационные:

• фото- видео материалы;

 Дидактическое обеспечение:

• подбор иллюстраций, картинок, игр;

• оформление центра «Речевое развитие»

     ИКТ:

    ∙ноутбук;

Ход проекта:

 1 этап. « Информационно накопительный».

    *сбор дидактического  и наглядного материала по теме проекта;

   * разработка стратегии реализации проекта;

   * разработка консультаций для родителей.

2 этап. « Продуктивный».

Ход проекта:

Работа с родителями:

   Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

  Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

   Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

«Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

     Работа с педагогами:

   Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

       Работа с детьми:

   Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

     Развитие культурно-гигиенических навыков.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

    Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

   Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

ЭТАП

МЕРОПРИЯТИЯ

  • Подготовительный (информационно-аналитический)

Анкетирование родителей и воспитателей детского сада.

Выбор темы проекта. Разработка гипотезы, цели и задач проекта.

Подбор художественной и методической литературы.

Развитие мотивации участников проекта.

  • Организационный

Изучение учебно-методической материала и литературы. 

Разработка технологии по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи

Консультации для родителей и воспитателей по теме проекта

Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи  детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности.

III. Практический

Реализация технологии по развитию связной речи в системе логопедической работы  в интеграции с педагогом психологом.

Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности (изготовление схем, таблиц, фотоальбомов, книжек- малышек (рассказов на основе личного опыта), театрализованных инсценировок.

Работа с родителями, специалистами по оформлению рисунков, коллективных работ (изготовление поделок, книг, пособий по развитию связной речи).

Реализация разработанного плана работы на учебный год по развитию связной речи  детей с общим недоразвитием речи.


План реализации проекта:

Дата

Работа с детьми

Родители

Сентябрь

Поэтапный прием в группу детей;постепенное увелечение времени прибывания; совместная игровая деятельность.

-Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;

 

 - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

   - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду”;

-Родительское собрание( знакомство,ознакомление родителей с работой ДОУ)

Октябрь

- Диагностика адаптации к ДОУ. 

- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

 -Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.»;

 3 этап. Итог проекта:  

- подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
- анкетирование родителей (итоги адаптации).

Итоги адаптации

Списочный состав: детей
Легкой степени: детей
Средней степени: детей
Тяжелой степени:

 Было выстроено с использованием игровых,  здоровье сберегающих  технологий.
   В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с  элементами театра.   
  В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические.  Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
  Анализ работы ДОО за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."

Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...

Психолого-педагогический проект по адаптации "Здравствуй, детский сад!"

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, родители, воспитанники  младших групп....

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Педагогический проект " В детский сад хожу без слез".

Помочь родителям  преодолеть  стрессовое состояние в период адаптации, развивать  навыки взаимодействия  друг с другом,  игровые навыки, внимание друг другу....

Психолого - педагогический проект по гармонизации материнско - детских отношений

Проблема детско - родительских отношений в современной педагогической  специальной психологии является одной из самых актуальных. Создание эффективной психолого - педагогической работы по гармони...

Психолого - педагогический проект «Здравствуй, детский сад!»

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...

Педагогический проект «В детский сад без слез»

В Законе об образование ФЗ 273 «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»...