Педагогическая статья "Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков"
методическая разработка
Игровая деятельность очень важна для детей: она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья на тему:
Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков
Автор-составитель: Амзеева Альфия Нурлановна
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В зависимости от вида игры, у детей развиваются различные качества, в том числе и социальные навыки. Также, игра позволяет детям проявить активность и самостоятельность, что развивает личностные качества ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Но это, в силу возраста ребёнка, невозможно.
Психолог Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С. Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание на социальное происхождение и содержание сюжетно-ролевой игры. В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Играя, дети узнают о смысле человеческой деятельности, начинают понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, они начинают осознавать своё место в ней. Во время разыгрывания фрагмента реальной жизни, дети открывают новые грани окружающей их действительности.
По мнению М. Монтессори, именно игра позволяет учитывать естественные потребности детей, именно игра содействует приобретению детьми навыков независимости от взрослых, формирует у ребенка способность заботиться о своем окружении, приучает его к социальному поведению в отношении других детей и взрослых. По мнению С.Л. Рубинштейна, в жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Во время игры дети постепенно начинают демонстрировать модели и элементы социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются к достижению общего результата, оцениванию своих действий и действий товарищей. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать тему игры, выслушивать мнения всех участников по поводу игрового сюжета и высказывать собственное мнение по этому поводу. Дошкольники учатся распределять игровые роли с учётом индивидуальных способностей, потребностей и интересов партнёров по игре. Также, дети учатся планировать и развивать игровой сюжет, отбирать тематические атрибуты.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах деятельности. Но приоритет игровой деятельности безусловен, так как разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление эмоций детьми позволяют им накапливать опыт сотрудничества. Характер игровой ситуации ставит ребёнка в положение, которое требует высокого уровня сформированных социальных навыков.
В каждой игре присутствует содержание, в которое входят правила игры. Правила воспитывают в детях силу воли: ребёнок начинает понимать, что в игре важны правила действий, а не его желания. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
Наблюдая за моделью поведения взрослых и повторяя их действия в игре, у детей формируются нравственные чувства. Во время игр дети наблюдают за поведением сверстников и за своим. Дошкольники начинают понимать, что является «хорошим», а что «плохим». Также закладываются нормы морали, такие как «добро», «зло». Следовательно, дети, совершая действия, учатся отличать добрый поступок от злого.
Таким образом, игра является видом деятельности, которая формирует личность дошкольника, его социальные навыки: модели поведения в обществе, общительность, умение контактировать с окружающими людьми, что является необходимой составляющей в самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в расположенности и интересу окружающих к нему. Она имеет чрезвычайно большое значение для нравственного развития ребёнка, формирования его способностей и становления личности в целом. Игра начинает закладывать фундамент личности ребёнка, поэтому следует серьёзно отнестись к данному виду деятельности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...
Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"
Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге. Задачи:- создание условий для сознательного изучения детьми Прави...
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...
Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...
Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде (самообразование 23-24)
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста ...