Консультация для педагогов "Культура взаимодействия между воспитателями и родителями"
консультация (младшая группа)

Кирамова Гульнара Азатовна

У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными, чтобы в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Культура взаимодействия между воспитателями и родителями».

У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными, чтобы в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи, которые стоят перед дошкольным учреждением предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающие решать образовательные задачи. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

 Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит. Каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

 Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того  чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, собрания. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время  примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа-это родители с удобным  рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя.

Третья группа- это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведение праздников, конкурсов, выставок и т. д.

Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

1. Говорите с родителями только о том, судить о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Не начинайте разговор с родителями с таких речевых оборотов, как «Вы не понимаете…»,  «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять их в общении с родителями.

3. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка.

4. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника.  Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу, и неважно,  с чем зашел, важно, с чем вышел.

5. Самый верный способ настроить родителей против себя - показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого -  педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

6. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

7. К каждому замочку нужен свой ключик. Методы  убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

8. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

 Воспитатели своей работой доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном  процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность дошкольного учреждения и семьи более эффективно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Рекомендации по этике взаимодействия между воспитателями и родителями.

Рекомендации по этике взаимодействия между воспитателями и родителями....

Установка взаимодействия между ребенком и родителем

С рождения ребенок взаимодействует с родителями. Довольно часто мы понимаем, что ресурсы взаимодействия между ребенком и родителем заканчиваются...  Опустошенный родитель не может найти в себе си...

Установка взаимодействия между ребенком и родителем

С рождения ребенок взаимодействует с родителями. Довольно часто мы понимаем, что ресурсы взаимодействия между ребенком и родителем заканчиваются...  Опустошенный родитель не может найти в себе си...