Методическая разработка по игре в шахматы.
методическая разработка (подготовительная группа)

Егорова Ксения Вильсоровна

В методической разработке представлена информация по обучению старших дошкольников в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Знакомство с шахматами»

Автор: Егорова Ксения Вильсоровна

Организация: СПб ГБПО  «Академия ледовых видов спорта «Санкт-Петербург. Динамо»

Населенный пункт: Санкт- Петербург.

Возраст воспитанников: подготовительный (седьмой год жизни)

Виды деятельности: поисково-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: формировать интерес к игре в шахматы.

Детская цель: раскрыть секрет посылки.

Задачи:

- познакомить детей с настольной игрой «Шахматы»; с шахматными фигурами;

- развивать воображение и логическое мышление;

формировать интерес и любознательность к настольным играм;

-обогащать словарный запас

Предварительная работа: рассматривание шахматной доски, беседа о настольной игре.

Оборудование: коробка, инструкция, шахматное поле, карты-маски, схемы.

 Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..." Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

 

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

В группу заходит педагог (или вахтер) с коробкой.

Добрый день, вам пришла посылка, меня попросили передать…

- Ребята, что бы это могло быть…? Как вы думаете?

-О, здесь и надпись какая-то….

Воспитатель предлагает прочитать надпись детям. Если читающих детей нет, то воспитатель сам читает надпись на посылке: «Игра для детей».

- Посмотрим, что в ней?

Дети открывают посылку, (при необходимости воспитатель помогает). Сверху лежит инструкция, шахматное поле, карты-маски, схемы.

Текст инструкции: «Дорогие ребята, в этой посылке для вас увлекательная игра. Но чтобы вы смогли в нее играть, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией».

По ходу воспитатель уточняет у детей значение слова «инструкции» и её предназначение для игр.

- Ну что, будем знакомиться с новой игрой?

 

 

 

-Интересная мысль!

-А ещё какие предположения?

 

 

 

 

 

-Думаю, будет интересно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тогда начнём!

 

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

 

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Итак, согласно инструкции, что необходимо делать? (если нужна помощь воспитателя, то читает он).

- Ребята, что необходимо делать с полем, для чего оно нужно?

- Кто из вас уже знает, сколько клеток на поле в каждом ряду?

-Ряды отличаются друг от друга? (по горизонтали, по вертикали, диагонали).

-А сможем мы прямо сейчас сыграть в шахматы?

-Здесь всё есть для игры?

-Чего не хватает?

-Что мы можем придумать?

Если дети затрудняются, то….

Дети выбирают по одной карточке-маске случайным выбором. Кому, какая достанется. Знакомятся.

-Может кто-то знает уже, как называются шахматные фигуры?

- Как расставляются шахматные фигуры на поле?.. Кто-то знает?

Если кто-то из детей знает, то предлагаю ему быть моим помощником или партнёром. Если дети затрудняются с ответом, то выполняем работу по схеме 1 (из инструкции). Дети выстраиваются согласно схеме на шахматном поле.

Ребята, как действовать дальше, чтобы продолжилась игра?

Дети находят каждый свою схему ходов фигуры согласно выбранной маске.

 

-Верно!

 

-А ещё?

-Кто ещё как думает? Ваши идеи?

 

 

-Интересная идея, расскажи подробнее…

Интересно!

-А что ты думаешь?

-Верно.

-Может ты прав.

 

 

 

 

-Интересный вариант.

 

Отличная идея!

 

 

Верно!

 

 

 

 

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, попробуем разобраться в этих схемах? Превращаемся по вашему предложению в ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ и делаем свой первый ход!

Воспитатель при необходимости помогает.

- Договорились!

-Правильно.

 

-Точно. Верно.

 

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, что вам больше всего понравилось в этой игре?

-Что было для вас сложно?

-Что бы вам хотелось ещё узнать об этой игре?

- Чем можно дополнить нашу игру?

 

Как оригинально!

 

Здорово!

Интересная идея.

- Ребята, оказалось, что это действительно увлекательная игра, но я думаю самое интересное впереди! Предлагаю оставить её у себя в группе, чтобы лучше разобраться в игре!

 

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).

Пояснительная записка к методической разработке.           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность...

Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)

Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....

Методическая разработка дидактической игры "Игры с цифрами"

Ознакомление с понятием счета. Воспитание внимательности, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики...

Методическая разработка: программа «Играем в кубанские народные игры»

Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, перед...

Методическая разработка: "В игры играем - память развиваем".

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима.Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать прав...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...