План работы по развитию ролевого поведения как способа построения игры у детей 4-5 лет.
методическая разработка

Филиппова Олеся Сергеевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskiy_vopros_20.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по развитию ролевого поведения как способа построения игры у детей 4-5 лет.

По Михайленко и Коротковой задача воспитателя в работе с детьми пятого года жизни – формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всем остальными
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников).

План работы на две недели.

Цель: Обучение детей смене ролевого поведения в ходе развертывания сюжета.

1 неделя.

Игра с детьми проводится в утреннее или вечернее время, когда в группе мало детей. Ребенку уделяется 7-15 минут.

  1.   Индивидуальная игра с одним ребенком. Ребенок выполняет основную роль, а воспитатель при развитии сюжета последовательно меняет свои.

Игра «шофер». Ребенок выполняет основную роль шофера, воспитатель – пассажир. В течение игры воспитатель меняет свою роль на милиционера, заправщика. Ребенку дается возможность участвовать в создании сюжета, его предложения должны вплетаться в общую схему сюжета.

Игра «Врач». Ребенок выполняет роль врача, воспитатель роль пациента. В ходе развертывания сюжета воспитатель меняет свою роль на медсестру: «Давайте я вам помогу», на роль другого врача.

С детьми, у которых плохо развито ролевое поведение разыгрываются хорошо известные им сказочные сюжеты. Ребенок выполняет главную роль, Емеля, а взрослый меняет свои роли по ходу сказки: щука, царь.

С каждым ребенком такая игра проводится 2-3 раза.

2) Обучение детей менять первоначально взятую роль в ходе развертывания игры.

Взрослый играет с детьми индивидуально, берет на себя главную роль, а детям предлагает менять роли в ходе развертывания сюжета.

Игра «Шофер». Воспитатель – шофер, ребенок – пассажир. В ходе игры воспитатель говорит, что машина сломалась или кончился бензин. Ребенок выполняет роль ремонтника или заправщика.

Игра «Врач». Воспитатель: я буду врачом, а ты больной, который пришел ко мне на прием. Больной ушел, теперь ты медсестра, которая пришла мне помочь.

Смена ролей в игре по мотивам сказок. Воспитатель берет на себя главную роль (Емеля), а ребенку предлагает сначала быть щукой, потом вельможей, потом царем.

 С каждым ребенком такая игра проводится 2-3 раза.

Индивидуальную работу в ходе первой недели необязательно проводить со всеми детьми. Далее подготовленных детей воспитатель берет себе в помощники по игре, а остальные дети подключаются путем подражания педагогу и другим детям.

2 неделя.

Организация сюжетной игры в подгруппе детей. Игра проводится во время самостоятельной деятельности детей.

  1. Воспитатель выбирает одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой. Педагог предлагает основную в сюжете роль ребенку, а дополнительную берет себе.

Игра «Врач». Роль врача исполняет ребенок, а роль пациента воспитатель берет себе. Начав игру, воспитатель привлекает еще нескольких детей к исполнению роли пациента: «Давайте вы тоже заболели и пришли к доктору». Затем воспитатель меняет свою роль на медсестру: «Я теперь медсестра, буду вам помогать». Далее воспитатель привлекает на эту роль кого-то из детей. А сам взрослый становится другим врачом.  Воспитатель демонстрирует разные варианты ролевого диалога: говорит с врачом как пациент, как подчиняющаяся медсестра, как равный врач.

Игра «Магазин». Роль продавца выполняет ребенок, воспитатель покупатель. Воспитатель вовлекает в игру других детей. По ходу развертывания сюжета воспитатель меняет свои роли: директор магазина, грузчик, шофер, который привозит продукты. Затем эту роль предлагается выполнить детям по желанию.

2) Наблюдение самостоятельной игры детей. Воспитатель фиксирует достижения детей, их активность, самостоятельность в изменении ролей. Воспитатель может вовлекаться детьми в игру при появлении каких-либо сложностей на позиции партнера. Воспитатель стимулирует развертывание сюжета и включение разнообразных ролей. (последний этап по Солнцевой)

Литература: Михайленко, Короткова «Формирование сюжетной игры у детей 5-го года жизни»., Солнцева «Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление воспитателя на педсовете Овчинниковой О.Н. "Развитие гибкого ролевого поведения при развертывании сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельность

В  сюжетно-ролевой   игре  дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одн...

Перспективный план работы над сюжетно ролевой игрой в старшей группе

Перспективный план  работы над сюжетно ролевой игрой в старшей группе ДОУ...

Перспективный план работы над сюжетно ролевой игрой в подготовительной группе

Перспективный план работы над сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе ДОУ...

Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм в подготовительной группе.

Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм....

Перспективный план работы по самообразованию "Арт-терапия как способ развития эмоциональной сферы детей" (подготовительная группа)

В перспективном плане по самообразованию представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми....

УСВОЕНИЕ СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РОЛЕВОЙ ИГРЕ

УСВОЕНИЕ СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РОЛЕВОЙ ИГРЕ...