Программа дополнительного образования "Карусель" в средней группе
рабочая программа (средняя группа)

Афанасьева Тамара Аркадьевна

Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.

    Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРУСЕЛЬ»

МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад №17 «Ладушки» г. Вольска  Саратовской области»

                                                                         «Утверждаю»:

З                                                                                        Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-

Де                                                                              детский сад №17 «Ладушки»

                                                                            _____________________

                Пр                                                                               Приказ №          от «26» августа 2022г.  

                                 

                             

                                                                                          Воспитатели:

                                                                                                              Афанасьева Т.А. (высшая

квалификационная категория)

                                                                                                       Фролова Т.Г. (высшая

квалификационная категория)

Вольск, 2022г.

                                                           

Содержание:

стр.

       1

Пояснительная записка                  

3

       2

Актуальность программы

3

       3

Цели, задачи.

4

       4

Принципы и подходы, осуществляемые

в процессе реализации  программы

4

       5

Планируемые результаты

4

       6

Методы организации деятельности детей

         

          5

 7

Работа с родителями  

5

       8

    Тематическое планирование

6 - 10

 9

    Список литературы

11

Пояснительная записка

    Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.

    Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Актуальность программы

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цели, задачи.

Цели: 

объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора;

развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологический   речи, обогащение активного словаря с помощью произведений русского фольклора;

развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей у  детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

Приобщать детей к культуре своей страны – устному народному творчеству, фольклору; увлечь народными сюжетами.

Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств(интонация, мимика, пантомимика).

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

Поощрять  желание вспоминать знакомые сказки, песенки ,потешки, загадки  и т.д.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации  программы:

В основу программы заложены следующие принципы:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;  
  • интеграция работы с различными направлениями воспитательной  работы и видами деятельности детей(развитие речи, ознокомление с природой, различные игры).
  • активное включение детей;
  • использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Планируемые результаты

  • Проявляет познавательный интерес к народным песенкам, прибауткам, колыбельным песням, загадкам.
  • Сопереживает, сочувствует героям русских народных сказок.
  • Проявляет интерес к самостоятельному пересказу сказок.
  • Участвует в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Владеет связной устной речью в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Проявляет интерес семейным фотографиям и беседе по ним.
  • Проявляет интерес к праздникам народного календаря; использует новые слова в речи, опираясь на полученные знания.
  • Проявляет познавательный интерес к защитникам земли Русской.
  • Проявляет познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально откликается на загадки, потешки, попевки;

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Работа с родителямии.                          

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Привлечение к созданию библиотеки:

- приобретение книг

- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

3. Выполнение домашнего задания с детьми:

- сочинение рассказов и сказок;

- изготовление масок для драматизации сказок.

4. Консультации «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

5. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».

Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год

Продолжительность: 1 раз в неделю 20 минут

                 

Тематическое планирование:

Месяц

год

Тема

Цели, задачи

Материал

сентябрь

Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса».

Знакомство с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки

Иллюстрации к потешкам

«Заскочил козлик в огород…»

Уточнение представлений детей о загадках. Знакомство с народной песенкой. Отгадывание загадок об овощах.

Загадки об овощах, иллюстрации - отгадки

Прибаутки, потешки.

Беседа на основе

наглядного материала.

Рус. народ. подвижная игра «Оладушки»  

с заучиванием текста.

Знакомство детей с прибаутками и потешками. Рассказ об использовании их в жизни. Заучивание текста игры.

Презентация

«Вся семья вместе,

так и душа на месте»

Помочь детям понять смысл пословицы детям, что семья – это любовь, забота, согласие. Вызывать желание говорить о своей семье добрые слова, называть положительные качества членов семьи. Воспитывать желание помогать близким, делать что-либо полезное.

Семейные фото

октябрь

октябрь

Игра-драматизация сказки «Репка».

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать их словарный запас.

Шапочки к игре

«Петушок – золотой гребешок»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».

Дидактическая игра

«Похвали петушка».

Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Иллюстрации к сказке

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Загадки о домашних животных, картинки-отгадки

Познакомить с народной сказкой «Как коза избушку построила»

Формировать эмоциональнообразное восприятие через слушание сказки; закрепить названия деревьев

Иллюстрации деревьев

ноябрь

«Край родной, навек любимый!»

Формирование интереса к культуре и традициям родного края, приобщать к истокам русской народной культуры;

Воспитывать сплочение, коммуникабельность, гражданско-патриотические чувства к родному городу,

желание сделать свой город лучше.

Активизировать словарь малая Родина, герб, флаг.

Фото родного города, любимых мест

Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».

Приобщение детей к русскому фольклору

Атрибуты к сказке

Логоритмика «Неваляшка»

Развивать  правильное речевое дыхание;

Игрушка-неваляшка

Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы».

Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы».

Атрибуты к игре

декабрь

декабрь

«Матрешки»

Использование русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

Аппликация из ткани «Русский сарафан».

Знакомство детей со считалками и поговорками.

Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..»

Рассказать о считалках, учить с детьми веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа.

Иллюстрации к считалкам

Здравствуй, зимушка – зима

Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, прибауток.

Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок.

Продолжать развивать интерес к богатству русского языка.

Загадки, песенки, заклички о зиме с использованием иллюстраций, картинок

Сундучок Деда Мороза

Беседа «Подарки Деда Мороза».

Разучивание заклички «Мороз, Мороз не морозь мой нос.

Продолжать формировать представления детей о традициях Нового года.

Сундучок с картинками о празднике.

январь

январь

Как Мороз в деревню ходил

Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования.

Презентация праздника Рождества

Аппликация с элементами рисования и лепка по сказке «Колобок».

Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями.

Материал для практической работы

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз».

Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз».

Текст и правила игры

 

Февраль

февраль

«Привередница»

        Поговорить о традиционном блюде русской кухни — каше.

На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить.

Наглядный материал – крупы, из которых готовят кашу

Заучивание потешек

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?»,

Вызвать желание запоминать и разучивать потешки

Иллюстрации к потешкам

Конструирование из строительного материала

«Как избушка встала на курьи ножки.

Развивать умение сооружать устойчивые постройки

Лыкова, с.82

Мелкий конструктор

«Родина - мать,

умей за нее постоять!»

Прививать любовь к земле, родному дому, к живой природе. Воспитывать чувство патриотизма средствами устного народного творчества.

Учить доброте, трудолюбию, умению прийти на помощь. Развивать речь детей

Презентация

март

март

«При солнышке – тепло при матушке – добро».

Показать, значимый для ребенка образ мамы. Формировать нравственные эмоции детей. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери.

Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

Фото мам; пословицы и поговорки о маме. 

«Помоги нам, Петя, разбудить медведя»

Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть.

Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.

Повторить народную игру.

Похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке

Шапочки к игре

Знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

Закреплять представления о правилах культурного поведения и необходимости их соблюдения.

Формировать эмоциональнообразное восприятие через слушание сказки;

Иллюстрации  к сказке

«Раз, два, три, четыре… восемь всех мы в сказку переносим»

Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Атрибуты, картинки к сказкам

апрель

апрель

«Шутку шутить – людей насмешить…»

Дать понятие о дне шуток и розыгрышей «1 апреля – не кому не верь».

Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

 Продолжать прививать детям любовь к русской народной культуре.

Презентация смешных картинок

«Половичку курочка венечком метёт»

Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества: потешками, песенками, загадками, народными играми.

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Иллюстрации

«Хочешь есть калачи — не лежи на печи»

Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек.— учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками

Просмотр мультфильма « Пирожок»

Чаепитие с пирожками

«Как у нашего соседа

Весела была беседа»

(Литературный досуг

«Угадай сказку»)

Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией.

Иллюстрации к русским народным сказкам

май

Образ Котика в малых фольклорных формах.

Игра-хоровд  «Кошки-мышки».

Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно  рассказывать потешки.

Иллюстрации с образом котика в народном фольклоре

Заучивание считалочек о котике

Учить понимать образное содержание считалок. Способствовать запоминанию текста.

Тексты считалок

«Дождик вымочит,

а солнышко высушит»

Заучивание закличек о солнышке и дождике.

Знакомство с фольклором о природных явлениях. Развивать умение четко проговаривать слова.

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях.

Иллюстрации с природными явлениями

Итоговое мероприятие «Путешествие с матрешкой»

Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора;  развитию речевой и мысленной  активность.

 Матрёшка (девочка) в русском костюме

Список литературы.

1. Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.
2. Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3. Новицкая М. «Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.
5. Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8. Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Истоки сп...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

Дополнительная парциальная образовательная программа "Терем-теремок" средняя группа (2020г.)

Создание данной программы по развитию связной  речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» в средне группе 2019,2020 г.

Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей сост...