Перспективные планы познавательно – исследовательской деятельности в первой и второй младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no2_perspektivnyy_plan.docx | 66.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дробышева Екатерина Владимировна
Приложение №2
Перспективные планы познавательно – исследовательской деятельности в первой и второй младшей группе
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе (2-3 года)
Месяц | Неделя | Тема | Игры и упражнения | Цель |
Сентябрь | I | До свиданья лето, здравствуй детский сад | Опыт «Посадим цветок из клумбы». | Познакомить детей с понятием – живая природа (растения, животные). Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. |
Наблюдение за солнцем Игра «Солнышко – дождик» | Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло; Научить действовать по сигналу воспитателя | |||
II | Детский сад | Опыт «Песок» Беседа « Что есть в групповой комнате?» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка Познакомить детей с оборудованием, игрушками, шкафчиком и др. | |
III | Международный день красоты | Наблюдение Листопад. «Осенний букет» | Формировать представления детей об осенних изменениях в природе. Изменения в живой природе - листья на деревьях и кустарниках опадают. Собрать листья в букет, показать их разнообразие. | |
Опыт «Ветер по морю гуляет» Наблюдение за вертушками | познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. Показать детям как при помощи ветра крутится вертушка, силу ветра. | |||
IV | Осень | Опыт «Дождик» | Познакомить детей с тем как льется дождик. | |
Наблюдение за состоянием погоды | учить определять время года по характерным признакам. | |||
Октябрь | I | Всемирный день музыки | Опыт «Найди по звуку» Беседа «Погремушка» | определять и различать издаваемые шумовые звуки. Учить детей играть на погремушке, показать их разнообразие |
II | Всемирный день животных | Опыт Большой шарик, маленький шарик. | Показать детям, что предметы бывают разной формы, размера; поиграть с шарами | |
Наблюдение за собакой | Дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; | |||
III | Птицы | Опыт «Перышко» | Показать детям ,какое перышко легкое, как летает по воздуху. | |
Наблюдение за птицами во время кормления | Прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе. | |||
IV | Деревья, трава и кустарники | Наблюдение «Листопад» Беседа, «Какими бывают листья?» Опыт «Спрячь пуговку | Показать детям разнообразие осенних листьев. Способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет. | |
Ноябрь | I | День народного единства | Опыт «Бумажные цветы» | Показать детям, что при попадании воды |
Наблюдение за первым снегом | Познакомить с природным явлением — снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. | |||
II | Я и моя семья | Опыт «Мыльные пузыри» | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | |
Наблюдение за дождем | Познакомить с природным явлением — дождем. | |||
III | Мой дом, моя семья | Опыт «Горячо-холодно» Беседа «Мой город» | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов Показать детям фотографии города, поселка. | |
IV | День матери | Опыт «Игра с соломенкой» Рассматривание фотографий мам | дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. | |
Декабрь | I | Неделя безопасности | Опыт «Окрашивание воды» Беседа «Опасные предметы» | выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). Показать детям опасные предметы. |
II | Зима встреча зимы | Опыт «Снег, какой он?» | познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле) | |
Наблюдение за морозными узорами | рассмотреть на окне морозные узоры. | |||
III | Новый год | Опыт «Как из снега получить воду» | формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | |
Наблюдение за елью | формировать представление о ели, ее красоте. | |||
IV | Новый год | Опыт «Изготовление цветных льдинок» Беседа «Новый год» | познакомить с одним из свойств воды. Рассказать детям о праздновании нового года. | |
Январь | I | |||
II | ||||
III | Всемирный день спасибо. Рождество | Опыт ««Мороз и снег»» Наблюдение «Снегопад» | закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. Показать красоту зимней природы, познакомить с зимним явлением снегопад. | |
IV | День доброты | Опыт «Плавает-тонет» Игра «Вежливое слово-спасибо» | учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Научить детей говорить «спасибо». | |
Февраль | I | Зима | Опыт «Поймаем воздух» | Полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. |
Наблюдение за ветром | продолжать наблюдение за ветром; учить определять направление ветра. | |||
II | Неделя здоровья | Опыт «Какая разная вода» Беседа «Моем руки » | Показать детям, что воды бывает чистой и грязной. Показать детям как правильно мыть руки. | |
III | День защитника Отечества | Опыт ««Лодочка плыви»» Беседа «День защитника Отечества» | Дать представление, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Рассказать детям о, том, как празднуют праздник 23 февраля. | |
IV | Девочки и мальчики | Опыт «Легкий-тяжелый» Игра « | Познакомить о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. | |
Март | I | Международный женский день | Опыт «Разноцветная водичка» Беседа «Моя мама» | Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. Провести беседу, какая у ребенка мама. |
II | Всемирный день земли и водных ресурсов | Опыт «Что получится» Тематическая беседа «Вода» | Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. Рассказать детям о значении воды для растений. | |
III | Народные традиции | Опыт «Следы» | Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | |
IV | Народная культура | Опыт «Посадка лука» Рассмотреть игрушку «Матрешка» | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. Познакомить детей с матрешкой. | |
Апрель | I | Международный день птиц | Опыт «Поплывет, не поплывет» Наблюдение за прилетевшими птицами. | развивать представление о весе предметов. Рассмотреть ,как ходят птицы, как кричат и т.д. |
II | День космонавтики | Опыт «Здравствуй, солнечный зайчик» Беседа «Небо» | дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. Дать элементарные представления о небе. | |
III | Весна | Опыт «Веточка березы» Игра «Скворечник» | наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. Учить детей соблюдать правила игры. | |
IV | Весна. Праздник весны и труда | Опыт «Что в пакете» Наблюдение «Огород» | дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. Провести наблюдение за старшими детьми как они сажают огород. | |
Май | I | Цветы День победы | Опыт «Ветерок» Беседа «9 мая» | Расширить представления о природном явлении, как ветер, научить различать его силу. Рассказать детям как празднуют День Победы, рассмотреть иллюстрации Дети и ветераны» |
II | Лето | Опыт «Пирожки для Мишки» Игра «Бабочка-лети» | расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. Учить детей действовать по сигналу. | |
III | Лето | Опыт «Ткань, ее качества и свойства» Наблюдение «Цветы на клумбе» | учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Показать многообразие цветов, рассмотреть один из них (по желанию детей) | |
IV | Международный день защиты детей | Опыт «Свойства песка» Тематическая беседа « Поведение детей на прогулке» | Расширить представления о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Рассказать как надо вести себя на прогулке (гулять на своём участке, не обсыпаться песком, и т.д.) |
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе (3-4 года)
Месяц | Неделя | Тема | Игры и упражнения | Цель | |
Сентябрь | I | До свиданья лето, здравствуй детский сад | Тематическая беседа. Комнатные растения. (Бальзамин) Опыт «Налил-вылил» | Учить и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок) воспитывать способность переживания радости .от рассматривания растения. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой | |
II | Детский сад | Экскурсия по детскому саду Опыт «Выжми мочалку» | Познакомить детей с ближайшим окружением Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. | ||
III | Международный день красоты | Наблюдение Листопад. Опыт Превращения воды | Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе. Изменения в живой природе - листья на деревьях и кустарниках опадают. Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. | ||
IV | Осень | Тематическая беседа: Осень. Опыт «Волшебная кисточка» | Дать представление детям о первых осенних изменениях в природе. Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). | ||
Октябрь | I | Всемирный день музыки | Опыт: Солнечные лучи. Беседа «Музыкальные инструменты в группе» | Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.) Познакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием. | |
II | Всемирный день животных | Тематическая беседа. Тема: «Как звери готовятся к зиме» Наблюдение «Кошка» | Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей. Дать детям представление о кошке, ее внешнем виде, повадках. | ||
III | Птицы | Наблюдение Тема: Птицы Опыт «Перышко» | Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни осенью. Показать детям какое перышко легкое : плавает по воде, легко опускается на пол. | ||
IV | Деревья, трава и кустарники | Тема: Деревья и их строение. Игра «Спрячься за дерево» | Уточнить представление о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья) воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. Учить детей действовать по сигналу воспитателя. | ||
Ноябрь | I | День народного единства | Опыт Наблюдение за ветром. Беседа «» | Понаблюдать за вертушками на участке, и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья. | |
II | Я и моя семья | Тема: Опавшие листья. Опыт «Что в коробке?» | Дать детям поручения найти опавшие листья на участке, На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы, каштанов, желудей. Познакомить со значением света, с источниками света(солнце, фонарик, лампа); показывать, что свет не проходит через непрозрачные предметы | ||
III | Мой дом, моя семья | Игра-опыт «Тёплая, холодная вода». Беседа «Моя семья» | Познакомить детей со свойствами воды. Побеседовать с детьми об их семьях, кого как зовут, кто, что делает дома. | ||
IV | День матери | Словесные экологические игры | Развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о сезонных изменениях, полученные в процессе наблюдения и бесед. «Найди растение, похожее на травку», «Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования) | ||
Декабрь | I | Неделя безопасности | Экскурсия по поселку Опыт:«Водичка сладкая, солёная». | Формирование безопасного поведения на дорогах. познакомить детей со вкусовыми качествами воды (сладкая, солёная) | |
II | Зима встреча зимы | Словесные экологические игры Наблюдение «Снегопад» | Развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о сезонных изменениях, полученные в процессе наблюдения и бесед. Раскрыть детям понятие снегопад. | ||
III | Новый год | «На полянку, на лужок, тихо падает снежок… » Беседа «Новый год» | Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах, о возможности его использования для поделок и игр, развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки. Дать элементарные представления о праздновании Нового года. | ||
IV | Новый год | Игра в снежинки. Наблюдение «Нарядная елочка» | В ходе игры познакомить детей с такими свойствами снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежинки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед. Провести наблюдение за старшими детьми как они украшают елочку в детском саду | ||
Январь | I | ||||
II | |||||
III | Всемирный день спасибо. Рождество | Снежинка (рассмотреть под увеличительным стеклом) Опыт «Разноцветные льдинки» | Начать знакомить детей со свойствами снега (снег подбросить и понаблюдать что снег пушистый и легкий) познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | ||
IV | День доброты | Опыты с таянием снега. Беседа «Добрые слова» | Познакомить детей со свойствами снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом. Учить детей говорить добрые, вежливые слова своим близким. | ||
Февраль | I | Зима | Наблюдение за зимующими птицами. Опыт «Что в пакете? | Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленение яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытие перьями, две ноги). обнаружить воздух в окружающем пространстве | |
II | Неделя здоровья | Игра «Заморожу» | закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам. | ||
III | День защитника Отечества | Опыт «Разноцветный лед» Тематическая беседа «23 февраля» | Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжить учить, составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом) Рассказать детям о праздновании праздника. | ||
IV | Девочки и мальчики | Тематическая беседа. Наблюдение за погодными явлением - мороз | Закрепить знания детей о том, что лед можно разбивать; развивать мыслительные процессы6 память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей, вспомнить, какие зимние игры знают дети. | ||
Март | I | Международный женский день | Весне дорогу. Опыт со снегом | Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед) Показать детям, что снег тает в помещении | |
II | Всемирный день земли и водных ресурсов | Опыт с водой и песком Беседа «Зачем нужна вода?» | В ходе опыта познакомить детей со свойствами воды и песка. Рассказать детям о значении воды в жизни человека. | ||
III | Народные традиции | Экскурсия «Народная игрушка» Узнаем, какая вода | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | ||
IV | Народная культура | Тематическая беседа. Фольклор
| Разучивание Песенки - потешки о весне, загадки о ручье. | ||
Апрель | I | Международный день птиц | Книжный уголок. Опыт «Перышко» | Показать на примере обводок разнообразие птиц. Предложить детям цветные мелки для рисунков на асфальте Показать детям какое перышко легкое. | |
II | День космонавтики | Игра «Солнечные лучики» Опыт «Солнечные зайчики» | Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир Научить детей «пускать солнечных зайчиков» С помощью зеркала. | ||
III | Весна | Наблюдение Растения и животные весной. | Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост травка подросла, раскрылись почки; появились первые цветочки оживились воробьи, проснулись насекомые. | ||
IV | Весна. Праздник весны и труда | Беседа «Земля» Наблюдение «Посадка лука на огороде» | Формировать представление детей о потребностях растений в земле. Воспитывать интерес к посадке растений Провести наблюдение как дети старших групп сажают свой огород. | ||
Май | I | Цветы День победы | Экскурсия на цветники Наблюдение «Ромашки» | Рассматривание различных цветов, учить показывать их строение. Рассказать детям о ромашке, её строении, цвете. | |
II | Лето | Игра «Бабочка» Тематическая беседа «Безопасное поведение в природе» | Рассматривание насекомых, их строение, повадки. Прослушивание аудизаписи. Напомнить детям как правильно вести себя на природе. | ||
III | Лето | Опыт «Песок» Наблюдение «Насекомые » | Показать детям свойства песка. Показать детям прилетевшую бабочку, рассмотреть её. | ||
IV | Международный день защиты детей | Тематическая беседа «Гендерное воспитание» Игра «Цветы» | Учить мальчиков принимать на себя мужские роли, а девочкам - женские. Научить выполнять действия по сигналу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план "Исследовательская деятельность" средняя группа
Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" средняя группа...
Перспективный план "Исследовательская деятельность" 2 младшая группа
Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" 2 младшая группа...
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в детской лаборатории старшей группы
Разработанный план предпологает ознакомление с окружающим миром и природой через опытно-экспериментальную познавательную деятельность детей....
Перспективное планирование досуговой деятельности в первой младшей группе детского сада на 2013 – 2014 учебный год.
Перспективное планирование на год - развлечения- досуги....
Методическая разработка: Перспективное тематическое планирование. Познавательно исследовательская деятельность в первой младшей группе.
Все дети по своей природе любознательны. А особенно маленькие дети. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности. Моя главная ...
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе...
Методическая разработка: Перспективное тематическое планирование. Познавательно исследовательская деятельность в первой младшей группе.
Все дети по своей природе любознательны. А особенно маленькие дети. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности. Моя главная ...