Воспитание культуры поведения дошкольников в детском саду
методическая разработка

Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание культуры поведения дошкольников в детском саду»

Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.

Культура поведения выступает как совокупность принятых в обществе устойчивых форм поведения в быту, общении, различных видах деятельности, определяемых соответствующими нормами и правилами.

Задача состоит в том, чтобы в дошкольном детстве заложить основы

культуры поведения, сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям.

Содержание понятия «культура поведения дошкольника» достаточно объемно, в него входят бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности.

Задача педагога — создание культурной среды развития для каждого ребенка и оказание ему помощи и поддержки в активном освоении культурного опыта.

Педагогическими условиями воспитания культуры поведения и общения у дошкольников являются:

— речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);

— продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду;

— разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;

— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей

в освоении культурного опыта;

— проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства.

Необходимым условием воспитания культуры поведения является обеспечение эмоционально-комфортного состояния детей в детском саду.

Воспитатель оценивает:

— эмоциональные проявления ребенка: с каким настроением он

чаще всего приходит в группу, насколько комфортно чувствует себя

в детском саду;

— общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми:

умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение

игровых и коммуникативных умений;

— личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность.

Умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка позволяет выбрать адекватную тактику в воспитании культуры поведения.

В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения соблюдается принцип единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений в формировании культурных навыков и привычек, создание активных побуждений детей к выполнению правил культуры поведения в разных

видах деятельности и режимных процессах. Необходимо сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социально-ценные побуждения.

Культура поведения ребенка основана на доброжелательности, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные

умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Все требования к поведению должны быть сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме. Они помогают ребенку понять, как он должен вести себя в обществе. Для дошкольников правила формулируются не в общей форме («Надо быть вежливым»), а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку

нужно выполнить в тех или иных обстоятельствах («Если тебе вручили подарок, скажи “спасибо”»).

Младший дошкольник хорошо усваивает правило культуры поведения, если оно обращено лично к нему. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила как обязательные для всех.

На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются. Увеличивается объем правил. Они становятся

разнообразнее и начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.

В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения, напоминании правил, постоянной помощи воспитателя. Педагог широко использует игровые формы: инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, игровые ситуации, в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат» зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками и т. п. Игровой персонаж, сопровождая младших

дошкольников в повседневной жизни, помогает воспитателю активизировать интерес к выполнению правил культуры поведения, а также

контролировать и оценивать действия детей.

В группе воспитателем создаются игровые и реальные ситуации, имитирующие разные формы культурного поведения («Мы принимаем гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр»). Используются видеосюжеты, демонстрирующие детям разные формы культурного поведения, детская литература, игры-драматизации. Проводятся этические беседы с детьми о культуре поведения.

1-й шаг. Привлечение внимания детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.

Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме,

желание разрешить возникшую ситуацию.

Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или

игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.

2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).

Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться

к своему личному опыту в аналогичной ситуации.

Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение

к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного

опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада),

нацеливание на разные варианты решения проблемы (как поступить).

3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях

и обстоятельствах.

Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать

правило и перечислить соответствующие способы поведения.

Действия педагога: поддерживать самостоятельность детей, поощ-рять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные

варианты, дать окончательную формулировку правила.

4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.

Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске

формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.

Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, пред-лагать разный материал для осуществления замысла и предложений

детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические

изображения).

5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.

Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.

Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь

детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку

в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить детей

в обсуждение.

6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.

Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении

и поведении.

Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.

Педагог постоянно поддерживает стремление старших дошкольников выполнять правила культуры поведения. Оценивая поступки, он связывает самостоятельность в выполнении правил культуры поведения со взрослением своих воспитанников, с их особым положением самых старших в детском саду (служат примером для других детей), с перспективой предстоящего обучения в школе. Постепенно у детей

формируется привычка следовать требованиям культуры в личном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностные представления в новых условиях школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

Консультация для родителей «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду

Консультация для родителей«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду» Роль семьиВасилий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок по...

Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"

Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит  в форме игры "Брейн-ринг"....

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»...

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»

Консультация для родителей "Культура поведения ребёнка в детском саду ,в общественных местах и дома"...