Проект "Искусство пантомимы для дошкольников"
проект (подготовительная группа)

 Вертинская (Вешнякова) Дарья Сергеевна

Проект "Искусство пантомимы для дошкольников". Подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ МО «СГО» - д/с № 2 «Светлячок»

     ___________ А.А. Харченко

«     »                    2020 г.

                                                               

                                                           ПРОЕКТ

                 «Искусство пантомимы  для дошкольников»

                       

                         

                                                  Составитель, музыкальный  руководитель :

                                                              Вертинская Дарья Сергеевна

                                                    г.Светлый

Сроки реализации проекта: долгосрочный , сентябрь 2020г. -  май 2021 г.

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной  группы, музыкальный руководитель, родители.

                             

                                             Актуальность проекта

Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. Ей доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Так вот одним из них является - пантомима.  Пантомимическое искусство  очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.  

 Пантомимическое искусство развивает у детей  творческое мышление, учит корректному выражению чувств и эмоций, раскрепощает, снимает скованность. Развивает умение использовать мимику и жесты в жизни, воспитывает любовь и интерес к театральной деятельности.

Поэтому пантомима для детей просто необходима, она способствует их правильному физическому и психологическому развитию.

Цель:  Формирование первоначальных представлений у детей дошкольного возраста о технике пантомимы.

Задачи:

      - Ознакомление детей с понятием мимика,жест,эмоция,пантомима.

      - Развить у детей выразительность жестов, мимики и пластики.

- Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа.

      - Изучить некоторые основные элементы движений пантомимы: «импульс», «точка», «линия», «фигура», «зеркало», «стенка».

- Развивать творческие способности.

     - Воспитать у детей умение работать с партнером;

   

     - Воспитать коммуникативные способности.

     - Привлекать родителей к проектной деятельности.

                          Содержание  работы

Название этапа

Задачи:

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап:

Подготовительный

Задачи:

Выявить уровень знаний детей и родителей о теме проекта.

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности;
  2. Разработка плана проектной деятельности с воспитателем группы.
  3. Разработка анкет для родителей.
  4. Консультирование с основным воспитателем группы, по вопросам проектной деятельности;
  5. Организовать сотрудничество с ДШИ и Филармонией.                              
  6. Разработать цикл образовательной деятельности на тему: «Искусство пантомимы для дошкольников»
  7. Найти и отработать  литературный материал.
  8. Найти и изучить истории создания пантомимы.

Вертинская Д.С..

музыкальный руководитель

Октябрь – Декабрь 2019г.

II этап: Основной

Задачи:

Расширить кругозор детей о том, какие бывают виды пантомимы.

  1. Провести опрос детей на тему: «Какие бывают игры мимикой и жестами»
  2. Провести анкетирование родителей;
  3. Реализация цикла занятий в рамках проектной деятельности

     4.     Проведение праздников и              развлечений с детьми подготовительной группы;

     5.      Показ презентации «Искусство         пантомимы»

   

Воспитатели группы и музыкальный руководитель

Декабрь 2019 – Март  2020

III этап: Заключительный

Закрепить полученные знания о проекте.

     1. Театрализованное представление.

 

     2.  Музыкальный фестиваль                 инсценированной патриотической            песни «Песни Победы»

     3.  Отчёт на итоговом педсовете.                                      

Апрель – Май 2020

Итоговое мероприятие:

Проведение мероприятия «Искусство пантомимы»



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме “Сценическое движение. Пантомима”

План занятия:

1.     Организационный момент: актерское приветствие, сообщение темы и эпиграфа, цели и задач занятия (3 минуты).

2.     Разминка: упражнения (5 минут).

3.     Теоретическая часть: новая тема Пантомима, повторение знаний по сценическому движению

Видеоролик (3 минуты),

презентация «Театр мимики и жеста» (6 мин).

4.     Практическая часть: (20 минут).

5.     Упражнения на закрепление.

6.     Сценка «Опять двойка».

7.     Подведение итогов занятия (3 минуты).

8.     Домашнее задание (2 минуты).

Цель: создать условия для личностного развития ребенка, через сценическое

движение.

Задачи: – познакомить с понятиями сценическое движение и пантомима;

– развивать мимику и пластику;

– воспитывать сценическую культуру.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Учащиеся заходят в кабинет под музыку. Их актерская задача заключается в следующем: каждый должен выразить с помощью мимики, жестов, походки свое настроение в данный момент. Затем ребята приветствуют друг друга через рукопожатие со словами: «Здравствуйте!», показывая настроение уже с помощью интонации. Педагог здоровается с учащимися и сообщает им тему цель и задачи занятия.

Педагог: Добрый день! Сегодня наше занятие будет проходить по теме:

«Сценическое движение. Пантомима»

Важнейшим элементом выученности актёра является сценическое движение. Оно направленно на то, чтобы сделать мышцы актёра пластичными, а тело послушным воле исполнителя. Перед выступлением нужно разогреть не только голосовые связки, но и мышцы, так как во время выступления иногда нужно танцевать, быстро двигаться, даже кувыркаться и падать. И чтобы актёр не потянул ногу, не уронил на сцене какой-либо предмет, ему нужно правильно двигаться по сцене. И поэтому на занятиях будем продолжать этому учиться.

Прошу всех дружно встать,

Что скажу всё выполнять.

II. Разминка

1.     Упражнения на фонационное дыхание

Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима. Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое дыхание.

Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза.

Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох, опускаясь, – выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза.

Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох.

2.     Упражнения с применением звуков

Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.

Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»). ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»).

Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища, произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ…

Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют друг другу «Ау!» по кругу.

3. Упражнения на разогрев мышц.

1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде «пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде «лед» застывают в позе, которую должны оправдать.

2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка. Старайтесь, чтобы, вы не повторялись.

Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.

III. Теоретическая часть.

Просмотр видеоролика «Пантомима».

Беседа по вопросам.

– Вам было понятно происходящее на экране? (Да)

– Что изобразила девочка?

– Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

– Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика).)

Работа девочки основывается на вере в то, что все то, что она делает, абсолютно реально. И это при минимуме декораций, костюмов и приспособлений. Просто она верит в то, что на улице идет дождь, дует ветер, что она наткнулся на стенку и т.д.

А вслед за ней в то начинают верить и зрители. Вы поверили? Попробуем научиться?

 

Презентация «Театр мимики и жестов». Сл1.

Сл.2. Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) – искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Сл.3. Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.

 Сл.4.Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный механизм изображал раскаты грома и шум дождя.

Сл.5. Театры в Китае и Индии.

В Китае первые театральные представления напоминали танцы на специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю стенку таких площадок украшали тканями.

Сл.6. Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру.

Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век , развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.

Сл.7. Театр движения, мимики и жестов.

Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.

Сл.8. «Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», – воскликнул, увидев пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан.

Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из бокалов, которых фактически не существует.

Вопрос: Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Сл.9.  Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Сл.10. Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

Сл.11. В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его счастливые минуты и горести.

Сл.12. Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.

Сл.13. Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена высокая техника. А техника обретается упорным трудом.

Вопросы на закрепление темы:

– Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное).

– Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Давайте вспомним, что такое мимика?

(Ответ: Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.)

Хорошо, вспомнили. А что такое жест?

(Ответ: Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.) Молодцы!

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения:

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Замечательно! Пройденный материал вы усвоили хорошо. Перейдём к сценическому движению. Мы знаем, что сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.

Задание. Изобразить сценку «Опять двойка» без слов, с помощью мимики и жестов.

Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да).

Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вальерах.

Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.

Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные

обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять свои места.

Сценка «Опять двойка»

А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство со сценическим движением, в частности с пантомимой. Как вы думаете трудно показывать пантомиму? Почему?

Какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы).

Какое задание показалось трудным? (Ответы).

Педагог: Я благодарю всех за творческий подход к занятию.

Свои впечатления вы можете выразить вот такими жетонами.

На них выражение лица. Я раздаю всем по три жетона (равнодушие, скука, радость). Какое настроение было у вас на занятии? Выберете жетон, совпадающий с вашим настроением, разложите их на столе.

(Выбирают и раскладывают жетоны)

Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное

настроение. До свидания, до следующего занятия.



Предварительный просмотр:

«Использование искусства пантомимы в творческом развитии дошкольников»

                     Вертинская Дарья Сергеевна, муз.руководитель          

                          МАДОУ МО «СГО» - д/с №2 «Светлячок»

                                         2020 – 2021 учебный год

Почему я выбрала для реализации именно этот проект, я обратила внимание что детям интересна эта тема, многие дети не могу проявить себя в пении, но с удовольствием проявляют себя в танцах, играх. Пантомима помогает детям раскрепоститься, даже те дети, которые стесняются или плохо разговаривают, благодаря пантомиме раскрывают свои способности, развивают свое творческое воображение и обретают уверенность в себе.

Перед началом работы по теме, я изучила литературу: «Пантомима и ее возможности" А. Румнев   1966 г. «Пантомима, движения, образы»

 И. Рутберг 1981г. «Искусство пантомимы» Р. Славский. "Игра "Пантомима""      Лерман 2013.

Для детей была показана презентация «Искусство пантомимы».

В презентации я рассказывала детям какие бывают виды пантомимы.

На протяжении года дети изучали игры – пантомимы: «Беседа глухонемых», «Скульптор и глина», «Показать как мама», «Профессии», «Покажи что чувствуешь», «Несмеяна», «Веселый танец». Ребята учились жестами и мимикой показывать свои эмоции. Знакомились с  упражнения: «Импульс», «Точка и линия», «Фигура», «Зеркало», «Стена». Итоговой работой по проекту была поставлена сценка на выпускной «Один день из жизни воспитателя в детском саду».

Для родителей, была предоставлена консультация «Игры – пантомимы». Так же, проведено анкетирование, на знание родителей что такое пантомима.

На протяжении года дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Участвовали в марафоне «Свет Рождественской Звезды».

Сейчас я хотела бы немного рассказать, что такое пантомима, и показать презентацию.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Одним из них является - пантомима.

Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Это искусство очень важно для развития детей дошкольного возраста.

Пантомима, ведь это не только театр, а также спорт (акробатика, художественная гимнастика), танцы (балет, народные танцы), пальчиковая гимнастика, игры.

Пантомима способствует правильному физическому и психологическому развитию детей.

Изучая искусство пантомимы, мы в конечном итоге, изучаем самого человека, самих себя.

(Презентация)

В заключении хотела бы сказать, что в результате проведенной работы, у детей формируется комплекс определенных умений: творческое мышление, корректное выражение чувств и эмоций, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к пантомимическому образу; для детей наиболее важным становится, эмоциональное восприятие образа.

За этот период, у детей сформировался интерес к пантомимическому искусству. Сформировалось умение использовать мимику и жесты в жизни, умение самовыражаться. Значительно улучшилась способность к импровизациям. Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

Опыт работы показывает, что дети занимаются с желанием и радостью, что, несомненно, способствует раскрытию их творческих проявлений.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.                                                                        Театр пантомимы.

Уважаемые родители!

Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в семье.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1.Значете ли Вы, что такое  «пантомима»?

(Да; нет)

Ваш ответ:____________________________________

     2. Играете ли Вы дома в игры – пантомимы? 

(Да, нет)

     Название игр:___________________________________

3. Посещаете ли Вы со своим ребенком театры? 

(Да, нет)

Название театров:______________________________

4. Знаете ли Вы какие есть виды пантомимы?

(Да;нет)

Какие Вы знаете виды:_____________________________

5. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность пантомимы в семье? 

(Да, нет, затрудняюсь ответить)

Ваш ответ:_______________________________________

6. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать театрализованную деятельность пантомимы с детьми в домашних условиях?

 (Да, нет)

Большое спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

                                 Игры – пантомима                                               1                                    

для детей старшего дошкольного возраста.

hello_html_m304171a7.jpg

Игра – пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Способствуют развитию двигательных качеств и умений; творческого воображения и фантазии; познавательных способностей.

«Загадки без слов»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

                                                                                                                  2

 «Поиграем — угадаем»

(А. Босева)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)

Верно, мирно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

Игра: «Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

                                                                                                                  3

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во-ду, вытирают руки.

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

                                                                                                                  4

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Игра-пантомима «Нос, умойся!»

(по стихотворению Э.Мошковской)

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Плачет киска в коридоре:

У нее большое горе —

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

                                                                                                                                        5

Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.

Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».

Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:

— Киска, кисонька, кисуля! —

Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой. (Л.П.Савина)

— Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор.

Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем.

Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.

Расскажи стихи руками

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

                                                                                                                  6

Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.

«Убежало молоко» (М.Боровицкая)

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

Разогрелось — и назад:

Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице летело,

Вдоль по улице пустилось, Вверх по лестнице пыхтело

Через площадь потекло, И в кастрюлю заползло,

Постового обошло, Отдуваясь тяжело.

Под скамейкой проскочило, Тут хозяйка подоспела:

Трех старушек подмочило, Закипело?

Угостило двух котят, Закипело!

В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.

Игра: «Представьте себе»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

Как на нашем на лугу Прилетели две тетери,

Стоит чашка творогу. Поклевали, улетели.

Задания

Представьте себе:

1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.

2. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения. ( Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)

                                                                                                                                        7

3. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!

4. Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку... Это кнопка!

5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика...

— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли:

Загадка:

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет, —

Себе город строить хочет.

— Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)

                                                                                                                                        8

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

«Отгадай, кто мы»

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.

Игра – пантомима «Утка»

Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук;

Педагог читает стихотворение:

Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:

В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!»

Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят

громко все вместе.

Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:

— Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю.

Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.

Игра-пантомима «Кто живет в Африке?»

Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство;

формировать навыки импровизации.

Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных

(жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...).

Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.)

                                                                                                                                                         9

Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не

говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.

Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а

воспитатель пытается отгадать.

Игра-пантомима «Мухи»

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение

Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не

произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать

музыкальное сопровождение.

На паркете в восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука — в обморок упали.

Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра-пантомима «Жадный пес»

Цель. Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес — Тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, Сел в уголок

Воды наносил, И съел его сам! AM!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если

есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более

убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

«Кто я»

Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

                                                                                                                10

Игра: «У зеркала»

Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как:

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади, е) невеста на свадьбе.

«Игра с платком».

Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а) бабочку,

б) лису,

в) принцессу,

г) волшебника,

д) бабушку,

е) фокусника,

ж) больного с зубной болью.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3. Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5. Как падает снежинка.

                                                                                                                                      11

6. Обиженный щенок.

7. Как скачет солнечный зайчик.

8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12. Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17. Пчела на цветке.

18. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22. Невеста на свадьбе. Жених.

23. Бабочка порхает с цветка на цветок.

24. Зуб болит.

25. Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28. . Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

29. Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32. Я не знаю.

33. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

— Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пантомима"

Конспект занятия "Пантомима" в театральном кружке для старшей группы...

Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму

Развитие психо-эмоциональной сферы ребёнка через пантомиму...

Игры – пантомимы.

Игры – пантомимы....

Консультация для родителей "Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму"

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму. Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, ко...