Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Наши традиции" в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Избицкая Ольга Сергеевна

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Наши традиции" в подготовительной группе.В блоке сюжетно ролевые игры, дидактические игры, художественная литература, беседы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Наши традиции» в подготовительной группе

                             

                                                                     «Наши традиции»

Беседа: «Блокада Ленинграда»

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Ход: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите? (Ответы детей)

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы? (Дети высказывают свои предположения)

Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?(Дети высказывают свои мысли). Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.  Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? (Дети высказывают свои предположения). Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта

издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

                                                                                           

                                                                                                 «Наши традиции»

Беседа «Рождество Христово»

Цель: знакомство с происхождением праздника Рождество Христово.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. 
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарет, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеем. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами. 
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота. 

ВЕСТЬ АНГЕЛА ПАСТУХАМ.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом. 

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА.

Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения. 

Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу. 

                                                                                                                                  1

                                                                       «Наши традиции»
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало

погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).

Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.

Светлый праздник Рождества

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество. 
Великий праздник – … (
Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам 
и все нарядные спешат на службу … 
(в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, 
Перед иконами горят … 
(лампады).

И, распушив зеленые иголочки, 
красуются рождественские … 
(елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, 
Все люди в храме зажигают … 
(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают, 
а после с Рождеством друг друга … 
(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, 
И, сердце замирает в ожидании … 
(чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – 
На земле родился … 
(Иисус Христос).

                                                                                                                                   2

                                                                       

                                                                      «Наши традиции»

Рождественский сочельник.
День накануне праздника называется Рождественским сочельником.

В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник. 

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.  

По традиции, для того, чтобы начать обряд колядования, нужно собрать минимум три человека. Песни трёх людей будут звучать громче, а значит, небеса лучше их услышат и одарят людей добром. В ряды колядующих могут входить не только дети, но и взрослые, как мужчины, так и женщины. Предводителем колядующих является звездарь. Звездарём называют человека, идущего впереди всех. У него обязательно должна быть звезда (отсюда и название). Обычно, на роль звездаря выбирают того, кто лучше всех знает песни и громче всех их поёт.

Также, в ряду колядующих есть звонарь. Миссия звонаря заключается в том, чтобы нести большой колокольчик. Он звонит в него, таким образом оповещая всех людей в округе, что идут колядующие. Есть у колядующих ещё одна не менее важная роль – мехоноша. Этот человек идёт следом за звездарём и звонарём. Главное, что должен делать мехоноша – это собирать «наколядованное», то есть все сладости, деньги и подарки. Для этой цели он должен иметь при себе большой мешок или другой предмет, куда хозяева домов будут класть награду для колядующих.Очень важным является именно то, чтобы они сами клали в мешок подарки, ведь мехоноша не должен брать ничего из рук людей. Ну и самое главное: распределитесь по ролям и следуйте друг за другом. Первым идёт звездарь, который несёт звезду, затем звонярь, звонящий в колокол, последним идёт мехоноша. Если в ряду колядующих есть ещё люди, то они должны идти за звонящим.

                                                                                                   

                                                                                                   3                                                                                                                                                                                                                                

«Наши традиции»

             Беседа «Медаль за оборону Ленинграда»

Цель: Продолжать знакомить детей с историческим прошлым страны. Познакомить с медалью за «Оборону Ленинграда».                                      Ход:  Ребята, мы с вами живем в одном из красивейших городов мира. Но раньше его называли Петроград, а во времена СССР – Ленинград. 27 января  Санкт Петербург и вся наша огромная страна будет праздновать днь Полного Освобождения Ленинграда от Блокады.  За свой подвиг – город носит звание город-герой Ленинград и награжден орденом Ленина и звездой Героя.                                    В начале 1943 года Ленинградский монетный двор получил заказ на изготовление первой партии медалей, а уже в апреле 1943 года первые тысячи медалей были вручены воинам на передовой. Медаль изготавливалась из латуни в форме круга диаметром 32 мм. На аверсе , на фоне строения Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, трудящихся и работниц с винтовками. Вверху пятиконечная звезда и надпись по краю «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». На реверсе надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью — серп и молот. Создатель утверждённого рисунка медали — художник Н.И. Москалёв. При помощи ушка и кольца медаль соединена с пятиугольной колодкой, обтянутой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зелёной полосой посреди. Ширина ленты 24 мм, ширина полосы — 2 мм. Медаль «За оборону Ленинграда» носится на левой стороне груди.

 Положение о медали.

 Медалью “За оборону Ленинграда” награждаются все участники обороны Ленинграда: военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города; рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.                                                                                                          Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди награждённых ею − 15 тысяч детей и подростков. Через всю блокаду они прошли как достойные соратники взрослых.                          1                                                                                            

 «Наши традиции»

Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки!!! Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Весной 1942 года на опустевшие заводы пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станком для них делали деревянные подставки. Дети выполняли нормы взрослых рабочих. Над рабочими местами мальчишек и девчонок висели плакатики. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

                                                           

                                                                       

        

                                                                                                     2

 «Наши традиции»

Сюжетно ролевая игра «Музей»

Цели: Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними.

Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения

в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.

Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Примерные игровые действия:

подготовка к посещению музея; рассматривание путеводителей; выбор музея; оформление экспозиции; экскурсия; реставрационная мастерская.

Предметно-игровая среда.

Оборудование: коллекции предметов декоративно-прикладного искусства; фотографии, репродукции; вывески; альбомы по искусству; путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты; инструменты для реставраторов, спецодежда.

«Наши традиции»

Сюжетно ролевая игра «Банк»

Цели: Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества.

Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в

общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:

посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда.

Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки;

деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.    

                                                                   

 «Наши традиции»

Дидактическая игра "Приметы зимы"

Цели: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом, потому что.                                            Ход: Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

                                                                        «Наши традиции»

Дидактическая игра «Угадай мое настроение»

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивость,

печаль и т.д.

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивость,

печаль и т.д.

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивость,

печаль и т.д. 

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивост

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивость,

печаль и т.д. 

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица. 

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.

Дети определяют настроение. 

Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя,

передают настроение выражением лица: радость, задумчивость,

печаль и т.д. 

Цель: Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход: Воспитатель изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость.Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица.

                                                                        

                                                                     «Наши традиции»

Конспект НОД аппликация «Блокадный Ленинград»

Цели деятельности педагога: показ презентации теме занятия; продолжать знакомство с художественными материалами для графического рисования (уголь, сангина, графитовый карандаш); учить изображать трагедию, печаль путём использования художественных материалов; воспитывать интерес к рисованию; проявлять эмоциональную отзывчивость у детей на стихотворения о блокадном времени (Н.Радченко «Блокада») и просмотр фотографий на данную тему. 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование  к совместной непрерывной образовательной деятельности:  презентация по теме,бумага (формат А4,А-3),графитовые карандаши.

Ход  совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент:

Чтение стихотворения  «Блокада» 

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно, 
холодно, 
холодно очень...

Вставлена вместо стекла 

картонка...
Вместо соседнего дома – 
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется... 
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой... 
Утром...
Давно...
Вышла вода... 
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких... 
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

(Н. Радченко )

Воспитатель сообщает детям о том что мы живем в городе - герое, который раньше назывался Ленинград. Город выстоял в тяжелое для него время. Люди жившие тогда в нем понесли не мало потерь и горя: был голод и холод, город бомбили. Много народа погибло, но много и выжило.

Ответная словесная реакция на прослушанное стихотворение, обмен своими впечатлениями.

2.Просмотр презентации по теме:

Обмен впечатлениями от просмотренного.

3.Способы изображения и используемые художественные    материалы:

 Предложить детям изобразить в своих рисунках тот момент , который их больше всего впечатлил. Так как тема рисунков печальная, грустная предложить использовать для рисования однотонные художественные материалы ( уголь, сангину, графитовый карандаш). Напомнить о способах рисования данными худ.материалами.

Самостоятельный выбор художественных материалов, формата бумаги.

4.Физкультминутка:

Бум-Бум-Бум и Бам-Бам-Бам!   
Мне купли барабан!                          

Указательными пальцами имитируют  удары палочками.

Барабан большой, красивый    
Бью в него со всей я силы!

Разводят руки в стороны и описывают  ими круг, затем хлопок в ладоши.

Палочки в руках мелькают,
Быстро такт нам отбивают.

Указательными пальцами имитируют  удары палочками.

Бум-Бум-Бум и Бам-Бам-Бам!  
У меня есть барабан!    

Указательными пальцами имитируют  удары палочками, разводят руки в стороны  описывая ими круг.

5.Рисование:

    Во время  рисования педагог активизирует деятельность детей посредством обмена впечатлениями из собственного опыта и опыта детей.

Делятся впечатлениями из собственного опыта полученными ранее.

6.Итог занятия:

Рисунки детей выставлены на стенде. Коллективная и индивидуальная оценка детских работ.

Обмен впечатлениями, пожелания. Словесные дополнения к своим работам.

7.Рефлексия:

Просмотр видео, литературных, художественных произведений  по теме с родителями; походы в музеи и т.п.

                                                                        «Наши традиции»

Конспект НОД аппликация «Вечный огонь»

Цель:Формировать у детей патриотические чувства и развитие духовности. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Задачи: Формировать у детей осознание того, что любить Родину-значит уметь её защищать, беречь, быть достойным гражданином своей страны.

Способствовать развитию умения чувствовать настроение в музыке.

Развивать детское творчество во взаимосвязи музыки, конструирования, художественного слова.

Воспитывать у детей любовь и уважение к героям своей страны, чувства гордости за их подвиги.

Материалы и оборудования:

Импровизированный "Вечный огонь", фонограмма"Стук сердца", "Вечный огонь" муз. А. Филипенко, сл. Д. Чибисов, репродукция памятника "Неизвестному солдату",скульптура с  Пискаревского кладбища, цветная бумага, гофрированная бумага ,картон, клей, ножницы

Ход:(фонограмма)Воспитатель:Ребята вы любите путешествовать, узнавать что-то новое и интересное?

Я приглашаю вас сегодня отправится в необычное путешествие. А поведет нас эта свеча.

(входят в зал,в руках свеча, ставят ее на стол. Воспитатель читает стих)

Горит дрожащая свеча.

Не дунь дуй на пламя с горяча.

А ты, волшебный огонек,

О чём бы нам поведать мог?

-Ребята, посмотрите внимательно на горящую свечу и скажите, какого цвета пламя?.

-как вы думаете, зачем людям нужен огонь?.

-но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания Такой огонь горит на могиле Неизвестного солдата.

(свеча гаснет,зажигается свет)

-ребята посмотрите на эту иллюстрацию. На ней изображена могила Неизвестному солдату у стены Московского Кремля.

-посмотрите на неё внимательно, подумайте и скажите,почему она называется могилой Неизвестному солдату?.

Много таких могил на нашей земле. В этих могилы похоронены солдаты,павшие на полях битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной Войной. Это была войны с фашистами,которые хотели захватить нашу страну,бомбили наши города,жгли деревни и убивали людей. Не всех погибших могли опознать. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: "Имя твое неизвестно".

А что значит вторая часть надписи:"Подвиг твой бессмертен"?.                   1

                                                                     «Наши традиции»

Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли,защищая Родину,своих родных.

-Ребята давайте посмотрим на следующую картину.Мать-Родина— монумент, установлен в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Шестиметровая бронзовая скульптура на каменном постаменте изображает женщину, держащую в руках гирлянду дубовых листьев — символ вечности. За скульптурой находится каменная стена, на которой высечены строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Помимо стихотворных строк, на стене можно видеть силуэты людей, идущих навстречу друг другу.

Скульптура олицетворяет скорбящую женщину, мать, жену. Лицо скульптуры обращено к братским захоронениям. За спиной скульптуры (вне территории кладбища) оставлен коридор в 2-3 квартала длиной, не застроенный домами.

--рядом с памятником горит вечный огонь. Он никогда не гаснет, как напоминание всем нам и будущим потомкам о том, как страшна война.

-А сейчас, я предлагаю вам сделать Вечный огонь.

перед началом работы педагог просит детей еще раз вспомнить образ горящего пламени свечи, на что оно похоже, как оно дрожит, как менялись внутри него цветовые переходы. Потом предлагает детям на 3-5 сек закрыть глаза и представить Вечный огонь.

Затем дети приступают к работе.

Дети вырезают начерченную воспитателем звезду с линиями сгиба.

Затем ,по линиям сгиба дети сгибают каждое «ребро» звезды. Отгибаем линии, которые будем приклеивать к основанию.Из гофрированной бумаги или из красной цветной вырезаем «языки» пламени.

В середине звезды вырезаем небольшое отверстие.

Вставляем «языки» пламени и фиксируем их с помощью клея.

Готовый Вечный огонь приклеиваем к картону.

Из красных салфеток вырезаем кружочки, склеиваем в середине, края надрезаем, формируем цветок гвоздики. Из зеленой гофрированной бумаги скручиваем стебельки.

 По окончанию работы каждый ребенок вставляет свой огонек в импровизированный огонь.                                                                           2

                                                                     «Наши традиции»

-посмотрите ребята какой у нас получился красивый Вечный огонь.          

Каждый из вас внес свою частичку тепла, веры,любви, надежны и скорби в этот огонь

-давайте почтим память минутой молчания тех, кто не вернулся с поля боя.

(минута молчания)

воспитатель под мелодию Д. Шостаковича читает стих

Через века,через года,-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!

Не плачьте!

В горле держите стоны, горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!Люди земли!

Убейте войну, прокляните войну!

Люди земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните,

Но о тех, кто уже не придет никогда,

Заклянаю вас, Помните.

                                                                                                    3

                                                               

      «Наши традиции»

 РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА

«ЗИМА»

Цель: Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной; продолжать учить детей рассматривать пейзажи; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи; обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

Материал: Портрет И.И.Шишкина; репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», отрывок из песни  А.Вивальди «Зима»

                                       Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Хоть сама и снег и лед,

А уходит слёзы льет. (Зима)

Правильно, молодцы!

Сегодня на занятии мы познакомимся  с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Едва не половину жизни провел И.И.Шишкин в лесу на этюдах - «Царем лесов» назвали его друзья. И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.

- Скажите, какой месяц начинает зиму?

-Декабрь.

- Правильно,  начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали « студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.  Радостно, весело и празднично  когда повалит густой, пушистый снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко,  непробудно…                                                                                         1

                                                                                        «Наши традиции»

Стали дни короче,                                                  

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.                     И.Суриков.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.                       С. Есенин

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березы и ели.             И. Бунин

Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.

- Давайте  и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы. Я вам причитаю отрывок из рассказа писателя    Г. Скрибицкого « Четыре желания», о волшебстве зимы».

«… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом  разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

 Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес.  « Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и ненарисуешь!

Любуется солнышко картиной Зимы…- лаз оторвать не может…»      

- Вот такой красивый отрывок из рассказа Г. Скрибицкого.

- А давайте, немного отдохнем:

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)                      2

                                                                      «Наши традиции»

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)

Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)

Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)

   Молодцы!                                      

Сейчас посмотрите на  картину  о зиме, которую написал  И. И. Шишкин (дети внимательно рассматривают картину).

Так о чем нам рассказал художник?

 О зиме в лесу.

Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

 -        Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

Какой же это лес?

-       Старый, дремучий, непроходимый лес.

Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

 -      Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

А чуть дальше, что мы видим?

Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее.

А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

-  Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

-       Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?

Потому что они высокие и тянутся высоко к небу.

Что больше всего привлекло его внимание?

 -       Снег в этом еловом бору!

Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину?            

Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

 -       На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

-      Внизу все погружено в тень.

-      Посмотрите на цвет снега. Какой он?

-      Необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

3

                                                                       «Наши традиции»     Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.                                                                                

- Послушайте стихотворение С. Есенина:

 Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна …          

Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно.Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?

-        Картина тихая, спокойная.

-        Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите подойдет она  к этой картине ( звучит отрывок из песни  А.Вивальди «Зима» часть 2).

Понравилась вам музыка? Какая она?

Да, спокойная, нежная, красивая.

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. 

                                                                   

                                                                     

                                                                   

4

                                                                     «Наши традиции»

 

Театрализация сказки «Что случилось с мухой в зимнем лесу»

Цель: Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (сковал, скрылись)

Чтение сказки

        Муха уютно устроилась под корой дерева. Она уснула и хотела спать до самой весны. Но зимой ее разбудил сильный ветер. Муха выглянула в щелочку и увидела снежные хлопья. Ей показалось, что белые мухи летают в зимнем лесу.

       Муха тоже захотела стать белой мухой. Она смело вылетела из своего убежища. Холод сковал ее лапки и крылышки. Они стали белеть на морозе. Муха очень замерзла и скрылась в своем домике. Она отогрелась и уснула. И решила остаться серой мухой.

- Вам понравилась сказка?

- А теперь ответьте на вопросы.

1.  Где устроилась муха?

2. Почему муха хотела спать до весны?

3. Почему Муха проснулась?

4. Что она увидела в зимнем лесу?

5. Кем захотела стать Муха?

6. Что произошло на морозе?

7. Почему Муха решила остаться серой мухой?

Инсценировка (роли Ведущего, Ветра, Мухи, Снежинок)

Ведущий . Муха уютно устроилась под корой дерева. Она уснула и хотела спать до самой весны. (Муха садится на стульчик и засыпает.)

Ветер. Но зимой разбудил ее сильный ветер. (Ветер выбегает  и дует на Муху).

Муха. Муха выглянула в щелочку и увидела снежные хлопья. Ей показалось, что белые мухи летают в зимнем лесу. (Муха выглядывает, появляются снежинки, они «летают» по комнате.)

Первая снежинка. Муха тоже захотела стать белой мухой. Она смело вылетела из своего убежища. ( Муха «вылетает».)

Вторая снежинка . Холод сковал ее лапки и крылышки. Они стали белеть на морозе. (Муха «замерзает»).

Третья снежинка . Муха очень замерзла и скрылась в своем домике. Она отогрелась и уснула. (Муха садится на стульчик.)

Муха. И решила остаться серой мухой.

(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)

                                                                                            «Наши традиции»

 Н.Хонда «Дорога жизни»

Город-фронт жил и боролся. Но продуктов в городе оставалось всё меньше и меньше. Положение создалось тяжёлое. И тогда было решено проложить дорогу по льду через Ладожское озеро, сразу как только замёрзнет на озере вода. И 17 ноября рано утром из рыбачьего посёлка на западном берегу озера вышла группа разведчиков. Тридцать бойцов. Вёл группу воентехник 2-го ранга Василий Соколов. Группе было дано задание разведать и проложить ледовую трассу…На лёгких санях смельчаки везли пешни, вешки и инструменты… Пешнями пробивали ямки на льду и ставили вешки, которые обозначали направление будущей дороги. По ней должны пойти машины с продуктами — помощь голодающему Ленинграду. То и дело слышалась команда: «Ложись! Воздух!» и над бойцами пролетали фашистские истребители. Одетые в белые маскхалаты, разведчики сливались со льдом. Истребители их не обнаруживали…Налетал сильный ветер, валил вешки. Разведчики не раз возвращались и снова ставили их, укрепляли.

Леденящий ветер пробирался под полушубки. Валенки уже не грели ноги. Меховые рукавицы не спасали от мороза… Но разведчики продолжали двигаться по хрупкому льду озера. Они исследовали участок за участком будущей дороги, замеряли глубину озера, толщину льда… Результаты разведки доложили Военному Совету фронта. 19 ноября по льду был пущен пробный рейс — конные обозы. Лёд был ещё слабый, и машины с грузом пустить не решились. Лошадей запрягли в сани. На каждую подводу уложили четыре-пять мешков муки. Лёд выдержал этот груз. Ночью 22 ноября с Большой земли по льду озера пошла первая колонна автомашин. Шестьдесят «газиков». По пятьсот килограммов груза на каждой машине. Командиром первой колонны был Василий Антонович Порчунов. Машины одна за другой, соблюдая интервалы, двигались по следу санного обоза. Двигались с потушенными фарами, в сплошной темноте. Только изредка вздрагивали фонарики сигнальщиков, стоящих на трассе и указывающих путь. Дверцы кабин машин были открыты. Лёд хрупал под колёсами. Из-подо льда выбрызгивалась вода. Вдруг под одной из машин лёд затрещал. Машина завалилась назад. Продавив под собой лёд, она погружалась в воду… Шофёр выскочил из кабины… Машина затонула. Остальные машины колонны, изменив направление, взяв чуть в сторону, обходя полынью, продолжали двигаться вперёд, к городу… Вот и берег. Впереди изредка мелькали огоньки сигнальщиков. На берегу толпились люди. Они встречали первую колонну машин. Вот первая машина выехала на берег. Все бросились к ней, вытащили из кабины водителя и стали поздравлять его, благодарить… Подошли и другие машины. Ледовая дорога, «Дорога жизни» — так назвали её ленинградцы, начала действовать.                                                                                        

                                                                                                                               1

                                                                                    «Наши традиции»

Рано утром 25 декабря, на сто девятый день с начала блокады, ленинградцы услышали по радио о прибавлении нормы выдачи хлеба. Рабочие стали получать 350 граммов, все остальные по 200 граммов. Это был праздник — первое прибавление хлеба.

…Фашистское командование узнало о ледовой трассе. Дорогу стали систематически обстреливать из орудий, вражеские бомбардировщики и истребители охотились за шедшими по дороге машинами, обстреливали их. Налёты авиации, обстрелы артиллерии выводили трассу из строя… Но бойцы ремонтных батальонов под леденящим ветром, в пургу, в лютые морозы расчищали путь, с риском для жизни перебрасывали деревянные мостки через трещины, прокладывали новый путь… А шофёры мужественно вели машины с продовольствием ленинградцам.

Обратными рейсами из блокадного города вывозили истощённых от голода, больных ленинградцев, раненых бойцов. По «Дороге жизни» было эвакуировано на Большую землю более пятисот тысяч детей, женщин, стариков…

«Дорога жизни» помогла накопить продуктов на три месяца. Ленинградцы воспрянули духом. Бороться с врагом стало легче.

* * *

900 дней продолжалась осада города Ленина немецко-фашистскими войсками. Почти два с половиной года терзали фашисты город-герой, его жителей, но так и не смог враг сломить волю защитников Ленинграда, их мужество и стойкость.

И наступили дни, когда советские войска совершили прорыв блокады под Ленинградом, а затем полностью отбросили врага от стен города…

В эти годы на других участках советско-германского фронта Советская Армия вела решающие сражения.

Гитлеровские войска были разбиты под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге… Эти победы изменили ход войны — началось освобождение нашей Родины от фашистских оккупантов, а затем и освобождение от гитлеровских поработителей народов стран Европы: Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии…

                                                                                                 2

                                                                        «Наши традиции»

Римма Алдонина «Лыжный кросс»

"День здоровья" в нашей школе,
На дворе зима и снег.
Физкультурник, дядя Коля,
На полянку вывел всех.

Мы бежали лыжный кросс.
Я пыхтел, как паровоз,
Мне мешали палки. лыжи,
Варежки и мокрый нос.

Спотыкаясь то и дело,
Я упал уже раз пять,
Тут ребятам надоело
И они сказали: - Сядь!

Сядь на снег и не пыхти,
Мы вперед покатим,
А обратно, по пути
Мы тебя захватим.

Ой, как здорово ей, ей,
Посидеть в лесочке!
И смотреть на снегирей,
Ярких, как цветочки.

Но бежит, вернулся класс:
- Догоняй, Серега нас!
И как стали пролетать,
Словно птичья стая,
Не могу я их догнать!
Я не успеваю!!!

Долго я не мог без слез
Вспоминать про этот кросс.

                                                                     «Наши традиции»

С.Маршак

«ДЕКАБРЬ»

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

«ЯНВАРЬ»

Открываем календарь —
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

«ФЕВРАЛЬ»

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Югра" в подготовительной группе

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию:"Символика России" в подготовительной группе

План конспекта:  -Тема;  -программное содержание;-  Оборудование;Ход  Н.О.Д.:1.Орг. момент дид.игра"Клубочек"2.Основная часть:2.1Гимн;  2.2Блиц- опрос(о Росии); 2.3 Флаг ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕ — ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной у...

Перспективный план работы нравственно-патриотическое воспитание детей в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем....

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...