Коммуникативная функция сказки для развития речи детей дошкольного возраста
статья

Иванова Анжелика Геннадьевна

Статья для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazki.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная функция сказки для развития речи

детей дошкольного возраста

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык. Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.

А.И Никифоров – крупнейший исследователь и собиратель сказок дал такое определение сказке: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее одинаково интересной и детям, и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а также, формирования культуры речевого общения малыша.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Опыт работы в детском саду показывет, что современные дети очень мло знаю сказок, так как основное время они проводят перед телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются огромным потоком нужной и ненужной информацией, что способствует проявлениям гиперактивности, неусидчивости, не умению друг с другом договариваться, необщительности. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

Ситуация осложняется присутствием гаджетов, телевизоров и др. электроники в каждой семье, что приводит к  отказу детей от книг, чтения сказок и родителям ничего другого не остается как смириться с действительностью, так как редкий ребенок предпочтет книгу гаджетам.

Именно поэтому особую значимость приобретает использование сказок для развития речи детей в детском саду, ведь там у них нет возможности проводить время в виртуальном мире. При этом использование ИКТ в ДОУ в основном предполагает коллективное взаимодействие, что позитивно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей.

Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. В детском саду у детей есть возможность не только послушать сказу, но и проиграть со сверстниками, что их очень привлекает. Это дает возможность быть уверенными что информация из сказки активно усваивается, и ребенок начинает активнее познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Во все времена сказка являлась лучшим способом воспитания детей. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. В сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.

В своей работе я применяю следующие методы работы со сказками:

- чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;

- совместные настольные игры по сказкам;

- проигрывание сказок через сюжетно-ролевые и подвижны игры;

- использование различных видов театра для показа сказки;

- презентации по сказкам;

- совместное изготовление с родителями книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;

- постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми;

- придумывание своего окончания сказки и т.д.

Таким образом дети чаще взаимодействуют друг с другом и со взрослыми, что благоприятно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей, а также сближает их с родителями.

Велики педагог Д. Родари сказал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» 

Народная сказка - это настоящий помощник в развитии творческой личности.

Возьмем в пример Иванушку-дурачка. Мы видим его смиренным, добрым, что помогает ему получить то, чего не могут добиться коварные и хитрые люди. Поступки главных героев учат детей смекалке, находчивости, никогда не опускать руки, что пригодится им во взрослой жизни, когда они сами будут сталкиваться с трудностями. Но кроме этого у ребенка дошкольного возраста формируется человечность и сочувствие к другим людям и животным.

Именно эти тонкости способен уловить ребенок, у которого только начинает формироваться характер. Такой ребенок уже сможет различать красоту души и внутреннее уродство. Интересно то, что все народные сказки учат тому, что в беде могут выручить друзья, что нужно оставаться верным своей любви, и тому, что добрые люди более счастливы.

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Читайте побольше сказок,чтобы развить речь ребенка....

Статья По теме: Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Данный контнт поможет в подготоке воспитателей,студентов к выступлению на родительском собрании.на конференции ,семинаре,при проведении родительского собрания...

Консультация для педагогов. Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка....

13.05.2020 Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста...

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование сказки для развития речи дошкольников...