Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
консультация (младшая группа)

Щикота Юлия Сергеевна

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Что же такое «адаптация ребёнка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребёнка?

     Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка: от сложившихся семейных отношений; от условий пребывания в детском саду - т.е. каждый ребёнок привыкает по - своему.

     У детей в период адаптации могут нарушаться: аппетит; сон; эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например: дома просился на горшок – в детском саду этого не делает; дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит: к снижению иммунитета; к ухудшению физического развития; потере веса иногда к заболеванию.

     В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в детский сад. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит к тому, что ребёнок становится: более возбудимым; ранимым; обидчивым; плаксивым - стресс истощает защитные силы организма и ребёнок чаще начинает болеть.

     Выделяют три степени адаптации:

  1. Лёгкая
  2. Средняя
  3. Тяжёлая

     При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время ребёнок: плохо спит; теряет аппетит; неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Ребёнок, как правило не заболевает в период адаптации.

     При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

     Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжёлая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

     В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у ребёнка умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни, он будет негативно относиться к воспитателям и няне.

    Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

    Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.

    Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделять больше внимания новичку. Но первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда,  до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни -  разлуку с мамой. Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

     Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребёнка к новому быту. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

     Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.

   Цель игр — это не развитие и обучение ребёнка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.

     Варианты игр проводятся в такой последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками / телесный контакт.

Примерные игры в адаптационный период с детьми 2 – 3 лет.

Игры для налаживания контакта с ребёнком. (ПАПКА)

Игры способствуют:
- установлению доверительных отношений с педагогом;
- развитию искусства общения, как с педагогом, так и со сверстниками;
- познанию окружающего мира;
- развитию умения управлять своими чувствами;
- снятию эмоциональной напряжённости.
     Чем разнообразнее и интереснее игры, тем богаче и шире становится окружающий мир для детей. Педагог, в процессе игровой терапии, не должен настаивать на каких либо действиях детей, менять их поведение.
     Воспитанники должны получать эмоциональную поддержку взрослого в воплощении своих фантазий. Только в этом случае игры будут полезны для гармоничного развития детей.
     Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволяет педагогам положительно улучшить адаптационный период детей к условиям детского сада.
     Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха у детей, развитию уверенности в себе. Дети получают массу положительных эмоций, создаётся положительная атмосфера сотрудничества с взрослым.
     У воспитанников младшего дошкольного возраста формируется положительная установка и появляется желание идти в детский сад!  

     

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребёнка;

- приобщайте ребёнка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребёнку;

- узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

     В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

     Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. И важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Конспект выступления педагога — психолога на родительских собраниях в группах раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду без слез»

Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период....

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели....

Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...