Технология "Вот как вот пляшет маленький народ!"
методическая разработка (младшая группа)

Филатова Татьяна Александровна

Технология использования музыкально-ритмических движений как средства развития чувства ритма у малышей 2 - 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Большевистская, д.9а,

телефон 8 (496-24) 6-21-76

«Вот как славно круглый год

Пляшет маленький народ!»

                                             

Технология использования

                                                            музыкально-ритмических движений

                                                       как средства развития чувства ритма у

                                                                                          малышей 2 – 3-х лет

Музыкальный руководитель

Филатова Татьяна Александровна

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребёнка»

А.И.Буренина

Актуальность 

    В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, пение, движение и слово.    

       Об актуальности говорит и тот факт, что появилось множество новых программ по дошкольному образованию. Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания. Это в том числе «Топ, хлоп, малыши!» Т. Сауко и А. Буренина, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.

   Известно, что с помочью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

     Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент их физического развития, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, понимаешь насколько скудный музыкальный репертуар и, как правило, не пополняющийся композиторами и педагогами.

    Эта технология стимулирует мое творческое вдохновение, которое дает удовольствие от хороших результатов у воспитанников.

Цель

Раскрытие содержания музыкально-ритмических движений в развитии чувства ритма у детей 2 – 3 лет.

Задачи

  1. Развивать музыкальность.
  2. Развивать двигательные качества и умения.
  3. Развивать творческие способности и потребность к самовыражению.
  4. Развивать нравственно-коммуникативные качества.

      Построение этой технологии включает в себя три части.

В первой части раскрываю содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию в течении года.

Во второй части предлагаю описание игровых упражнений, сгруппированных циклические комплексы по принципу от простого – к сложному, позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.

В третьей части предлагаю описание развлечений и праздничных утренников с родителями, содержание которых строится на основе разученных ранее игровых упражнений.

    В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты, которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

    Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

   Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми, она представляет собой систему музыкально ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально ритмических упражнений. Подобранные упражнения, пляски, игры, песни для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики; музыка подобрана в соответствии с тональностью. В основу репертуара входят пляски, игры-забавы Е. Макшанцевой, песенки Е.Тиличеевой, песни игры Т.С. Бабаджан, а также авторские пляски с текстами (Т.Сауко и А.Бурениной) на популярные народные мелодии. Игровые музыкально двигательные упражнения - основа развития детей в раннем возрасте, особенно в их общении со взрослыми.

   Наиболее важным является органичное использование данного репертуара в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе проведения развлечений и праздников.

Методические принципы технологии

  • Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
  • Последовательное усложнение поставленных задач.
  • Принцип преемственности.
  • Принцип положительной оценки.

Формы работы с детьми:

  • беседы;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • разучивание скороговорок;
  • словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
  • игровые.

Наглядный и аудио материал, используемый на занятиях:

  • только качественная аудиозапись музыки
  • иллюстрации и репродукции
  • игровые атрибуты
  • «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в костюмы)

Показатели музыкального-ритмического развития детей третьего года жизни.

  1. Быстро усваивают, запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой:
  1. новые движения, показанные взрослым (наприме, встряхивают бубен, постукивают пяткой по полу, поочередно выставляют вперед ступни ног);
  2. новые сочетания знакомых движений (например, бег или быстрые шажки на месте с одновременными поворотами кистей, притопы одной ногой вместе с хлопками и т. п.);
  3. новые оттенки знакомых движений (например, ходьба и бег на носках, громкая и тихая ходьба, осторожные шаги прячущихся детей).
  1. Переходят в упражнениях и плясках от одних движений к другим соответственно с контрастами сопровождающей музыки (тихо – громко, высоко – низко, медленно – быстро). Темп музыки передают при этом неточно. К концу третьего года появляется ритмичность в плясовых движениях и групповой маршировке.
  2. В сюжетных музыкальных играх передают характер движений и переходят от одного эпизода игры к следующему соответственно с музыкальной характеристикой ее персонажей и действий. Например, легкие подпрыгивания зайчиков прерываются, когда в музыке слышна неуклюжая тяжелая походка медведя, лай собаки прекращает полет птичек и служит сигналом к их возвращению в гнездышки.
  3. Во время самостоятельной игры и деятельности воспроизводят движения, разученные во время музыкальных занятий, напевая при этом песню соответствующего содержания. Например, поют праздничную песню, помахивая флажком, после этого кричат «Ура!» и трясут флажком.

Для систематизации и соблюдения последовательности был составлен

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН 

музыкально-ритмические движения (для детей 2-3 лет)

                             ЗАДАЧИ

                           РЕПЕРТУАР

Сентябрь, октябрь.

1.Музыкально-ритмические навыки:

побуждать детей движениями реагировать на музыку;

двигаться в соответствии с характером музыки;

согласовывать движения с показом воспитателя

2. Навыки выразительного движения:

побуждать детей ходить под музыку; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

хлопать в ладоши;

притопывать ногами;

вращать кистями рук;

кружиться на шаге в одну сторону;

выполнять пружинящее покачивание на двух ногах и с ноги на ногу.

Ноябрь, декабрь.

1.Музыкально-ритмические навыки:

побуждать детей слышать музыку и видеть показ педагога;

побуждать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки.

2. Навыки выразительного движения:

побуждать детей ходить и бегать под музыку врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

хлопать в ладоши;

притопывать ногами;

вращать кистями рук;

кружиться на шаге в одну сторону

исполнять пружинящее покачивание на двух ногах и с ноги на ногу.

Январь, февраль.

1.Музыкально-ритмические навыки:

побуждать детей реагировать сменой движений на содержание песен.

2. Навыки выразительного движения:

продолжать учить двигаться под музыку в одном направлении;

кружиться по одному на шаге;

выставлять ногу на каблучок;

выполнять притопы поочередно ногами;

побуждать двигаться в музыкальном образе – «зайчики прыгают».

Март апрель.

1.Музыкально-ритмические навыки:

продолжать работать над основными движениями под музыку;

упражнять в умении слышать и менять движения в соответствии с содержанием песни, переходя от одного движения к другому по показу воспитателя.

2. Навыки выразительного движения:

осваивать движения в парах;

использовать разученные танцевальные движения в свободных плясках по показу педагога;

продолжать осваивать прямой галоп;

побуждать детей двигаться в музыкальном образе «птички летают, клюют».

Май, июнь.

1.Музыкально-ритмические навыки:

повторять и закреплять приобретенные музыкально-ритмические навыки.

2. Навыки выразительного движения:

побуждать детей к активному исполнению движений под музыку.

Июль, август.

1.Музыкально-ритмические навыки:

повторять и закреплять приобретенные музыкально-ритмические навыки.

2. Навыки выразительного движения:

побуждать детей к активному исполнению движений под музыку.

Сентябрь, октябрь.

Муз.-ритм. разминка: «Ходим-бегаем» муз. Е.Тиличеевой; «Пружинка» р.н.м..

Плясовые движения:  хлопки в ладоши, притопы, «фонарики», «пружинка», кружение в одну сторону, помахивание руками «птички».

Упражнения с предметом:  «Флажки»; «Упражнение с султанчиками» муз.укр.н.

Пляски: «Да-да-да!» муз.Е.Тиличеевой;

«Ай-да!» муз. Ильиной.

Игры: «Погремушки» М.Раухвергера

«Найди колокольчик»;

«Колечки» муз.Алексанрова.

Ноябрь, декабрь.

Муз.-ритм. разминка: «Ножками затопали» М.Раухвергера;

«Бег» Т.Ломовой»;

«Пружинка» р.н.м.;

«Лошадка» Н.Поталовского

Плясовые движения: хлопки в ладоши, притопы, «фонарики», «пружинка», кружение в одну сторону, помахивание руками «птички».

Упражнения с предметом: «Упражнение с лентами» А.Жилина;

 «Погремушечка, играй!» р.н.м.

Пляски: «Танец вокруг елки» М.Сатулиной («Танец в двух кругах»)

Новогодние хороводы: «Елочка» М.Красева,

«Раз, два…» укр.н.м. («Лопнул обруч»)

Игры: «Догони зайчика» Е.Тиличеевой («Скачет зайка маленький» Агафонникова);

«Поиграем с мишкой» Е.Тиличеевой

Январь, февраль.

Муз.-ритм. разминка: «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой; «Пружинка» р.н.м.;

«Лошадка» Е.Тиличеевой;

«Устали ножки» Т.Ломовой

Плясовые движения: хлопки в ладоши, притопы, «фонарики», «пружинка», кружение в одну сторону, помахивание руками «птички».

Упражнения с предметом: «Погремушечка, играй!» р.н.м.

«Флажки»;

«Танец с лентами» А.Жилина

Пляски: «Вот как пляшем» бел.н.м.;

«Ай-да!» Г.Ильиной

Игры: «Колечки» Ан.Александрова;

«Поиграем с мишкой» Е.Тиличеевой.

Март, апрель.

Муз.-ритм. разминка: «Марш и бег» Р.Рустамова

«Устали наши ножки» Т.Ломовой;

«Пружинка» р.н.м.

«Лошадка» Е.Тиличеевой;

Плясовые движения: хлопки в ладоши, притопы, «фонарики», «пружинка», кружение в одну сторону, помахивание руками «птички».

Упражнения с предметом: «Упражнение с султанчиками» укр.н.м.;

«Упражнение с цветами» М.Раухвергера

Пляски: «Юрочка» бел.н.м.;

«Веселая пляска» р.н.м.

Игры: «Прятки» муз.Ломовой;

«Прилетели птички» Е.Тиличеевой

«Догони зайчика» Е.Тиличеевой

Май, июнь.

Муз.-ритм. разминка: «Марш», «Бег» М.Раухвергера,

«Пружинка» р.н.м.;

«Лошадка» Е.Тиличеевой;

«Солнышко» Е.Макшанцевой.

Плясовые движения: см. март, апрель.

Упражнения с предметом:

«Упражнение с лентами» А.Жилина;

«Упражнение с цветами» Е.Гомоновой

Пляски: повтор знакомых плясок.

Игры: повтор знакомых игр.

 Июль, август.

Муз.-ритм. разминка: «Марш», «Бег» М.Раухвергера, «Пружинка» р.н.м.;

«Лошадка» Е.Тиличеевой;

«Солнышко» Е.Макшанцевой.

Плясовые движения: см. март, апрель.

Упражнения с предметом:

«Упражнение с лентами» А.Жилина;

«Упражнение с цветами» Е.Гомоновой

Пляски: повтор знакомых плясок.

Игры: повтор знакомых игр.

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям.

  • Наглядный метод (как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора).
  • Метод показа (разучивание новых движений)
  • Метод иллюстрированной наглядности.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный метод.
  • Практический метод (многократное повторение музыкально-ритмических движений).
  • Игровой метод.

Этапы и методика обучения. 

  Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

     Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого Движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

    Методика обучения состоит в многократном повторении движения в целом. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характер музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игр или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям                                                                         глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ. Педагог доброжелательно оценивает достижения детей.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

   Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

     В качестве примера приведу разучивание пляски «Ай-да!» муз. Ильиной.

 Программное содержание. Сменой движений передавать характер музыки. Учить двигаться в парах.

Занятие I. Знакомство детей с музыкой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять движение покачивания на притопы.

Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют движения в парах.

Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, перехода одного движения в другое.

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой.

Показатели успешности детей в музыкально-ритмической деятельности

   Важнейшим показателем успешности музыкально-ритмического воспитании ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.

   При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте соответствует норме) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

    Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и психомоторного развития ребёнка.

    К концу года дети отличаются эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и могут точно исполнять движение по показу взрослого.

Требования к уровню усвоения технологии

  • Интерес к музыкально – ритмическим движениям.
  • Эмоциональная отзывчивость на музыку, образно – игровых движений.
  • Уровень развития музыкального слуха.
  • Формирование навыков и умений. (ходьба, бег, прыжки, развитие пружинных, маховых движений, выразительность жестов, плясовых движений).
  • Выполнение движений соответствии с текстом. (с жестами, эмоциями).
  • Уровень развития пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» по кругу, выполнять движения вперед и назад.

№ п/п

Критерии развития

Умеет воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.)

Начинает движение с началом музыки и заканчивает с ее окончанием

Умеет ходить, бегать, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения в соответствии с характером музыки или содержанием песни

Ф.И.ребенка

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

   Положительная динамика результатов диагностики по ритмическому воспитанию позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии технологии на процесс воспитания.

Работа с воспитателями

  • Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкально-ритмического развития дошкольников.
  • Стремление использовать музыку в педагогическом процессе.
  • Активность во взаимодействии с родителями.

Работа с родителями.

  • Консультации.
  • Досуговая деятельность.
  • Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие

ребёнка в семье.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Е.П.Раевская,

С.Д. Руднева. М. «Просвещение», 1991.

  1. Музыка и движение. С.И. Бекина, Т.П. Ломова. М. «Просвещение». 1981.
  2. Детские забавы. Е.Д. Макшанцева. М. «Просвещение». 1991.
  3. Топ-хлоп, малыши! Т. Сауко., А. Буренина. С-П. «Музыкальная палитра». 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое развлечение для детей младшей группы «В хоровод, в хоровод, собирайся маленький народ»

Цель:• развивать двигательную активность детей;• воспитывать любовь к танцам;• способствовать созданию эмоционального благополучия....

Музыкально- игровое развлечение "В хоровод, в хоровод,собирайся маленький народ"

Цель: Доставить детям радость; развивать музыкально- ритмические навыки. Закреплять признаки зимы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Маленький народ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Маленький народ"...

"Маленький народ"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Маленький народ"...

Сценарий новогоднего праздника для детей раннего возраста "НОВЫЙ ГОД - ПЛЯШЕТ МАЛЕНЬКИЙ НАРОД"

Новый год невозможен без Деда Мороза!!! На каждом детском утреннике и вечере для взрослых звучат в этот праздник слова "Здравствуй, дедушка Мороз! " И ожидаемо в ответ слышится "А где же моя внучка Сн...

Новый год - пляшет маленький народ!

Сценарий новогоднего утренника...

Проект. Маленький народ большой страны.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о разнообра...