Моделирование в ДОУ
статья (старшая группа)

Леверашвили Анастасия Георгиевна

Моделированиепроцесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_statya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Леверашвили Анастасия Георгиевна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №71 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Моделирование в ДОУ

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений,
при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
 

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. ( Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).


Требования, предъявляемые к модели.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду
требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков,  В.П.Мизинцев).


Виды моделей.



В дидактике выделены три вида моделей:

1.Предметная модель
имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. Примером предметной модели может быть глобус, модель аквариума.


2.Предметно-схематическая модель.
Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.


3.Графические модели.
-
Обобщённо передают разные виды отношений (графики, схемы).

Методические рекомендации по введению моделей
в образовательный процесс.


Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.
     В подготовительном периоде можно использовать следующие игры: «На что похоже?», «Кто спрятался?»

      На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте используются модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами, затем можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Начиная со средней группы, применяем модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, пересказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста.

Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности. Моделирование используется в непосредственно-организованной деятельности.

 Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.


2. Моделирование в экологическом воспитании детей.
Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы  используются карточки-символы.
Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями.
С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.


3. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.


4. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

5. Моделирование в обучении грамоте.

Моделирование широко используется в обучении грамоте.

С помощью символов можно предложить детям выполнить следующие задания:

 

1. Определить звук на слух в слоге, слове, фразе.

2. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце слова; «найти хвост» - определить последний звук в слове; «вернуть нос» - определить первый звук.

 

Использование наглядных схем позволяет без дополнительных речевых инструкций организовать индивидуальную работу детей по выполнению уже знакомых упражнений:

 

3. Проанализировать звук (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).

4. Определить количество слов в предложении.

5. Определить, где живет «маленькое слово» - предлог.

6. Придумать слово на заданную схему, подобрать схему к заданному слову.

7. Определить ударный гласный звук, который в слове слышится громче остальных, дольше других тянется, поет самые длинные песенки.

8. С помощью схем можно научить распространять предложения. Пример: Падают легкие, пушистые снежинки.

Интересным представляется использование моделей в эмоциональном воспитании детей. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

  • пиктограммы,
  • графические изображения лица,
  • силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
  • "подвижные аппликации".

http://www.moi-detsad.ru/image/faces.gif

Действуя с "подвижной аппликацией", ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.

В итоге можно сказать, что использование метода моделирования помогает   решать комплекс задач:

- развитие творческого воображения детей;

- развитие форм образного мышления;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- закрепление знаний, полученных детьми ранее;

- создание условий для сотрудничества друг с другом;

- активизация словаря детей;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Моделирование в развитии связной речи, моделирование сказок

Моделирование в развитии связной речи. Задачи:•Воспитывать желание слушать русские народные сказки, сопровождать чтение показом персонажей.•Формировать умение слушать сказку без наглядного с...

Схемы для моделирования ММЧ (Моделирование маленькими человечками).

Ознакомление детей с агрегатным состоянием веществ неживой природы, развитие мелкой моторики....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...