Опытно-экспериментальная деятельность для детей с РАС.
учебно-методический материал (старшая группа)
Опытно - экспериментальная деятельность
для детей с РАС
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследования доказывают, сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную активность ребёнка. Детям с РАС это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Исходя из результатов педагогической оценки, совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем были сформированы цели и задачи коррекционной работы нашей группы.
Цели:
создание условий для формирования основного целостного мировидения средствами физического эксперимента;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость, переход воды в различные состояния, воздух, почва);
расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека;
знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов;
развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
В группе мы создали условия для детского экспериментирования (центр экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория, центр игровой деятельности). Разработали перспективный план по развитию познавательной активности детей через экспериментирование. Организовали совместные с родителями опыты и исследования в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. Сделали картотеку по экспериментированию.
В организации и проведении опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дети с РАС не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требовать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития дошкольников с РАС, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-1fdf80d3712a7a593a8af9e2332146ab-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-4ffc75dee629a5d4f9555b230ac67829-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-0b909da4cd68c7296da81b599296eed1-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-3cf0bca678d66caac69cb5abe3a7921a-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-6ed5962c7c052e9352acca9bdcffc171-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-ed5382c73644d7e3d6b27d6c36db9536-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-3d870ec623ff5a21b5af128a30818359-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-e12e9619b874ed4c600589ae580059d6-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-cce86475dee539c574ec96ae3c2c12ca-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-4cac9b7a5a3daf49303c63c7c93e4c1d-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-9ef5c39c2483bcb1055cbafee98a987c-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-aa64f60f8bd926d954cfbdbe50b6658b-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-04e49beed334c404bd04c7b5598f8530-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-41a276aa101dcfec560c16483ae7b79a-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-620412a3555837688a3d1ddafe604a0e-v_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/16/img-704232a8b9bc28a352ce1b213cd1a965-v.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-480712-1663533344.jpg)
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-757614-1681614883.jpg)
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-483824-1412420619.jpg)
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178703-1571747407.jpg)
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....