Методическая разработка"Творческое взаимодействие с родителями ДОУ"
консультация (средняя группа)

Воротягина Ольга Николаевна

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. [3, стр.4]

Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Сегодня возрастают  требования к семье как институту воспитания и развития ребенка.  Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду  воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования- налаживание партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».[9]

Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса – поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.[8, стр.14]

Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему  миру,  содержание   которой   составляет   его   целесообразное изменение и образование. Проектная   деятельность    –   форма   учебно-познавательной   активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых   20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.  Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса,  основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. [6]

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско- родительские отношения. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации родитель становится привлекательным партнером по общению, возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

 

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЕЙ

 С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Именно с такой ситуацией я столкнулась, начиная свою педагогическую деятельность.

Далеко не все родители компетентныв вопросах воспитания и развития ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно грамотны в вопросах воспитания собственного ребенка.

Приобретая опыт педагогической работы, я поняла, что необходимо выстраивать диалогпедагогов и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздействий.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняются формы и направления работы детского сада с семьей. Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, на основе изучения особенностей семей. Работа начинается с анализа социального состава родителей, уровня компетентности в вопросах воспитания,  их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы, которые помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы мы стали  активно использовать инновационные формы и методы сотрудничества:

  • "круглый стол" по любой теме;

  • семейные спортивные встречи;

  •  почта доверия

  • родительская гостиная, клуб;

  •  дни открытых дверей;

  •  сайт ДОУ

  • нетрадиционные формы родительских собраний,

  • мастер-классы,

  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, выставки

  • организация совместной трудовой деятельности и др.

При реализации таких форм взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Преимущества такой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- появляется положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей

- учитываются индивидуальности ребенка

- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте  направление  развития  ребенка

- укрепляются внутрисемейные связи

- появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.[7]

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились, что очень эффективным методомсотрудничества педагогов, детей и родителей является “метод проектной деятельности”.

Проектный метод носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Мы ставилицель- сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в воспитании и развитии детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

  2. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

  4. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

  5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

За два года в нашей группе было реализовано много проектов. Представляем самые интересные из них.

  1. Самым первым нашим проектом был  «Давайте познакомимся».Данный проект направлен на сплочение ребенка с родителями.

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.Проект представлен в Приложении №1

  2. Следующий наш проект, реализованный в детском саду«Волшебный мир театра».Наши воспитанники приняли в нем активное участие, хотя детям было 2 года.

Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающейсреды.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности и стремлению к познанию нового. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.

3. Проект, который стал для нас самым интересным, а для детей и родителей самым полезным-«Моя мама воспитатель».

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения.    Мы решили  предложить родителям стать активными участниками образовательного процесса,   дать  родителям возможность  оценить  особенности  педагогической деятельности.  

Цель: Всестороннее развитие детей посредством активного включения родителей в совместный процесс образования.Проект представлен в Приложении №2

4. С целью реализации годовой задачи учреждения, духовно-нравственного становления детей, воспитания патриотических чувств,  было решено создать в группе музей русской избы. Работа осуществлялась через реализацию проекта «Русская изба».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы. Данный проект пополнил знания детей  о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию русского народа. Проект представлен в Приложении №3

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.[2]

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогов, детей и родителей. Реализуя  проектный метод, мы отметили, что качественно изменился стиль общения родителей с ребенком, которые стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в развитии дошкольников.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Гайнуллова В.С.,. Зотова Е.М «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011г.

  2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004 г.

  3. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000.

  4. Кожурова О.Ю., Григорьев. Д.В.  «Учебно-методическое пособие» – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011.

  5. Майер А.А., ДавыдоваО.И. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского коллектива». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011г.

  6. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2010г.

  7. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. «Партнерство дошкольной организации и семьи», - Москва, 2016 г.

  8. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2015.

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Система взаимодействия с родителями (на учебный год) в условиях ГБДОУ компенсирующего вида"

Предложена система взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста (на учебный год) в условиях ГБДОУ компенсирующего вида....

Методическая разработка во взаимодействии с родителями по речевому развитию "День заботливых родителей"

данная разработка поможет в интересной форме рассказать родителям о проблемах речевого развития детей 5-6 лет, а так же дать рекомендации по развитию речи....

Методическая разработка "Эффективное взаимодействие педагогов,социума и родителей в повышении профессиональной компетенции посредством их социального партнерства"

Повышение уровня  профессиональной квалификации педагогов дошкольного образования признавалось и признается в качестве приоритетного направления государственной образовательной политики. В послед...

Методическая разработка по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ Мастер - класс «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, поднимает настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с...

Методическая разработка по взаимодействию с родителями «Расскажи о своей профессии»

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе и профессиональной деятельности. Родитель может выступать как «эксперт» по ранней профориентации и поделиться информац...