«Развитие познавательной активности детей раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Добрикова Оксана Анатольевна

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.

Ребёнок,   исследуя     различные предметы и их свойства, проводит простые причинно-следственные связи, изучает характер движений   и соотношение предметов.  Тем   самым   он   формирует свой интеллектуальный и   творческий   потенциал.  

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается. В возрасте 2-3 лет дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать.

Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только мы, педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.

Мы приглашаем молодых родителей к нам на занятия, праздники и играя, учим родителей приемам, которые используем в общении с детьми для получения желаемого результата. Рассказываем родителям, что развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста помогают не только эксперименты, исследования, но и развивающие журналы для самых маленьких.

Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательной активности детей раннего возраста».

        Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.

Ребёнок,   исследуя     различные предметы и их свойства, проводит простые причинно-следственные связи, изучает характер движений   и соотношение предметов.  Тем   самым   он   формирует свой интеллектуальный и   творческий   потенциал.  

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается. В возрасте 2-3 лет дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать.

Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только мы, педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.

Мы приглашаем молодых родителей к нам на занятия, праздники и играя, учим родителей приемам, которые используем в общении с детьми для получения желаемого результата. Рассказываем родителям, что развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста помогают не только эксперименты, исследования, но и развивающие журналы для самых маленьких.

Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.

Главная цель  работы  с детьми раннего возраста: развитие познавательной активности детей раннего возраста  посредством исследования объектов и явлений окружающей действительности.

Задачи:

Образовательная:

-повышать уровень развития детей, через знакомство с природным миром;

-расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

-формировать умения называть части дерева (ствол, ветки, листья);

-закрепить название цвета «желтый», «белый», размера «большой», «маленький».

Развивающая:  

-развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, восприятие;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-развивать мелкую, крупную  моторику рук, зрительное внимание, мыслительную активность.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира и чувство бережного отношения к природе;

-стимулировать желание детей исследовать объекты и экспериментировать, умение наблюдать,

-формировать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе, чтение стихов о деревьях, рассматривание иллюстраций с изображением явлений природы времен года, дидактические игры, рисование деревьев.

Материалы и оборудование: игрушки: Лесовичок, зайчик, макеты деревьев, силуэты елочек, прищепки, цветы разноцветные плоскостные.

 

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это заглядывает к нам в окно? (Солнышко)

Каким цветом солнышко? (Желтым). Какой формы? (Круглое). Почему то, солнышко грустное, чего не хватает у него? (Лучиков).

Правильно, ребята, лучиков нет у солнышка. Давайте прикрепим прищепки к солнышку, и оно станет ярким и красивым.

Д/игра «Подари лучики солнышку»

Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, геометрических форм.

Упражнение прикреплять прищепки двумя пальцами к картону.

Воспитатель: Солнышко говорит вам «Спасибо» и хочет пригласить вас вместе с ним погулять по лесу.

 

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся гулять по весеннему лесу.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так, шагают наши ножки.

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

(Дети идут за воспитателем к мольберту, на котором расположены иллюстрации деревьев).

2.Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво! Много разных деревьев!

Сейчас весна, ярче светит солнышко, стало теплее, весной тает снег, идут дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы.

(Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Ой, кто это? Ребята, это же Лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети. (Дети здороваются)

Воспитатель: Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть.

Лесовик:

Я старик совсем седой,

Лесовик я добрый,

В этом вот лесу живу

За порядком я слежу.

Воспитатель: Весной у Лесовичка много работы в лесу: нужно за всем

присмотреть, всем помочь. Он смотрит, чтобы животных и птиц не обижали,

деревья, кусты не ломали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево растет в лесу. Это ёлочка. Как оно называется дерево? (Ответы детей) У неё вместо листочков на ветках иголочки, шишки.

Лесовичок: Каким цветом ствол у ёлочки? (Ответы детей) Иголки? (Зеленым)

 А теперь мы пойдем дальше (Подводит детей к березе).

Ещё одно дерево с красивым стволом в лесу? Как оно называется? (Ответы детей). Что есть у берёзы? (Ствол, ветки, листья) Каким цветом ствол у дерева? (Белый). Что растут на веточках? (Листья)

Лесовичок: Дул сильный ветер, накрутил, навертел. Всё в лесу перепутал.

Помогите мне порядок навести. Нужно разложить веточки к нужному дереву.

Ребята,  что это за веточка упала? С какого это дерева? (Показывает на ёлочку, березу). (Ответы детей)

Лесовичок: Правильно. Молодцы, ребята!

Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку, собрать веточки  сосны, березы.

(Дети с воспитателем сравнивают и находят отличия).

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Лесовичку навести порядок.

Ой, посмотрите, кто-то притаился за деревом? Кто это? (Зайчонок).

Ребята, давайте поиграем с зайчиком.

Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».

Воспитатель: Пойдем дальше гулять по лесу. Посмотрите, какая красивая полянка. Что растут на ней? (цветы). Каким цветом? (Ответы детей) Какие цветы по размеру? (Большого и маленького). Давайте разложим цветочки в одну коробочку –большие, в другую-маленькие. Молодцы, ребята, быстро собрали цветочки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами погуляли по весеннему лесу, понаблюдали за

деревьями, увидели животных, которые живут в лесу.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, солнышко нас заждалось, пора нам возвращаться.

Погуляли мы в лесу,

Повидали всю красу

А теперь пора прощаться,

Надо в группу возвращаться.

 

 Рефлексия:

-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

-Что светило нам в окошко?

-Какого животного мы встретили?

-Какие деревья видели?

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Лесовичком. Скажем ему до свидания.

Дети: До свидания, Лесовичок.

Лесовичок: До свидания, ребята, приходите ещё.

Дети с воспитателем идут обратно по дорожке в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...

Сенсорные игры для развития познавательной активности детей раннего возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру...