Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре
статья по физкультуре по теме

Маргарита Георгиевна Савоник

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Движущая сила познавательной деятельности – растущий и развивающий мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее развивается мозг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Движущая сила познавательной деятельности – растущий и развивающий мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее развивается мозг.

        В этот  период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обаяния, осязание и вкусовые ощущения, с помощью которых малыш познает окружающий мир.

        Как отмечает профессор Т.С.Комарова, «работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей…пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

        Следует отметить, что именно двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Исследования М.Ю. Кистяковской,  Н.М.Шелованова показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства (тяжелый, легкий, большой, маленький, твердый и т.п.) учиться ориентироваться в пространстве.

        Поэтому, организуя двигательную активность детей, особенно на физкультурных занятиях наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развития зрительного и слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия заключается:

- в закреплении у детей представлений о качествах предметов (форме, цвете, величине);

- умение ориентироваться в пространстве;

-  тактильных ощущений.

        Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребенок на физкультурном занятии. Важно грамотно выстроить процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал из которого сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий; палка длинная, синяя, деревянная. Дети, воспринимая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

Закрепление

основных цветов

В раннем возрасте дети знакомятся с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым. На физкультурном занятии важно обращать внимание воспитанников  а цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков, султанчиков) задавая вопрос: «Какого цвета мяч (лента)?».

Знание цвета может закрепляться в подвижных играх.

«Найди свой обруч»

        Детям раздают цветные ленты (красные, синие, зеленые). В углах комнаты располагают обручи такого же цвета. Дети бегают по залу. По команде «Найди свой обруч!» ребенок должен подбежать к обручу такого же цвета, как его лента.

Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету будет способствовать игровые упражнения.

«Разноцветные мячи»

        Воспитатель выбрасывает мячи разного диаметра (25см, 15 см) и цветов (красные, синие). В углах зала стоят корзины такого же цвета. Дети должны собрать мячи по цвету в корзины.

Закрепление формы предметов

        Ребенок третьего года жизни усваивает представление о 4-5 формах: шар, куб, круг, треугольник, квадрат. Закрепления умения узнавать и называть форму предметов можно в игровом упражнение.

«Поезд»

        Дети стоят в колонне по одному, и держаться за длинную веревку. По сигналу !Поехали!» начинают движение со словами»Чу-чу-чу». В центре зала рассыпаны кубики и мячи (одинакового или разные по цвету). После остановки воспитатель предлагает собрать кубики (или только мячи).

 Закрепление умение группировать предметы по форме поможет сведущее игровое упражнение.

«Найди домик»

        По углам комнаты стоят корзины с наклейками определенных форм: круг, квадрат, треугольник. По залу разбрасывают фигурки. Воспитатель предлагает собрать их и разместить  по своим домикам. Затем воспитатель и дети вместе проверяют, все ли фигурки в своих местах.

Закрепление

величины

        Дети закрепляют знания о размерах (высоте, длине, ширине), знакомясь с понятиями «высоко - низко», «длинный - короткий», «широкий - узкий». Для развития умения различать и называть контрастные размеры предмета важно акцентировать внимание детей на вопросах:

«Какой мяч по величине?» (большой или маленький);

«Какой ручеек?» (широкий или узкий);

«Какие вороты по высоте?» (высокие или низкие);

«Какая дорожка?» (длинная или короткая).        

        Закреплению умения соотносить предметы по величине будут способствовать игровые задания: большие мячи нужно прокатить через широкие ворота, маленькие – через узкие; большие мячи прокатить по длиной дорожке, маленькие – по короткой.

«Найди и собери»

        По углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины. Воспитатель рассыпает большие и маленькие мячи и предлагает детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие – в маленькие корзины.

Закрепления умения

ориентироваться

в пространстве

        В подвижных играх, игровых упражнениях ребенок учится ориентироваться в пространстве, овладевая таким понятиями, как: «далеко», «близко» «высоко», «низко», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» и т.д.

Например, воспитатель обращает внимание детей на ленточки, висящие на шнуре на разном расстоянии  (высоко и низко). Или предлагает детям подбросить мяч сначала высоко, а затем низко, или бросить мяч в корзины, одна из которых стоит далеко, а другая близко.

Развитие тактильных

ощущений

        На физкультурных занятиях дошкольники с интересом будут закреплять понятия: «мягкий – твердый», «гладкий - шершавый», для этого можно предложить походить босиком по разным дорожках: твердый (деревянный) и мягкой (из дерматина или поролона), гладкий (из дерматина или клеенки) и шершавой («пуговичной» с нашитыми кольцами и др.)

        Закрепление понятий «тяжелый – легкий» будет способствовать игровое упражнение.

«Тяжелый – легкий»

        Воспитатель предлагает детям взять сначала тяжелые мячи (набивные), затем легкие (надувные, диаметром 20-25 см.), после этого сесть около обозначенной черты и покатить по очереди мячи, характеризуя их: «тяжелый»,  «легкий».

        Знакомя детей с физкультурном инвентарем, важно обращать внимание на материал, из которого он выполнен, задавая вопросы: «Из чего сделан мяч (кубик, обруч)?».  Дети  начинают понимать, что мячи бывают резиновые, пластмассовые и из ткани, к тому же тяжелыми, и легкими, гадкие и с шипами, большими и маленькими. Особое внимание следует уделить безопасности физкультурного инвентаря, чтобы он отвечал общепринятыми санитарно-гигиеническим требованиям.

        На физкультурных занятиях помимо зрительного важно развивать слуховое восприятие. Умение сосредоточиться на звуке -  очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Способность улавливать и различать звуки не возникает сама собой, ее нужно развивать. Ребенок учиться различать «звучание» знакомых предметов: бубна, колокольчика, погремушки, барабана. Развитию у детей умения переключать слуховое внимание способствуют игры.

«Угадай, что делать»

        У детей в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими, а если звенит тихо – опускают их.

«Беги на носочках»

Воспитатель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно его звучанию дети выполняют движения: под тихий звук – идут на носочках, под громкий – полным шагом, под очень громкий звук – бегут.

       Вышеперечисленные игровые упражнения и игровые задания можно использовать как на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, так и на прогулке. Содержание их способствует развитию у детей активного восприятия, хорошей памяти и мышления.

«Цветне платочки»

Задачи:

- упражнять в прокатывании мячей и пролезании в ворота разной величины;

- закреплять знания об основных цветах и понятиях (большой-маленький, длинный-короткий);

- развивать координацию движений, быстроту и глазомер;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: платочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета),  большие и маленькие мячи (по количеству детей), 4 ориентира (красный, желтый, зеленый, синий), короткая и длинная дорожки, большие и маленькие ворота.

        

Водная часть

Дети входят в зал и становятся в рассыпную. Воспитатель раздает цветные платочки, обращая внимания на их цвет. После этого дети перестраиваются в колонну друг за другом.

      Обычная ходьба по короткой дорожке (20с).

      Ходьба широким шагом по длинной дорожке (20с).

      Обычный бег (10с).

      Ходьба обычная с восстановлением дыхания (10с).

Основная часть

ОРУ с платочками

И.п. – ноги слегка расставлены, платочек держать за верхние углы, руки опущены. Руки с платочком поднять до груди, подуть на него («Сильный ветер»), опустить («Нет ветра»).

Упражнение выполнять 4 раза.

И.п. – стоя на коленях, платочек опущен. Руки с платочком выставить вперед, повернуться, показать платочек соседу («смотри»), и вернуться в и.п.

Упражнение выполнять 3 раза.

И.п. – сидя,  ноги вместе, руки с платочком вперед. Поднять одну ногу, коснуться платочка, опустить, то же проделать другой ногой.

Упражнение выполнять 4 раза.

И.п. – ноги слегка расставлены, платочек на полу. Попрыгать 6-8 раз на месте и походить вокруг платочка.

Основные виды движения

Прокатывание  больших мячей в большие ворота, маленьких – в маленькие ворота. Выполнять 3-4 раза.

Пролезание в большие и маленькие ворота. Выполнять 3-4 раза.

Подвижная игра

«Найди свой домик»

Задачи:

- развивать внимание, быстроту;

- закреплять знание основных цветов.

     Дети с цветными платочками бегают по залу, посигнала воспитателя подбегают к ориентиру того же цвета, что и платочек в руках.

     Игру можно провести 2-3 раза.

Заключительная часть

Игра малой подвижности

«Покажи платочек»

Направлена на профилактику плоскостопья.

     Дети пальцами ног должны поднимать с пола платочки.

     Игру можно провести 2 раза.

     Подведя итоги, следует отметить, что сенсорное воспитание имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, его умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

Консультация для педагогов "Развитие пзнавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре".

Педагог  рекомендует игры и игровые упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия детей раннего возраста на занятиях по физической культуре....

Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...