Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
методическая разработка по физкультуре

Гаврилова Марина Анатольевна

В период дошкольного детства особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения, с помощью которых малыш познает окружающий мир.

    Именно двигательная активность, в первую очередь, способствует развитию восприятия. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается
с целым рядом предметов и познает их свойства: тяжелый, легкий, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, твердый и т.п., учится ориентироваться в пространстве.

    Поэтому, организуя двигательную активность детей, особенно на физкультурных занятиях наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развитие зрительного и слухового восприятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста
на занятиях физической культурой

    Познавательная активность согласно определению Т.И.Шамовой, представляет собой деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

    При этом познавательная активность не сводится к познавательной деятельности – она проявляется и формируется в деятельности.

    Познавательная активность включает в себя:

  • развитие восприятия;
  • символическая (знаковая) функция мышления;
  • осмысленная предметная деятельность.

    Движущая сила познавательной деятельности – растущий и развивающийся мозг.

    В период дошкольного детства особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения, с помощью которых малыш познает окружающий мир.

    Именно двигательная активность, в первую очередь, способствует развитию восприятия. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства: тяжелый, легкий, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, твердый и т.п., учится ориентироваться в пространстве.

    Поэтому, организуя двигательную активность детей, особенно на физкультурных занятиях наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развитие зрительного и слухового восприятия.

    Развитие зрительного восприятия заключается:

  • в закреплении у детей представлений о качествах предметов (форма, цвет, величина);
  • в умении ориентироваться в пространстве;
  • в тактильных ощущениях.

    Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребенок на физкультурных занятиях. Важно грамотно выстроить процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойство и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны (например, мяч – обхватить двумя руками, надавить, назвать качества (круглый, резиновый, гладкий, разноцветный), гимнастическая палка – погладить, обхватить двумя руками, назвать качества (длинная, деревянная, желтая, гладкая) и т.п.).

    Дети, воспринимая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

    В раннем возрасте дети знакомятся с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым. На физкультурном занятии важно обращать внимание воспитанников на цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков, султанчиков, задавая вопрос: «Какого цвета… (мяч)?»

    Знание цвета может закрепляться в подвижных играх («Найди свой обруч»).

    Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету будет способствовать игровое упражнение «Разноцветные мячи».

    Закреплению умения соотносить предметы по величине будут способствовать игровые задания: большие мячи нужно прокатить через широкие ворота, маленькие – через узкие; большие мячи прокатить по длинной дорожке, маленькие – по короткой и игровое упражнение «Найди и собери».

«Найди и собери»: по углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины. Педагог рассыпает большие и маленькие мячи и предлагает детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие – в маленькие корзины.

    В подвижных играх, игровых упражнениях ребенок учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиям, как «далеко», «близко», «высоко», «низко», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» и т.д. Например,  воспитатель обращает внимание детей на ленточки, висящие на шнуре на разном расстоянии (высоко и низко). Или предлагает детям подбросить мяч сначала высоко, а затем низко, или бросить мячи в корзины, одна из которых стоит далеко, а другая близко.

    На физкультурных занятиях дошкольники с интересом будут закреплять понятие «мягкий – твердый», «гладкий – шершавый», для этого им можно предложить походить босиком по разным дорожкам: твердой (деревянной) и мягкой (широкой, узкой, длинной, короткой из дермантина и поролона), гладкой (из дермантина или клеенки) и шершавой («пуговичной», с нашитыми кольцами и др.).

    При знакомстве детей с физкультурным инвентарем

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...

Развитие творчества у педагога и детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой с использованием элементов спортивной аэробики

Значение вида спорта "спортивная аэробика"Примеры использования элементов спортивной аэробики на занятиях физической культурой для развития творчества упедагога и детей...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет.  Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Автор предлагает консультацию для педагогов и родителей, как можно с помощью физкультурных занятий развивать познавательную активность детей раннего возраста....