Познавательно – исследовательский проект в средней группе на тему: «Огород на окне»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ефременко Алена Александровна

Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne._prilozhenie.docx337.88 КБ
Файл ogorod_na_okne.docx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад № 275 общеразвивающего вида»


Познавательно – исследовательский проект в средней группе

на тему: «Огород на окне»

                                                                     

                   

                               

                                          Разработали:

                                                                               Воспитатель средней группы № 10

                                                «Солнечные лучики»

                                                                               Ефременко Алёна Александровна

                                                                             

г. Омск 2022

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

«Добрый ребенок не сваливается с неба.

 Его надо воспитывать»

В.А. Сухомлинский 

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

Тип проекта

• Исследовательский, творческий

• Групповой, с привлечением родителей

• Краткосрочный

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта - 2 недели

Актуальность проекта

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Предполагаемый результат проекта

• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

• Дети научаться вести наблюдения.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

• определение темы;

• выявить цели и определить задачи;

• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);

• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;

• подготовка семян.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:

• рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох ,петрушка ,укроп ,чеснок, фасоль, баклажан, редис);

• посадка: лук (коллективно), салат, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;

• посев: цветочных семян;

• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- установка дежурства по уходу;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- ведение дневника наблюдения;

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.

Работа с родителями

• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;

• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

• подборка литературы про овощи с участием родителей.

3. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

• анализ полученных результатов;

• оформление таблицы наблюдений (лук);

• презентация проекта «Огород на окне».

 

Ожидаемые результаты.

1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями и записывали в дневник наблюдений
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 

Практическая часть

В группе мини-центра разбивка огорода на подоконнике.

В начале мы с детьми приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые. После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

Посмотрели мультфильм «Чипполино»

https://files.1urok.ru/images/bc8161a755cff2991d9bd620fcf8b71586099dc4.png

Рассмотрели семена моркови и свеклы

https://files.1urok.ru/images/6992db7704c4a89114412da26a1c23446ac05e9b.png

Подготовили почву

https://files.1urok.ru/images/80cf10eab12b97773373f4ffbe513c3b36c4e8d9.jpg

Поиграли в игру «Собери овощи в корзинку»

Посадили морковь и свеклу, овес в яичную скорлупу, чтобы выросла «Веселая травка»

https://files.1urok.ru/images/b082082e1bdf2983d4d1afe0317c5dce760085a1.jpg

Полили наш будущий урожай

Вот такой огород у нас получился

https://files.1urok.ru/images/a492c4794729b552310188cf8178639a4ba987b7.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры:

  • П/и «Огурчик»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

  • Д/И ««Собери из частей целое»

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

  • Д/И «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки. Консультация «О луке – детям»

  • Хороводная игра «Огородная хороводная»

Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.

  • Д/И «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

  • Д/И «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

  • Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

  • Игра м/п «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

  • Д/И «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.

  • Хороводная игра «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

  • Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»

Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

 

Художественная литература:

  • Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
  • Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»

 

Сказки:

  • «Репка»
  • «Вершки и корешки»
  • белорусская сказка «Пых»
  • украинская сказка «Колосок»

Беседы:

  • «Земля – какая она».

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);

  • «Семена растений отличаются друг от друга»

Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.

  • «Овощи, фрукты, полезные продукты»

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

 

 

Загадки:

  • Красная мышка с белым хвостом
    В норке сидит под зелёным листом
    Снаружи красна, внутри бела,
    На голове хохолок - зелёненький лесок. (Редис)

 

  • Кругла, а не месяц,
    Желта, а не масло,
    С хвостом, а не мышь. (Репа)

 

  • Маленький, горький луку брат.
    Взрастает он в земле, убирается к зиме.
    Головой на лук похож. если только пожуёшь
    Даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

 

  • На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков.? (Горох)

 

  • В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена. (Тыква)

 

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 

В земле сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

 

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …(Баклажан)

 

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные. (Огурцы)

 

Сто одежек -

Все без застежек. (Капуста)

 

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

 

 

Стихи:

  • А. Максакова
    Посадила в 
    огороде; помидоры и картофель,
    Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
    Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
    А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
    Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
    Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
    Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.

 

  • Т. Казырина

    А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
    Как на первой горох, уродился, не плох!
    На второй редиска, друг от друга близко.
    А на третьей репка, и сладка и крепка.
    На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
    Пятая с морковкой, подрастает ловко.
    На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
    На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
    На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
    На девятой арбуз полосатый карапуз.
    А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
  • Ж. Дарк

    Летом 
    огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
    помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
    А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
    Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!


    Пальчиковые игры

 

  • Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).

На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, 
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, 
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, 
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз — 
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз. 
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

  • "В сад идем мы погулять"

Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

 

Физкультминутки

  • Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

 

  • Вот так яблоко, вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательс...

познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему "Домики для зеленых листочков"

: тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались тем, как весной появляются на деревьях и кустах листочки и что прячется в почках на веточках....

Экологический проект в средней группе на тему "Огород на окне". 2018г.

Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для позновательного развития детей через проектно-иследовательскую деятельность и организацию художественно-прод...

Проект в средней группе на тему: «Огород на окне»

Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта:  дети средней  группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к...

Экологический проект в средней группе «Капельки» Тема: «Огород на окне»

краткосрочный проект в детском саду "Огород на окне"...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: "Эколята -дошколята“

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного в...