Социализация ребенка на музыкальных занятиях в ДОУ посредством внедрения коммуникативных игр.
статья

Иванова Александра Валерьевна

Статья о проблемах коммуникации детей на  музыкальных занятиях в ДОУ и способы решения данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya.docx29.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Иванова Александра Валерьевна

Музыкальный руководитель высшей категории

- ГБДОУ № 41 Калининского района г. Санкт-Петербурга,

Социализация ребенка на музыкальных занятиях в ДОУ  посредством  внедрения коммуникативных игр.

Аннотация

В статье  выдвигается проблематика социализации детей в дошкольном учреждении. Решение данного вопроса возлагается на музыкальное  воспитание с социальной направленностью. Именно посредством внедрения  в совместную музыкальную деятельность с детьми в рамках образовательной программы ДОУ с внедрением  музыкальных коммуникативных игр можно получить положительный результат  в социальном развитии дошкольников. Делается вывод, что именно запрограммированное и системное  планирование  работы  музыкального педагога может дать перспективное развитие в социальном  поведении ребенка в будущем.

Ключевые слова:

Дошкольник, музыка, социальное развитие, музыкально-коммуникативные игры,  системное планирование.

В педагогической  терминалогии понятие «социализация» означает  умение  ребенка  контактировать с окружающей средой. Этот вопрос является постоянной темой обсуждения в педагогической среде.  И,  конечно,   эта проблема очень волнует не только специалистов,  но и родителей, которые привели малыша в  детский сад.

       Дошкольное учреждение – это первое звено в образовательной системе, где малыш приобретает опыт общения с разными детьми, стремится к выполнению четких правил поведения, иногда, даже решая первые конфликты.

Федеральный государственный образовательный стандарт   от 01 января 2014 года, как раз ориентирован на социализацию и индивидуализацию дошкольника. В рамках ДОУ разрабатывает на основании этого документа  образовательную программу с учетом всех требований по психологическому и социальному   развитию ребенка в саду.

Ведь от того, насколько дошкольник комфортно чувствует себя среди сверстников зависит и его взрослая жизнь. А такой опыт социализации можно получить только в коллективе, где у ребенка появляется возможность к дружеским отношениям с другими детьми, умение решать нестандартные ситуации, не бояться трудностей в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, а также приобретается способность обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь, потребность учиться и работать в команде.

Следует отметить, что все известные педагоги и ученые говорят о том, что именно музыка способна решить главные проблемы социализации детей. Музыкальные занятия в детском саду – это, прежде всего, эмоции,  которые учат сопереживать, сочувствовать, понимать душевное состояние через звуки, характеры, настроения.

Слушая музыку и пропуская ее через себя, ребенок достигает того эмоционального состояния, которое запрограммированно в том или ином произведении. Музыкальные художественные образы через пение, танцы, игры, речь дают ребенку возможность более точно раскрыть и свои эмоциональные нотки. Слышать и сопереживать вместе с музыкой  -  и есть  непосредственное отношение  к умению распознать  чувства и переживания других людей, перенося их в культуру человеческих взаимоотношений, норм поведения. В этом и заключается социализация, где эмоциональная отзывчивость рождается в процессе музыкальных занятий и играет важную роль в коммуникации, общности и взаимодействиях.

В современных дошкольных учреждениях существуют все педагогические условия для создания социального развития детей, учитывая их возрастные особенности и возможности. Умение погрузить ребенка в среду межличностного общения, через культурные ценности, через правила и нормы поведения в обществе – это задача профессионального педагога и  специалиста.

 На занятиях вместе с детьми педагог может посредством  музыки, приветствовать друг друга при встрече, прощаться,  оказывать знаки внимания, благодарности, выполнять просьбы не только взрослых, но и сверстников, начинается с раннего возраста. Это  умение поощряется, тем самым усиливается доброжелательное отношение, отзывчивость и сочувствие. Дети становятся дисциплинированнее, появляется чувство коллективизма, уважения к старшим, бережное отношение к малышам. Дети объединяются для  совместных игр, в которых они опробируют ситуации взаимоотношений.

Именно на музыкальных занятиях существует огромное количество  коммуникативных игр и взаимодействий, нацеленных на  социальное развитие дошкольников.

Предназначение музыкальных коммуникативных игр - это  идея сотрудничества, взаимодействия и творческих проявлений. Коммуникативность - важное условие нормального психологического развития ребенка и его подготовки к дальнейшей жизни.  Возможность научить ребенка посредством музыкальных игр умению понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль,  способность контролировать  результативность в том,  как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Музыкальные коммуникативные навыки развиваются в повседневной творческой деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Выбранная форма социализации – коммуникативная музыкальная игра не случайна  и имеет определенную цель. А именно: развивать чувство единства, сплоченности, возможность действовать в коллективе.

При этом выполняются поставленные задачи:  научить ребенка устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это  не только словами, но и музыкальными средствами выразительности, решать проблемные ситуации и преодолевать непонимания в общении друг с другом,  создавать благоприятную  атмосферу непосредственного, свободного общения через музыку.

Поскольку многие коммуникативные игры, связаны с танцевальной деятельностью, которая в основном построена на жестах, движениях, они означают дружеское открытое отношение друг к другу и вызывают радостные эмоции.  Тактильные контакт, способствует еще более тесному общению между детьми, тем самым нормализует социальный климат в коллективе. Даже приобщение фольклора на музыкальных занятиях в игровой форме, где практически   нет разделения на участников и зрителей, является весьма значимым и в культурном развитии традиций,  и в возможности снятия механизма оценивания, тем самым раскрепощая детей, убирая психологические  зажимы. Игры-танцы с сюжетной линией придают яркость, динамичность, творческое начало, что побуждает детей к свободному общению через музыкальные образы.

Все коммуникативные музыкальные игры находятся в определенной системе  социального развития.  Вот некоторые примеры игр, которые выполняются с музыкальным сопровождением, грамотно подобранным педагогом.

Игры на развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности, координацию движений.

Игра «Интервью»

В начале игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога в виде музыкальной зарисовки. Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий от словесного объяснения переходя к музыкальным жестам. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Эта игра помогает под веселую  музыку познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Игра «Расследование»

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает).  Все это сопровождается музыкальными попевками. А как музыка останавливается, то вспомнив этого ребенка, дети должны назвать как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» с использованием ритмических формул.

Педагог поет музыкальные  предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно с использованием ритмических картинок. Игра выполняется без предварительного разучивания музыкального материала.

Игра «Уши – нос – глаза»

Игра проводится под веселую песенку, которая периодически сбивает  действие другими словами, тем самым речь и жесты противоречат друг другу. Игра на усложнение. Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает петь  и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Веселая сороконожка»

Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи веселой музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате под спокойную музыку. Когда музыкальное сопровождение останавливается, то двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом пропевают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей. Используются приемы тактильного взаимодействия.

Игра «Поварята»

Игра проводится под музыку. Все встают врассыпную. Два обруча -   это кастрюли. Сейчас будем готовить компот и борщ. Каждый участник придумывает, каким фруктом или овощем он будет (яблоко, слива, вишня, груша, картофель, свекла, помидор, лук, капуста). Ведущий поет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, встаёт в определенный  обруч. Пока все компоненты не окажутся в обручах, игра продолжается. В результате получается «вкусный и красивый компот и борщ».

Игра «Старенькая бабушка»

Веселая песенка, сопровождающая всю игру помогает ребятам зарядиться радостным настроением и положительными эмоциями. Перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.  В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила. Дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо обязательно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем оговаривается  территория улицы, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Игра «Ау!»

Эту  музыкальная игра тоже хороша при  использовании ее в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игры на снятие агрессии у детей.   

Игры полезны гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Способствуют выбросу негативных эмоций и снятия агрессии, помогают ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта с другими детьми, повышают собственную значимость. Помогают создать хорошее настроение.

Игра «Черепаха» 

Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами. Слова песенки:

 - Шла купаться черепаха – похлопывание по спине в ритме согласно музыкальной композиции собранными пальцами сверху вниз.

 -  И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание тоже с использованием ритмического рисунка от поясницы вверх по спине

  - «Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.

  - Никого я не боюсь. У – У!» -  быстро повернуться и испугать партнера.

Игра «Кто у нас хороший». 

 В этой игре используется релаксирующая песенная композиция, при звучании которой дети сидят полукругом и поют: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» Педагог поет имя и выводит ребенка в центр, рассказывает песенными словами о ребенке, подчеркивая его достоинства.  

Игры, на развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива.

Такие  музыкальные игры помогают наладить сотрудничество в группе. Дети становятся более уверенными в себе, учатся согласовывать свои действия с действиями других, концентрировать свое внимание, преодолевают свою застенчивость.

Игра  «Цветные клавиши»

Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются музыкальные инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши из картона. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша.  Дирижер наступает на одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может наступать на 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т.д. как только дирижер уйдет с клавиш и наступит на пол, дети должны положить инструменты на пол и перебежать по кругу к другой группе инструментов. Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку.

Игра «Здравствуйте»

Пока звучит музыка нужно успеть поздороваться (пожать друг другу руки) с как можно большим количеством присутствующих детей. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

Игра «Пугало»

Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе небольшой цветной лоскуток. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны.

Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскутки у него на голове, руках, плечах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню.  После «Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут.

Игра «Войди в круг - выйди из круга»

Взрослый следит, чтобы дети помогали водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем. Под музыкальное сопровождение дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Игра «Ручеёк».

Под музыку дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т.д. Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка. Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте или не заканчивается музыка.

 Игра «Клубочек»

Игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Под спокойную музыкальную песенку дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, пропевая  при этом  по тексту. Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец,  в ответ,  допевая музыкальную фразу,  отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.

Когда все участники соединились ниточкой и музыка останавливается, то  взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти, достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра  «Паутинка»

Дети стоят в кругу. У музыкального руководителя в руках клубок ниток. Водящий крепко держит конец нити и бросает клубок любому ребенку, согласуя с музыкальными фразами произведения. Ребенок, поймав, бросает клубок дальше другому ребенку и так повторяется пока нитка не кончится. Получается большая паутина. Задача детей следить за натяжением нити. В конце игры ведущий предлагает детям полюбоваться полученным узором. Игра проводится под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

Вывод.

 При внедрении коммуникативных  музыкальных игр  профессиональный педагог должен знать меру и подкреплять свои идеи принципом «не навреди», поскольку дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Детская восприимчивость довольно высока,   нервная система пластична, что дает возможность специалисту легко обучить и воспитать социально активную личность. Поддержка социализации дошкольника в правильном русле, грамотность и профессионализм педагога способствует накоплению и осмыслению знаний социального опыта ребенка.

 Положительный эффект возможен при условии систематического включения в содержание музыкальных занятий репертуара воспитательной социальной направленности, что  в последствии будет вызывать  стойкий  интерес у детей к теме общения. Лишь спланированная деятельность специалиста способна сориентировать социальное развитие дошкольников, как направление музыкального воспитания.

Социализация посредством внедрения коммуникативных  музыкальных игр послужит   хорошим дополнением к комплексу  воспитательной направленности детей в дошкольных образовательных учреждениях и позволит  обогатить  социальную среду детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"

Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Пр...

ВАШ РЕБЕНОК НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЧЕШКИ И ДЕТИ

ВАШ РЕБЕНОК НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Чешки и дети. Очень часто родителей маленьких детей волнуют такие вопросы:Зачем для музыкальных занятий в детском саду нужны— чешки?Не вредна ли эта обувь...

Внешний вид ребенка на музыкальном занятии

Данный материал используется на родительском собрании и для консультации родителей в начале каждого учебного года....

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

«Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков»

В статье обобщены примеры  создания условий на музыкальных занятияй для развития коммуникативных навыков...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры.

Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимиче...