Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.
консультация (младшая группа) на тему

Абаренова Марфа Геннадьевна

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их возрастным потребностям в развитии и возможностям.  Музыка и игра осуществляются свободно, без принуждения и это вызывает процесс лучшей усвояемости музыкального материала ребенком. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Абаренова Марфа Геннадьевна.

г.Москва ГБОУ СОШ № 2048

дошкольное отделение СП №1

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка

на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка с древних времен играет важную роль в формировании духовного мира человека. Современные исследования в области познания ребенком мира посредством музыки убеждают в том, что музыкальные игры для детей в детском саду стоят в числе первых в развитии творческой личности ребенка. Для ребенка дошкольного возраста музыкальная творческая игра имеет большую значимость в познании окружающего мира. Музыкальная творческая игра раннее других видов искусств в самом раннем возрасте стимулирует творческие проявления малышей через манипулирование звуками.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их возрастным потребностям в развитии и возможностям.  Музыка и игра осуществляются свободно, без принуждения и это вызывает процесс лучшей усвояемости музыкального материала ребенком.

В те времена, когда творили свои шедевры И.С. Бах и В.А, Моцарт музыка считалась благородным средством досуга и наиболее творческим из всех умений.

И музыка, и игра взаимопроникают друг в друга свободно без принуждения. Возникающие два измерения – реальное и условное (воображаемое) создают процесс очень увлекательным, т.к. участник процесса одновременно и верит, и не верит в реальность событий, одновременно находясь среди звуков в реальных акустических условиях и в то же время собственных мысленных образов и впечатлений. То же самое наблюдается в сюжетно-ролевых музыкальных играх детей и в учебно-профессиональных играх взрослых - имитационным, деловым, организационно-деловым.

Творчество направлено на получение нового результата и музыкальная игра так же является скорее процессом, движением к цели с продуктивным результатом на основе творческого способа ведения действий.

Творчество в музыкальной игре для детей достигает глубины и полноты явления. Любое творческое задание в музыкальном искусстве ребенок воспринимает в детском саду играючи. Он играет с радостью, творя от души.

Педагог формирует цели игровых задач для каждой возрастной группы детского сада, организовывает процесс игрового общения и последовательно наращивает сложность упражнений для детей, чтобы создать условия для появления новых творческих идей и их реализации.

Направленное таким образом в учебно-воспитательное русло музыкальное занятие в детском саду поможет детям пережить в действии новые понятия, закрепить их и обеспечить готовность к внедрению в различные творческие дела.

Музыкальная творческая игра способствует развитию восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления и в частности - эмоционально-чувственного компонента, т.к. настроения, чувства отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, порядок, гармония, темп и т.д.). Это способствует эмоционально-коммуникативному познанию, которое ведет к социализации малышей.

Музыкальная творческая игра для детского сада выполняет разносторонние образовательные и воспитательные функции. В игре воспитывается у детей интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, эстетических потребностей, формированию эстетического вкуса, ценностного отношения к окружающему миру.

Важным является то, что у ребенка возникают и новые по содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи, и то, что в музыкальной творческой игре возникает новая психологическая форма мотивов.  Дети становятся сотворцами и совместно с взрослыми участвуют в решении задач, поставленных в определенных условиях игры.

Проникая в мир искусства и творчества посредством музыкальной творческой игры, дети приобретают в детском саду умение создателя, получая удовольствие от музыкальной игры, выражая каждый ее по-своему.

Музыкальная творческая игра для детей объединяет в себе все виды музыкально-эстетической деятельности (исполнительское и импровизационное мастерство), разновидности видов искусств (музыка, пение, хореография), театр (инсценировки), поэзия, живопись. Музыкальная творческая игра гармонично сочетает разнообразие форм привлечения ребенка к музыкально-эстетической деятельности, а именно пение, слушание музыки, уроки на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, инсценировки, вокальная, инструментальная или танцевальная импровизации (как проявления творчества).  Игры в детском саду имеют неисчерпаемое поле для постановки и развертывания проблемных задач и ситуаций, рассмотрение которых можно предложить, как непосредственно музыкальному руководителю, так и во время самостоятельной музыкально-эстетической деятельности воспитателя.

Музыкальная творческая игра требует особой подготовки музыкального руководителя в умении организовать музыкально-игровой процесс для детей как музыкально-эстетический. Музыкальный руководитель в детском саду должен знать  какое место займет конкретная музыкальная игра для детей в общем педагогическом процессе; предусматривать уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития участников игрового процесса (исходя из возрастных возможностей аудитории детского сада); подготовить необходимые материалы (реквизит, атрибуты, инвентарь, оборудование) создать план работы внедрения игры в детский сад и подключить  участников игрового процесса в детском саду. К группе умений, которые являются ведущими при создании музыкальной творческой игры, относятся следующие: подготовить сценографию игры (установления в игровом пространстве (зале) мест ведущего, игроков, команд, жюри в каждом игровом эпизоде; месторасположение нужного игрового реквизита. Так же важно заранее подготовить считалки для набора игроков или команд, средства поощрения игры.

Очень важно в конце игры корректно провозгласить игроков-победителей, найти и отметить положительные факторы в игровых действиях побежденных.

Самым главным и отличительным фактором музыкальных творческих игр является момент непредсказуемости, новизны, причем и для детей в детском саду, и для воспитателей.

В качестве примера как основу для музыкально-творческой игры рассмотрим хоровод с элементами пляски «Огородная –хороводная» (сл. А.Пассовой, муз. Б.Можжевелова) для средней группы.

Дети в этом возрасте уже знают те овощи, о которых поется в хороводе. Предварительно в группах проходят конкурсы- загадки об овощах, овощи разыгрываются, как персонажи, каждый со своим характером. Дети сами придумывают сказочные ситуации с овощами. Заранее на музыкальных занятиях разучивается хоровод, как основа для дальнейшего творчества при создании музыкальной творческой игры, детям самим предлагается каждому овощу дать свой звук из музыкально- шумовых инструментов. Затем, при подготовке к общему финалу всей работы, по группам выбираются две команды, каждая придумывает название своему огороду. Можно так же выбрать персонаж бабушку и дедушку и заранее обыграть их.  При желании можно подготовить в каждой группе свои необычные костюмы каждому персонажу огорода.

И вот наступает финал всей подготовки к музыкальной творческой игре. Музыкальный руководитель с воспитателями заранее продумывают неожиданный ход действия игры. Две команды (средние группы) собираются в зале, заранее интересно, необычно украшенном. Конечно, приглашаются гости (дети разных групп, родители). Выбираются жюри из числа приглашенных.

Начинается музыкально-творческая игра в двух командах. Небольшое вступление от каждой команды, название своего огорода. Затем действие разворачивается на основе загадок, шуток, выступления оркестра огорода от каждой группы, музыкального обыгрывания неожиданных ситуаций в хороводе «Огородной – хороводной». И конечно, жюри присваивают по ходу игры баллы каждой команде. В конце все признают, что побеждает дружба, гости приглашаются в зал и общим хороводом заканчивается действие. В конце «бабушка» может вынести пирог с капустой, и все приглашаются в группы на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

развитие речи через музыкально-творческие игры в ДОУ...

Развитие речи через музыкально - творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

Роль музыкально - творческих игр в развитии речи на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта работы в логопедических груаппах....

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:слушание музыки,пение,игры,танцы,игра на ДМИ,музыкально-ритмические движения-творчество во всех видах музыкальной деятельности.И,вне всяк...

Выступление на ГМО "Коммуникативные игры как средство адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада"

    На современном этапе отмечаются повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет и усиление образовательной нагрузки в период дошкольного детств...

Игра-основной источник развития ребенка

Игра-основной источник развития ребенка...

Консультация для воспитателей "Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях"

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших рез...