Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ.
статья по музыке

Мысова Ирина Александровна

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:слушание музыки,пение,игры,танцы,игра на ДМИ,музыкально-ритмические движения-творчество во всех видах музыкальной деятельности.И,вне всякого сомнения,каждый из этих видов деятельности развивает речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx16.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).

Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру « понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

 

 -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 

 - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 

 - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

 

 Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

 

Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .

Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть скороговорку на одной – двух ступенях:

“Не по шоссе, а около катилось О и охало”

Чистоговорка “ Мама мыла Милу”:

 Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.

 Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.

 Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше.

 Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции.

 Научить естественному, без напряжения  звучанию первого звука, тона можно используя в играх и упражнениях  восклицания: ой, ох, ах, ух… В р.н.п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”

Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

«Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж»,

Ковырялочка, дробь.

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная.

В.Дьякова.

«Спой ласковое слово соседу»

(хороший, пригожий, вежливый, старательный, внимательный, добрый…

Музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

 

 Ильина Н.С. отмечает, что эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка.

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . Игра на металлофоне способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

 Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно - игровой "Развитие речи через сюжетно - ролевую игру - Доктор"

Проект по развитию речи в старшей группе через сюжетно - ролевую игру"...

Развитие речи через сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует...

Консультация Развитие речи через музыкально-творческие дидактические игры на музыкальных занятиях

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насви...

Консультация для родителей. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ И ИГРУ

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

Консультация для родителей "Развитие речи через общение и игру"

Автором разработан методический материал для родителей, с целью развития речи дошкольников посредством игры и повседневного общения....