Проект познавательно - игровой "Развитие речи через сюжетно - ролевую игру - Доктор"
проект по развитию речи (старшая группа)

Чиняева Татьяна Васильевна

Проект по развитию речи в старшей группе через сюжетно - ролевую игру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.1 КБ
Файл proekt.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Познавательно-игровой проект  

«Сюжетно-ролевая игра,

как средство развития речи детей»

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» 

Вид проекта:   познавательно - игровой

Участники проекта:  Дети, воспитатели старшей  группы № 1 и родители воспитанников.

Продолжительность:  Долговременный (сентябрь 2020г.  – май 2021г.)

Актуальность: 

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

        Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру «Я доктор»

Задачи:

1. Образовательные:

  • Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
  • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
  • Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, с изображением людей, которые работают в области медицины.
  • Словесные:  беседы с детьми, о  профессиях -  «Врачь…»,                                         «Доктор», «Стоматолог»
  • Игровые сюжетно-ролевая игра «Я  доктор»

  • 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы: 

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности,  самостоятельности.

Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта.

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.

1 ступень «Ознакомление» 

Цель: Расширить речь и знание детей через с\р игру «Я доктор».

Задачи:

- познакомить дошкольников с медицинским персоналом, которые работают в  больнице, поликлинике. аптеки;

- формировать  знания  о медицинском  оборудовании, какое  нужно для каждого доктора;

- развивать  способность и умения принять на себя роль врача или доктора;

- закреплять умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах;

- развивать связную диалогическую речь, умение реализовывать игровой замысел, творческое воображение.

- Вызвать желание играть в с\р игру «Я доктор»

- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

Методы:  

- Организация предметно – развивающей среды для игры.

- Внесение вариативного материала в игровую среду это  рекламные проспекты, плакаты с различными консультациями по уходу за зубами, инструменты для лечения зубов, медицинские карты пациентов, контейнеры, шприцы,бланки рецептов для лекарств,  защитные накидки, халат, рентгеновские снимки, ручка, набор Плей До Мистер Зубастик.

2 ступень «Обучение»

Задачи: 

- Обучение детей планировать игру, преобразовывать, выполнять различные роли.

- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.

- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Участие детей в деятельности взрослых.

 - Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседа: Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Беседа после игры (самоанализ).

3 ступень «Самостоятельная игра»

Задачи: 

- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  

- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Аптека»

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм

План работы по реализации проекта

Месяц

Период

Мероприятия

Участники

Подготовительный

Сентябрь

1-2 неделя

Сбор и анализ методической педагогической литературы.
Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Воспитатель группы

3- 4 неделя

Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей.

Подготовка консультации для родителей.

Воспитатель группы

Основной

Октябрь

1-2 неделя

Артикуляционная гимнастика, «Чистим зубки»
Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем, речь  развиваем»

Беседа: «чем отличается больница от поликлиники и аптеки»? (Выяснить что есть общее и какие различия

 Знакомство с работой «Регистратуры»

Воспитатель
Дети

3 неделя

Знакомство со строением и предназначением зубов.
Беседа: «Причина зубных болезней»;
«Как зовут врача, лечащего зубы» (здесь нужно настроить детей, что стоматолога не следует бояться, что он помогает сделать улыбку снова красивой).

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Заучивание стихотворения «Берегите зубки».
Дидактическая игра:
 «Что полезно для зубов»

 

Воспитатель
Дети
Родители

Ноябрь

1 неделя

Ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль;
Беседа «Как называется этот доктор , что он лечит  (знакомство с узкими специалистами)

Воспитатель
Дети

2 неделя

Консультация для родителей «Моя первая зубная щётка»

Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

3-4 неделя

Беседа зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов);

 Показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта.
Консультация для родителей «Как чистить зубы правильно»

Игра: «Назови одним словом».

Воспитатель
Дети
Родители

Декабрь

1 неделя

Подготовка атрибутов к с/ ролевой играм

 Игра: «Назови одним словом».

Воспитатель
Дети

2 неделя

Беседа: Кто такой?
Сюжетно- ролевая игра: «Поликлиника»

3-4 неделя

Заучивание стихотворения: «Чтоб здоровым быть сполна»
Памятка - рекомендация для родителей по развитию речи

Дидактическая игра: «Закончи предложение»

Воспитатель
Дети
Родители

Январь

1 неделя

Беседа «Врач –окулист»

Воспитатель
Дети

2 неделя

Сюжетно - ролевая игра: « Поликлиника»

3-4 неделя

Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Работа с родителями:
Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми».

Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

Воспитатель
Дети
Родители

Февраль

1 неделя

Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

Дидактическая игра «Кому что нужно

Воспитатель
Дети

2 неделя

Беседа: «врач – хирург»

Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

3-4 неделя

Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.

Работа с родителями:
Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей».

Воспитатель
Дети
Родители

Март

1неделя

Игровая ситуация «На приёме у врача – специалиста» (окулиста)

Воспитатель
Дети

2 неделя

Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

3-4 неделя

Игровая ситуация:

«На приёме у врача – специалиста» (хирург)

Дидактическая игра «Кому что нужно».

Воспитатель
Дети

Апрель

1 неделя

Упражнение: «Чистоговорки».

Воспитатель
Дети

2неделя

Игровая ситуация

«Посещение врача-массажиста»

Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель скорой помощи».

3-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется».

Игровая ситуация «Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)»


Воспитатель
Дети


Май

1-2

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»

Сюжетно –ролевая игра «Аптека»

3-4

Сюжетно- ролевая игра «Больница»

Сюжетно ролевая игра «Я-доктор»

Методические приемы, используемые в игре

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Игровые ситуации:

«На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)

«Посещение врача-массажиста»

«Скорая помощь приехала к больному»

«Готовим лекарства для больных»

«В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»

Подготовка к сюжету:

  • Экскурсия в медкабинет детского сада.
  • Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
  • Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
  • Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
  • Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
  • Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
  • Дидактическая игра «Кому что нужно».

Оформление сюжета:

- Выделение места для игры и хранение атрибутов.

- Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

- Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Игровые ситуации:

«Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»

«Покупатель пришёл в аптеку»

«Изготовление лекарств по рецепту врача»

«Реклама нового лекарства»

«Привезли новые лекарства в аптеку»

Подготовка к сюжету

  • Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
  • Загадки о лекарственных растениях.
  • Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)

Оформление сюжета:

- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.

- Сбор коробок, баночек с помощью родителей.

- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Период осмысления собственных результатов.
  2. Диагностика детей.
  3. Презентация проекта.

  

Результаты реализации познавательно-игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра,

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

в старшей группе №1

         Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ВЫВОД:

В процессе целенаправленной деятельности у детей дошкольного возраста, возможно, сформировать такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развить творческие способности, умение работать коллективно на основе введения в педагогический процесс инновационных форм и методов работы.

Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна.  Данный проект может быть использован, в работе с детьми среднего, старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.



Предварительный просмотр:

  Познавательно-игровой проект  

«Сюжетно-ролевая игра,

как средство развития речи детей»

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» 

Вид проекта:   познавательно - игровой

Участники проекта:  Дети, воспитатели старшей  группы № 1 и родители воспитанников.

Продолжительность:  Долговременный (сентябрь 2020г.  – май 2021г.)

Актуальность: 

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

        Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру «Я доктор»

Задачи:

1. Образовательные:

  • Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
  • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
  • Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, с изображением людей, которые работают в области медицины.
  • Словесные:  беседы с детьми, о  профессиях -  «Врачь…»,                                         «Доктор», «Стоматолог»
  • Игровые сюжетно-ролевая игра «Я  доктор»

  • 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы: 

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности,  самостоятельности.

Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта.

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.

1 ступень «Ознакомление» 

Цель: Расширить речь и знание детей через с\р игру «Я доктор».

Задачи:

- познакомить дошкольников с медицинским персоналом, которые работают в  больнице, поликлинике. аптеки;

- формировать  знания  о медицинском  оборудовании, какое  нужно для каждого доктора;

- развивать  способность и умения принять на себя роль врача или доктора;

- закреплять умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах;

- развивать связную диалогическую речь, умение реализовывать игровой замысел, творческое воображение.

- Вызвать желание играть в с\р игру «Я доктор»

- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

Методы:  

- Организация предметно – развивающей среды для игры.

- Внесение вариативного материала в игровую среду это  рекламные проспекты, плакаты с различными консультациями по уходу за зубами, инструменты для лечения зубов, медицинские карты пациентов, контейнеры, шприцы,бланки рецептов для лекарств,  защитные накидки, халат, рентгеновские снимки, ручка, набор Плей До Мистер Зубастик.

2 ступень «Обучение»

Задачи: 

- Обучение детей планировать игру, преобразовывать, выполнять различные роли.

- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.

- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Участие детей в деятельности взрослых.

 - Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседа: Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Беседа после игры (самоанализ).

3 ступень «Самостоятельная игра»

Задачи: 

- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  

- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Аптека»

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм

План работы по реализации проекта

Месяц

Период

Мероприятия

Участники

Подготовительный

Сентябрь

1-2 неделя

Сбор и анализ методической педагогической литературы.
Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Воспитатель группы

3- 4 неделя

Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей.

Подготовка консультации для родителей.

Воспитатель группы

Основной

Октябрь

1-2 неделя

Артикуляционная гимнастика, «Чистим зубки»
Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем, речь  развиваем»

Беседа: «чем отличается больница от поликлиники и аптеки»? (Выяснить что есть общее и какие различия

 Знакомство с работой «Регистратуры»

Воспитатель
Дети

3 неделя

Знакомство со строением и предназначением зубов.
Беседа: «Причина зубных болезней»;
«Как зовут врача, лечащего зубы» (здесь нужно настроить детей, что стоматолога не следует бояться, что он помогает сделать улыбку снова красивой).

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Заучивание стихотворения «Берегите зубки».
Дидактическая игра:
 «Что полезно для зубов»

 

Воспитатель
Дети
Родители

Ноябрь

1 неделя

Ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль;
Беседа «Как называется этот доктор , что он лечит  (знакомство с узкими специалистами)

Воспитатель
Дети

2 неделя

Консультация для родителей «Моя первая зубная щётка»

Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

3-4 неделя

Беседа зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов);

 Показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта.
Консультация для родителей «Как чистить зубы правильно»

Игра: «Назови одним словом».

Воспитатель
Дети
Родители

Декабрь

1 неделя

Подготовка атрибутов к с/ ролевой играм

 Игра: «Назови одним словом».

Воспитатель
Дети

2 неделя

Беседа: Кто такой?
Сюжетно- ролевая игра: «Поликлиника»

3-4 неделя

Заучивание стихотворения: «Чтоб здоровым быть сполна»
Памятка - рекомендация для родителей по развитию речи

Дидактическая игра: «Закончи предложение»

Воспитатель
Дети
Родители

Январь

1 неделя

Беседа «Врач –окулист»

Воспитатель
Дети

2 неделя

Сюжетно - ролевая игра: « Поликлиника»

3-4 неделя

Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Работа с родителями:
Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми».

Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

Воспитатель
Дети
Родители

Февраль

1 неделя

Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

Дидактическая игра «Кому что нужно

Воспитатель
Дети

2 неделя

Беседа: «врач – хирург»

Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

3-4 неделя

Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.

Работа с родителями:
Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей».

Воспитатель
Дети
Родители

Март

1неделя

Игровая ситуация «На приёме у врача – специалиста» (окулиста)

Воспитатель
Дети

2 неделя

Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

3-4 неделя

Игровая ситуация:

«На приёме у врача – специалиста» (хирург)

Дидактическая игра «Кому что нужно».

Воспитатель
Дети

Апрель

1 неделя

Упражнение: «Чистоговорки».

Воспитатель
Дети

2неделя

Игровая ситуация

«Посещение врача-массажиста»

Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель скорой помощи».

3-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется».

Игровая ситуация «Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)»


Воспитатель
Дети


Май

1-2

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»

Сюжетно –ролевая игра «Аптека»

3-4

Сюжетно- ролевая игра «Больница»

Сюжетно ролевая игра «Я-доктор»

Методические приемы, используемые в игре

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Игровые ситуации:

«На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)

«Посещение врача-массажиста»

«Скорая помощь приехала к больному»

«Готовим лекарства для больных»

«В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»

Подготовка к сюжету:

  • Экскурсия в медкабинет детского сада.
  • Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
  • Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
  • Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
  • Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
  • Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
  • Дидактическая игра «Кому что нужно».

Оформление сюжета:

- Выделение места для игры и хранение атрибутов.

- Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

- Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Игровые ситуации:

«Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»

«Покупатель пришёл в аптеку»

«Изготовление лекарств по рецепту врача»

«Реклама нового лекарства»

«Привезли новые лекарства в аптеку»

Подготовка к сюжету

  • Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
  • Загадки о лекарственных растениях.
  • Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)

Оформление сюжета:

- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.

- Сбор коробок, баночек с помощью родителей.

- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Период осмысления собственных результатов.
  2. Диагностика детей.
  3. Презентация проекта.

  

Результаты реализации познавательно-игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра,

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

в старшей группе №1

         Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ВЫВОД:

В процессе целенаправленной деятельности у детей дошкольного возраста, возможно, сформировать такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развить творческие способности, умение работать коллективно на основе введения в педагогический процесс инновационных форм и методов работы.

Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна.  Данный проект может быть использован, в работе с детьми среднего, старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры у мальчиков»

Данный проект имеет гендерное направление. В сюжетно-ролевых играх у мальчиков расширяются представления о деятельности взрослых. Ребенок смотрит на мир с точки зрения своего будущего, с точки зр...

Проект "Познавательное развитие детей через использование ИКТ по теме «География для путешественников»"

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для поддержки инициативы детей в различных видах деятельности....

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Статья "Развитие связной речи через сюжетные картины"

В этой статье расказывается на сколько важно развивать у детей связную речь через сюжетные картины....

Проект "Познавательно-речевое развитие через краеведение"

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...

Развитие речи через сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует...

Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).

Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявле...