Проект "Познавательно-речевое развитие через краеведение"
проект
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- способствовать социализации воспитанников;
-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях, людях-тружениках.
Развивающие:
-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;
- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.
Воспитательная:
-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;
-прививать навыки здорового образа;
- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;
-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poznavatelno-rechevoe_razvitie_cherez_kraevedenie.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Тип проекта: групповой, долгосрочный .
Участники: дети, воспитатели и родители МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида».
Актуальность:
В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – сформировать умение детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию это проведение экскурсий по родной деревне в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:
- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, социальная действительность),
- художественно – эстетическое развитие (продуктивная),
- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,
- нравственно – патриотическое воспитание,
- работа с родителям.
В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.
Гипотеза. Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- способствовать социализации воспитанников;
-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях, людях-тружениках.
Развивающие:
-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;
- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.
Воспитательная:
-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;
-прививать навыки здорового образа;
- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;
-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Ожидаемый результат.
Дети:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной и речевой активности;
- усвоение необходимых знаний об особенности природы родного края, о наиболее важных исторических событиях родной деревне.
Родители:
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса;
-возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
Формы реализации проекта:
-экскурсии;
-непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи;
- беседы;
- продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный:
- создание необходимых условий для реализации проекта;
-разработка методических рекомендаций для подготовки к проведению экскурсий, конспектов для проведения экскурсий и проведения продуктивной деятельности на закрепление материала;
-организация патриотических уголков в средних и старших возрастных группах;
- подбор художественной литературы по теме «Моя малая родина;
II этап - основной: (практический)
- Беседы: «История деревни Бегуницы», «Флаг Бегуницкого поселения», «Люди, прославившие деревню Бегуницы».
- Планирование экскурсий по временам года:
Осень:
«Библиотека», «Почта», «Пешеходные переходы», «Стадион».
Зима:
Пекарня «Хлебная усадьба», «Школа искусств», «Школьный парк»,
«Музей Великой Отечественной войны»
Весна:
«Грачевник», «Школа», «Братское захоронение павших во второй мировой войне», «Бегуницкий агротехнический лицей»
Лето
«Ивановские горы», «Храм Архангела Михаила», «Конюшня»
Познавательно-исследовательская деятельность (экология)
- Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир).
- Непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа об экскурсии с опорой на схему», «Составление рассказа, используя свой опыт»
- Продуктивная деятельность.
Этап 3 – заключительный:
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Обработка результатов по реализации проекта.
Продукт проекта.
Книга: «Познавательно- речевое развитие через краеведение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное образование дошкольников через краеведение
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка....
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...
Теоретические пути решения проблемы воспитания подрастающего поколения, через краеведение.
Краеведение на сегодняшний день стало очень выжным в развитии ребенка-дошкольника. Нам взрослым необходимо преобщать детей к природе и быту, истории, культуре родного края, города в котором живем. Зна...
«Этнокультурное воспитание детей через краеведение»
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина мн...
Социализация дошкольников, через краеведение.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач...
Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...