Проект "Познавательно-речевое развитие через краеведение"
проект

Кострикова Елена Геннадьевна

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи.

Образовательные:

- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

- способствовать социализации воспитанников;

-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях,  людях-тружениках.

Развивающие:

-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;

- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.

Воспитательная:

-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;

-прививать навыки здорового образа;

- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;

-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poznavatelno-rechevoe_razvitie_cherez_kraevedenie.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект
«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Тип проекта: групповой, долгосрочный .

Участники: дети, воспитатели и родители МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида».

Актуальность:

В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – сформировать умение детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию это проведение экскурсий по родной деревне в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Гипотеза. Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи.

Образовательные:

- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

- способствовать социализации воспитанников;

-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях,  людях-тружениках.

Развивающие:

-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;

- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.

Воспитательная:

-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;

-прививать навыки здорового образа;

- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;

-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями:

Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Ожидаемый результат.

Дети:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной и речевой активности;

- усвоение необходимых знаний об особенности природы родного края, о наиболее важных исторических событиях  родной деревне.

Родители:

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса;

-возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Формы реализации проекта:

-экскурсии;

-непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

-чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный:

- создание необходимых условий для реализации проекта;

-разработка методических рекомендаций для подготовки к проведению экскурсий, конспектов для проведения экскурсий и проведения продуктивной деятельности на закрепление материала;

-организация патриотических уголков в средних и старших возрастных группах;

 - подбор художественной литературы по теме «Моя малая родина;

II этап - основной: (практический)

  1. Беседы: «История деревни Бегуницы», «Флаг Бегуницкого поселения», «Люди, прославившие деревню Бегуницы».
  2. Планирование экскурсий по временам года:

Осень:

«Библиотека», «Почта», «Пешеходные переходы», «Стадион».

Зима:

Пекарня «Хлебная усадьба», «Школа искусств», «Школьный парк»,

«Музей Великой Отечественной войны»

Весна:

«Грачевник», «Школа», «Братское захоронение павших во второй мировой войне», «Бегуницкий агротехнический лицей»

Лето

«Ивановские горы», «Храм Архангела Михаила», «Конюшня»

Познавательно-исследовательская деятельность (экология)

  1. Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир).
  2. Непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа об экскурсии с опорой на схему», «Составление рассказа, используя свой опыт»
  3. Продуктивная деятельность.

Этап 3 – заключительный:

Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

Обработка результатов по реализации проекта.

Продукт проекта.

Книга: «Познавательно- речевое развитие через краеведение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное образование дошкольников через краеведение

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка....

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Теоретические пути решения проблемы воспитания подрастающего поколения, через краеведение.

Краеведение на сегодняшний день стало очень выжным в развитии ребенка-дошкольника. Нам взрослым необходимо преобщать детей к природе и быту, истории, культуре родного края, города в котором живем. Зна...

«Этнокультурное воспитание детей через краеведение»

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина мн...

Социализация дошкольников, через краеведение.

Согласно Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач...

Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...