Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"
консультация по музыке по теме

Рахматуллина Гульнара Асхатовна
Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях.
 
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_1.docx26.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы на музыкальных занятиях.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.).

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Таким образом, проблема изучения педагогических основ эмоционального развития дошкольника является достаточно актуальной.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Йеменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др.). Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, Г.С Тарасов, Б.М. Теплов и др.).

Одним из эффективных средств воспитания эмоций и чувств дошкольника является музыкальное искусство, музыкальное воспитание.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – комплексное развитие музыкальных способностей. Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку.  Он отмечал, что "центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку. С ее помощью происходит эмоциональное и личностное познание себя и других людей; осуществляется художественное познание окружающего мира; реализуется индивидуальный творческий потенциал". Также он утверждал, что "Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы".

В своей работе "Основы музыкальной психологии" Е.Н.Федорович и Е.В.Тихонова предлагают такое определение понятия "эмоции" – (лат. emoveo – потрясаю, волную; фр. emotion – волнение) реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер, охватывают все виды чувствительности и переживаний.

О.П. Радынова также считает "эмоциональную отзывчивость на музыку – одной из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку".

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.  Основным критерием доступности музыкальных произведений, является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Поэтому эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

 

Одной из форм музыкального воспитания дошкольников и приобщения их к музыкальному искусству являются музыкальные занятия, на которых эмоциональная отзывчивость на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка. На первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

Процесс слушания музыки, во-первых, несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем, музыкальный репертуар в первую очередь должен быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя, когда дети слушают музыку в хорошем исполнении.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. На примере программных произведений детям с помощью музыки представляется тот или иной образ. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»  – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Б.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому на занятиях можно успешно использовать движения как приём, активизирующий осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Здесь же для более глубокого осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого можно использовать подпевание.

Для того чтобы дети могли подобрать движения, необходимо исполнять  музыкальные произведения, ясно подчеркивая смену характера музыки, передающей разные образы, необходимо постараться найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным детскому восприятию. И лишь внимательно прислушавшись к характеру музыки и услышав его смену, дети могут правильно выбирать движения. Только в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.  

Двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой являются приёмы художественно-практического метода, которые проявляются в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку. Художественно-практический метод используется также в процессе показа педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях. Этот метод приобретает проблемный характер, когда не только показываются способы действий (что связано с прямым подражанием), но и демонстрируется несколько вариантов выполнения этих действий, из которых детям предлагается самим выбрать те варианты, которые наиболее полно соответствуют характеру музыки. Использование вариативных показов, создание проблемных ситуаций повышает интерес детей к музыкальной деятельности, активизирует их творческую самостоятельность.

Следующие методы, которые можно использовать на занятиях это:

- метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);

- метод уподобления характеру звучания музыки – предполагает активизацию разнообразных творческих действий (проявлений ребенка), направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки.

Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки можно использовать следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, полихудожественное, цветовое. Они между собой могут варьироваться и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. В основном это деление музыки только на весёлую или грустную – примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, необходимо проводить систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Учитывая живую реакцию маленьких детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение) в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому в младшем возрасте в музыкальный репертуар необходимо включать большое количество мажорных произведений весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера.  

Опыт восприятия музыки в младшем дошкольном возрасте очень мал, поэтому детям для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний одного и того же музыкального произведения. Но с каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и таким образом накапливается эмоциональный опыт у детей.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, и поэтому дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.  С каждым разом, детское исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным, что свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, во время беседы о музыкальном произведении иногда (если ярко выражено) можно предложить сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо в работе использовать художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Во время беседы о музыкальном произведении при обсуждении различных ситуаций стараться чаще обращаться к опыту самих детей.

На музыкальном занятии для развития эмоциональной отзывчивости, также необходимо предлагать детям для прослушивания небольшие пьесы, звучащие не только на  фортепиано, но и на других музыкальных инструментах. Тем самым дети не только обогащают свой тембровый слух, но и знакомятся со средствами музыкальной выразительности: тембром, темпом, динамикой, ритмом. Для этого можно использовать:

- эмоциональные открытки в форме цветка выражающего цветом и формой такие чувства как: взволнованность, решительность, тревожность, печаль, радость;

- мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, весёлость, ехидство, леность, обиженность, спокойствие;

- цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: эмоцию ликования, восторга, нежности, радости, важности, взволнованности;

- гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, весёлый, плачущий, испуганный, удивлённый и.т.д.

Так как в период дошкольного детства огромная роль принадлежит игровой деятельности детей, на занятиях необходимо использовать (не на каждом) и музыкально-дидактические игры. Проведение этих игр способствует обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния. Например, такие как:

1. Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкальное восприятие:

Старший возраст: «Весело - грустно»; «Подбери музыку»; «Солнышко и тучка»; «Песня-танец-марш»; «Выбери инструмент»; «Подбери музыку»; «Три танца»; «Подбери картинку»; «Разноцветные кубики»; «Раскрась музыку»; «Бубенчики»; «Музыкальные лесенки».

Младший возраст: «Где мои детки?»; «Угадай-ка»; «Узнай песенку по двум звукам»; «Кто поет?»; «Веселые матрешки».

2. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти:

«Наши песни» книжка-раскладушка, «Чудесный мешочек»; кубики с иллюстрациями к песням (младший возраст); «Музыкальный телефон»; книжка с нотами; «Получи письмо»; «Нарисуй песню»; «Какую линию выбрать?»; «Музыкальный альбом» (старший возраст)

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому.

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Личный эмоциональный опыт, достаточно накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию эмоциональной сферы ребенка. "Страна сказок" (старшая группа)

Програмные задачи: формирование "умных эмоций", коррекция недостатков эмоциональной сферы, знакомство с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; углублять способность чувствовать ...

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...

«Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через музыкально-игровую деятельность».

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка....

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников на музыкальных занятиях

quot;Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека,и,прежде всего-ребёнка."(Л.Выготский)...