Занятие по развитию эмоциональной сферы ребенка. "Страна сказок" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Програмные задачи: формирование "умных эмоций", коррекция недостатков эмоциональной сферы, знакомство с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; углублять способность чувствовать настроение в музыке, живописи, литературе; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_skazok.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             « Страна сказок»

           Занятие по развитию эмоциональной сферы ребенка.

                                          (старшая группа)

                                                                              Провела воспитатель:

                                                                                                         Козлова Н.А.

Задачи: формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы, знакомство с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; углублять способность чувствовать настроение в музыке, живописи, литературе; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заячьи слезы», чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; выучили с детьми пословицы о горе; разучили «Танец маленьких утят».

Материал к занятию: пиктограммы, изображающие различные чувства (гнев, страх, горе, удивление, радость); домик; картинки, изображающие: Карабаса Барабаса, зайчика, Аленушку, Иванушку, белочку, Буратино; маски: петушка, зайчика, лисы; репродукция картины В.Васнецова «Аленушка»; музыка: «Танец маленьких утят», Р.Шуман «Веселый крестьянин».

                                              Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стране сказок. На своем пути мы увидим сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои выйдут к нам из домиков, если вы правильно назовете эмоцию, изображенную на пиктограмме, висящей на двери домика.

- Ну, что, в путь. Если мы с вами отправляемся в сказку, то и транспорт у нас должен быть сказочный. Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова и стульчики полетят в Страну сказок. Закрыли все глаза и повторяем за мной волшебные слова: раз, два, три,

                                                                 стульчик мой лети.

Открывайте глазки. А вот и первый домик. Дети посмотрите внимательно и назовите, какую эмоцию изображает пиктограмма на домике. (гнев)

(Из домика появляется Карабас Барабас).

- Кто это такой, вы узнали этого сказочного героя? (Карабас Барабас)

Карабас.    Ох, сколько девчонок и мальчишек. А у меня в театре нет актеров.

                   Пожалуй забиру-ка я их всех в свой театр.

- Ребята, давайте покажем свой гнев Карабасу Барабасу и зло ответим ему.

- Ни за что мы не пойдем в твой театр! (2 р.)

- Молодцы, ребята, мы прогнали Карабаса Барабаса, теперь можем и продолжить путешествие.

- Раз, два, три, стульчик мой лети.

- Открываем глазки. Перед нами второй домик. Назовите эмоцию, которая изображена на этом домике. (страх)

(Из домика выходит зайчик)

- Ребята, посмотрите, кто живет в этом домике. Правильно, это зайчик. Помните сказку «Заячьи слезы», в которой лиса выгнала зайчика из его собственного дома.

* Кто пытался помочь зайчику и не помог?

* Почему звери не смогли помочь зайчику?

* Кто помог зайчику?

- Давайте с вами разыграем сцену, в которой петух выгоняет лису.

  (инсценировка)

- Помог петушок зайчику выгнать лису. Теперь зайчику нечего бояться. А нам пора отправляться дальше.

- Раз, два, три, стульчик мой лети.

- Открываем глазки. Вот и третий домик на нашем пути. Какая эмоция изображена на этом домике? (горе)

(показать репродукцию картины В.Васнецова «Аленушка»)

- эту картину написал известный художник-сказочник Виктор Михайлович Васнецов, а называется она «Аленушка». Послушайте стихотворение и сравните его с тем, что изображено на картине.

Закатилось в чащу солнышко

Хмурый лес вокруг стеной

Пригорюнилась Аленушка:

Как теперь ей жить одной?

   Нету с ней ни милой матушки,

   Ни родимого отца…

   Слезы капают на камушки

   У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие

Кто поможет ей в беде?

Лишь камыш один с осокою

Отражаются в воде.

- Посмотрите на картину, кого вы здесь видите? Правильно девочку. А в каком она настроении? Да, она грустит. Как вы об этом догадались? Она сидит на холодном камне, склонив голову. Посмотрите какие у нее глаза. Они неподвижно смотрят в воду.

- Вам кого-нибудь напоминает эта девочка? Верно, девочку из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Какое горе у Аленушки? Почему она грустит?

Давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. Как художник показал нам, что девочка горюет? Посмотрите на ее позу, на то, как она сидит. Она сидит, опустив голову, у нее босые ноги, растрепанные волосы, порванное платьице. Она как будто не чувствует холода. Все ее мысли заняты чем-то печальным. Как вы думаете, утро или вечер изобразил на картине художник? (ответы). Правильно, вечер. Наверное, он это сделал для того, чтобы еще больше подчеркнуть настроение девочки. Скоро наступит ночь, а она одна. Однако ей сочувствуем не только мы, но и сама природа. Птички, сзади на ветке, опустили свои головки. Ветви деревьев и даже травинки тоже склонились к земле, листья тихо падают в воду. Кажется, что этот темный лес не угрожает Аленушке, а охраняет ее. Даже сам художник жалеет свою героиню. Ведь он называет ее ласково – Аленушка, словно успокаивая.

 - А хотели бы и вы тоже ей помочь?

- Дети, чтобы помочь Аленушке расколдовать Иванушку, нам нужно назвать пословицы о горе. Кто хочет назвать пословицы?

* горе, что море: не переплыть, не выплакать.

* горе, что годы: бороздки прокладывает.

* тоска не солнце, а сушит.

* плачет, как соловушка по разоренному гнезду.

- Молодцы, вот и свершилось чудо, вы помогли расколдовать Иванушку.

(показать картинку Иванушка)

Иванушка.   Спасибо, ребята, теперь я могу встретиться со своей сестрой Аленушкой.

- Мы помогли Аленушке и Иванушке. А теперь должны отправляться дальше.

- Раз, два, три, стульчик мой лети.

- Открываем глаза. Это следующий домик, посмотрите и отгадайте пиктограмма какого чувства изображена на этом домике. (удивление)

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». О чудесах на острове князя Гвидона.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки непростые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

- Какие чудеса описывает автор? Почему они удивляли и привлекали людей? (когда дети ответят из домика появляется белочка)

- Вот кто живет в этом домике. Давайте потанцуем под веселую мелодию так, чтобы все и белочка тоже удивились тому, как хорошо мы танцуем. («Танец маленьких утят»).

- А теперь давайте продолжим наше путешествие. Раз, два, три, стульчик мой лети. Посмотрите и скажите, какая эмоция изображена на этом домике. (радость)

(Из домика выходит Буратино)

Буратино.   Ребята, с какими сказочными героями вы встретились в своем путешествии? (Карабас Барабас, зайчик, сестрица Аленушка и братец Иванушка, белочка)

- Какие чувства при этом испытывали? (гнев, страх, горе, удивление).

- Давайте послушаем пьесу композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин». (слушание)

- Что чувствовали? Что хочется делать под такую музыку? Когда вы чувствуете радость, как вы выражаете это чувство? Что появляется у вас на лицах? (улыбка)

- Что же такое радость?

Дети:

- это, когда праздник.

- когда никто не плачет, ни один человек.

- когда нет войны.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по Стране сказок. Мы с вами встретились со многими сказочными героями, испытали много разных эмоций, давайте назовем их еще раз: гнев, страх, горе, удивление, радость. Молодцы, ребята.

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей в старшей группе - Путешествие к царевне Несмеяне

Закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть"....

Занятие по развитию эмоциональной сферы по средством театральной деятельности В гостях у Белоснежки и семи гномов. (старшая группа)

Цель:  познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить детей различать эмоции по карточкам.Задачи:- закреплять знания об эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов;- вызв...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету» ...

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город» (старшая группа)

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город»(старшая группа)Задачи:·        Создание положительного эмоционального микроклимата,  способствующего ...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

Продолжать знакомить с различ¬ными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть), используя пиктограммы; разви¬вать умение понимать свои чувства и чув¬ства других людей и рассказывать о них; воспитывать вни...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы "Радость"

Представляю конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада. Данный материал может быть полезен прежде всего педагогам-психологам, а также воспитателям дошкольных у...

Групповое занятие на развитие эмоциональной сферы «Грусть и радость» в группах раннего возраста

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей младшей группы (см. Фотоальбом "Занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период" на главной странице...