План работы по самообразование 2022
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие мелкой и крупной моторики у детей 2-3 лет через специальные организование игры и упражнения».
Воспитатель: Ушакова О.Н
Яр-Сале 2022-2023 год
Актуальность выбранной темы
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног).
Крупная моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела. Это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, ползание, лазание, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Крупная моторика развивается посредством игр и физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты, махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук. Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно
Когда у детей слабо выражена двигательная активность детей двигательных умений препятствует нормальному развитию речи, получению знаний, умений и навыков; приводит ребенка к дефициту познавательной активности и к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности. У детей возникают затруднения в передвижении в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, а также делает проблематичным освоение навыков письма и чтения. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка.
Развитие навыков мелкой и крупной моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, а также движения тела, рук и ног, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Исходя из этого и проведя наблюдения в своей группе, определила следующую проблему: дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по лепке, рисованию. Не сформированы навыки самообслуживания. Мелкая и крупная моторика развита плохо. Поэтому я уделила большое внимание данной проблеме и составила план работы.
Цель: развитие мелкой и крупной моторики рук у детей 2-3 лет в процессе игры и упражнения.
Задачи:
Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить физическая активность, двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемый результат:
Дети:
-К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
-Повысится интерес детей к играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
-Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
-Станут больше говорить, со взрослыми, общаться со сверстниками.
- Повысится интерес, к физической активности у детей.
Родители:
-Повысится интерес у родителей к данному вопросу
-Расширится кругозор родителей о влиянии мелкой и крупной моторики у детей
-Консультации для родителей крупная и мелкая моторика.
-Помощь и участие в разнообразных мероприятиях
Педагоги:
-Разработанная система помогает повысить уровень развития мелкой и купной моторики у детей младшего дошкольного возраста
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
План работы на 2022-2022 учебный год
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми массаж кистей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр и упражнений для развития мелкой и крупной моторики. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика. |
Февраль | Консультация для родителей: «Значение развития крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста». |
Март | Анкетирования для родителей |
Апрель | Консультация «Игры и упражнения по развитию крупной моторике». |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых |
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2022-2023 учебный год
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Переложи игрушки» | Упражнять детей заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой, мелкие предметы (пуговицы, фишки) |
«Зеркало» | Упражнения на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. | |
Октябрь | «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений |
«Кегли и мячи» | Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель. | |
Ноябрь | «Намотай веревочку» | Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, скорость движения. |
«Кошечка» | Упражнения на крупную моторику, укрепление мышц и правильное развитие скелета. | |
Декабрь | «Массажный мячик для пальчиков» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
«Мешочки» | Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель. | |
Январь | Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек» | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. |
«Полоса препятствий» | Упражнения на крупную моторику, развития координацию движений. | |
Февраль | «Золушка» | Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, развитие ловкости рук. |
«Снеговик» | Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику. | |
Март | «Крутись, карандаш» | Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, массаж ладоней рук. |
«Хождение по разным линиям» | Упражнения на крупную моторику, удерживать равновесие. | |
Апрель | «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
«Паучок» | В упражнении передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки. | |
Май | «Собери бусы из крышек» | Упражнения на мелкую моторику, упражнять детей в нанизывании деталей на шнурок |
«Попадаем в цель» | Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель. |
Работа с родителями
Месяц | Вид деятельности |
Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. | |
Сентябрь | |
Октябрь | Беседа с родителями |
Ноябрь | Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики» |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» |
Январь | Совместное творчество детей и родителей. |
Февраль | Консультация для родителей: «Значение развития крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста». |
Март | Анкетирования для родителей |
Апрель | Консультация «Игры и упражнения по развитию крупной моторике». |
Май | Индивидуальные консультации |
Работа с педагогами
Представление консультаций по данной теме | Подготовить консультацию для педагогов | По плану ДОУ | Консультация |
Представление опыта работы по теме | Проведение непосредственно образовательной деятельности | В течение года | Открытый просмотр |
Учебно-методическая и справочная литература
№ | Название книги | Автор | Издательство | Год |
1. | Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1 – 3 года | Е.А Янушко | «ВЛАДОС» | 2019 |
2. | Развитие крупной моторики, комплексы и упражнений для детей 2-3 лет | Т.Е Харчество | «Мазайка-синтез» | 2020 |
3. | Формирование мелкой моторики рук. | С.Е. Большакова | «Сфера» | 2008 |
4. | Сборник подвижных игр | Э.Я Степаненкова | «Мазайка-синтез» | 2020 |
5. | «Энциклопедия развивалок» | Т. Решетник | «ЭКСМО» | 2011 |
6. | «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» | И.А Строгонова | «Кроха» | 2008 |
«Развиваем мелкую моторику у малышей» | И.А Ермакова | «Литера» | 2008 | |
8. | Инновационная программа « От рождения до школя» | Н.Е Вераксы | «Мазайка-синтез» | 2021 |
9. | Пальчиковые игры. | Т.Ю Бардышева | «Карапуз» | 2007 |
10. | Утренняя гимнастика | Т.Е Харчество | «Мазайка-синтез» | 2016 |
Предполагаемый результаты на 2022-2023 год:
1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2.Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
3.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
4.Умение использовать разные способы и приемы познания.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой и крупной моторики у детей, через специальные организование игры и упражнения».
2. Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Приложения:
Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Покатай между ладошек.
Цель: самомассаж ладоней.
Оборудование: Карандаш
Описание упражнения:
Под спокойную музыку дети катают между ладонями карандаш (движение ладоней вперед-назад). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук.
Веселые ладошки.
Цель: развивать общие и ручной моторики, самомассаж ладоней.
Описание упражнения:
Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Воспитатель вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками.
Хлоп! (Хлопнуть в ладоши)
Раз! (Легко ударить себя по коленям)
Еще (Хлопнуть в ладоши)
Раз! (Легко ударить себя по коленям)
Мы похлопаем сейчас (Хлопки в ладоши)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай. Шлепай веселей! (Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой).
Игра "Кто в домике живет?".
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
Цель: развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".
Игра «Сухой бассейн»
Цель:
- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с контурными
лепестками и желтой серединкой;
кусок глины или пластилина
белого цвета.
Я – цветок на длинной ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня – ромашка.
«Дорожка»
Цель: развитие мелкой моторики руки
Задача: посыпать «дорожку» манкой или пшеном
Материал: листы бумаги, крупа (манка или пшено)
Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.
«Разноцветные прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.
Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает, как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.
«Найди сюрприз»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.
Оборудование: Фантики 10-15 штук, мелкие предметы, значки, пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрприза.
Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.
Игра «Машины застежки»
Цель: Формировать умение застегивать и расстёгивать пуговицы, растёгивать молнии. Завязывать ленты, вдевать шнурок в отверстие.
Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде.
Игра «Крышечки»
Цель: развивать мелкую моторику. Формировать умение закручивать и откручивать предметы.
Материал: пластиковые бутылки, коробка, самоклеющаяся цветная бумага, разноцветные шнурки.
Подберите прочную коробку нужного вам размера. Отрежьте верхнюю часть бутылки (горлышко) высотой равной высоте коробки. Проделайте отверстия в коробке для горлышек бутылок, так, чтобы они вкручивались, а не просто вставлялись, так соединение будет более крепким. Подберите яркие крышечки, сделайте горячим шилом дырки в крышках, проденьте шнурок, закрепите узелком. Проденьте шнурок сквозь коробку и с другой стороны, таким же способом прикрепите вторую крышку. Количество горлышек и крышек зависит от размера коробки и вашего желания.
Игра «Волшебная ложечка»
Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.
На подносе две чашки: слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.
Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.
Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать, как правильно держать ложку и пересыпать крупу.
Приложения:
Картотека игр и упражнений на развитие крупной моторики у детей 2-3 лет.
Игра «Зеркало»
Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Снеговик»
Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит, солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.
Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.
- В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
- В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
- Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.
Игра «Не дай мячику упасть»
Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.
Полоса препятствий
Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврики, ладошки или следочки, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.
Упражнение «Хождение по полосе»
Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.
Игра «Попадаем в цель»
Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!
Боулинг, городки, кегли
Игры и упражнения на баланс и равновесие
Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия:
- Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
- Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
- Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
Игры на развитие крупной моторики дома.
Паутинка
Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.
Паучок
Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.
Кошечка
Упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.
Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.
Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:
- топать ножками, как медвежонок или слоник;
- хлопать крыльями, как птичка;
- стоять на одной ножке, как цапля;
- прыгать, как зайчик, и т.д.
Переправа
Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.
Хождение по разным линиям
«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-878921-1484719580.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-1298282-1607868509.jpg)
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-746605-1612981545.jpg)
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей». План работы по самообразованию 2022–2023 гг.
План работы по самообразованию 2022–2023 гг....
План работы по самообразованию 2022-2023г
Самообразование...
План работы по самообразованию 2022-2023г.
План по самообразованию на тему: "Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500682-1702237805.jpg)
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Моделирование и применение игр по ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2021 – 2022 учебный год
В этом учебном году я использовала элементы ТРИЗ технологии во всех образовательных областях и в свободной деятельности в работе с детьми. Продолжаю составлять картотеку игр для дете...