Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Полухина Светлана Николаевна

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.

 

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов .

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В  первые посещения  воспитатели детского сада  начинают знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка.  В беседе с родителями педагог начинает разговор о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет.

Воспитатель должен быть всегда с добрыми намерениями. Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.

Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:

- Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.

- Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога.

-  Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.

- Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.

-  Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.

- Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.

- Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей.Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом. Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.

Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации. Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания. Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическуюкомпетентность.

-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новыеистины.


Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии специалистов и родителей, при условии открытости детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов .

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В  первые посещения  воспитатели детского сада  начинают знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка.  В беседе с родителями педагог начинает разговор о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет.

Воспитатель должен быть всегда с добрыми намерениями. Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.

Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:

- Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.

- Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога.

-  Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.

- Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.

-  Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.

- Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.

- Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей.Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом. Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.

Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации. Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания. Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическуюкомпетентность.

-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новыеистины.


Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии специалистов и родителей, при условии открытости детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие родителей и воспитателей в воспитании детей 5 – 7 лет»

        Сегодня я хочу с вами поговорить о воспитании детей в семье, точнее о том, как важно взаимодействие родителей и воспитателей....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для родителей и воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников».

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников»

Эффективные формы работы взаимодействия с семьейпо патриотическому воспитанию дошкольников “Любовь к Родине начинается с семьи”.Ф. БеконСовременная наука подчеркивает приоритет семьи ...