Дидактические игры по сенсорике в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Дидактические игры по сенсорике в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_por_sensorike.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Подготовила:

Макенова Динара Отарбаевна

Дидактические игры.

Порвем и соберем.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. Пусть малыш разорвет салфетки на мелкие части. Рассыпьте их по столу, затем попросите ребенка пальчиками собрать обрывки в ведерко. Придумайте сюжет игры, например, пальчики - это птички, которым надо собрать пух (бумажные обрывки) для своих гнездышек, или цыплята, склевывающие крошки.

Крутится?

Цель: знакомить со свойствами предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры. На глазах ребенка откручивайте и закручивайте крышки на банках и бутылках.

Учимся пересыпать.  

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход игры. Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите его пересыпать крупу полной горстью, щепотью, пропускать сквозь пальцы.

Яблоко с пуговицей.    

Цель: развивать мелкую моторику, навыкам самостоятельности.

Ход игры. К дереву пришейте небольшие пуговицы, а на яблоке сделайте петлю. Покажите ребенку, как можно пристегивать и отстегивать яблоко. Поиграйте в «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй – отстегните от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю».

Предложите ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоко.

Порисуем?

Цель: развивать мелкую моторику, творческие способности.

Ход игры. Насыпьте на поднос ровным слоем муку. Покажите ребенку, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры. Пусть ребенок порисует самостоятельно.

Раз фасоль, два фасоль.

Цель: развивать мелкую моторику, обучать счету.

Ход игры. Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т. д.». Чтобы ребенку не стало скучно, можно напевать песенку:

Мы фасолинки берем,

Их в бутылочку кладем.

Будет Ванечке игрушка –

Из фасоли погремушка.

Входит – не входит.

Цель: развивать мелкую моторику, навыки сопоставления.

Ход игры. Покажите ребенку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самому. Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку, пусть сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия и размер пуговицы.

В час по чайной ложке.

Цель: развивать мелкую моторику, освоить понятия «пустой – полный».

Ход игры. Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ребенку поиграть самостоятельно.

Выжми мочалку.

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход игры. Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды – в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Найди клад.

Цель: развивать мелкую моторику, активизация поисковых навыков.

Ход игры. В ведерке засыпьте крупой игрушку, попросите ребенка откапать клад (игрушку). Так можно прятать 2 или 3 игрушки.

Подарок для куклы.

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход игры. Расскажите ребенку, что сегодня день рождения у куклы Кати, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите бусины, научите ребенка нанизывать их на веревочку. Называйте цвет каждой бусины. После завершения работы похвалите и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Лабиринт для пальчика.

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Ход игры. Нарисуйте на листе запутанную дорожку. Попросите ребенка добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.

Лабиринт для карандаша.

Цель: та же.

Ход игры. Игра похожа на предыдущую, только вместо пальчика по лабиринту идет карандаш, оставляя за собой след.

Спят бумажные игрушки.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение.

Ход игры. Сделайте кроватки из спичечных коробков. Нарисуйте и вырежьте постельные принадлежности: подушку, простынь, одеяло. Сделайте бумажных человечков. Предложите ребенку укладывать их спать в приготовленные постельки.

«Золушка» на новый лад.

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификации, изучить формы

предметов.

Ход игры. Золушкой может быть сам ребенок или кукла. Смешайте два вида крупы. На этот раз мачеха поручила девочке не только отделить крупу друг от друга, но и выложить каждым видом круп контуры нарисованных геометрических фигур. Горохом – круги и овалы, гречкой – треугольники и квадраты.

Пирамидки из пуговиц.

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификации.

Ход игры. Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Предложите ребенку нанизать на нее пуговицы.

Мозаика.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. Размажьте пластилин по листу картона толстым слоем. Покажите ребенку, как, вдавливая пуговицы в пластилин, можно выкладывать различные узоры. Попросить выложить круг синего цвета, зеленый домик с желтой крышей и т. п.

Угощение для кукол.

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход игры. Дайте малышу небольшой кусочек соленого теста. Предложите приготовить праздничный

обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики».

Яркий лоскуток.

Цель: развивать осязание и мелкую моторику.

Ход игры. Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее отличающихся по текстуре: шелк, шерсть, хлопок. Помните их, погладьте руками, обратите внимание ребенка на то, что они разные: «Этот колючий, как ежик, а вот этот скользкий, как льдинка, а этот мягкий, как мамины руки». Затем один лоскуток оставьте на столе, а его пару спрячьте в коробочку, но так, чтобы малыш не мог его видеть. А теперь перемешайте лоскутки   в коробочке и попросите ребенка на ощупь подобрать пары к оставшимся на столе лоскуткам.

Волшебный мешочек.

Цель: развивать осязание и мелкую моторику.

Ход игры. Завяжите ребенку глаза. А теперь попросите его вытащить из мешочка один предмет на ощупь угадать, что это. После того как ребенок определит все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их другими.

Покормим прищепку.

Цель: развивать внимательность, обучать бытовым навыкам.

Ход игры. Покажите ребенку, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки. Представьте вместе с ребенком, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочки – это кормушка. Надо помочь рыбкам пообедать, т. е. Прикрепить их по периметру фигуры.

Если ребенок научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить из прищепок цветик – семицветик, зайца, ежа.

Пусть ребенок помогает развешивать платочки после стирки и закреплять их прищепками.

Косыночка.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. Куклы сидят перед ребятами на стульях, на спинках которых висят косынки. По сигналу повязывают косыночки куклам.

Курочки и цыплята.

Цель: развивать мелкую моторику рук и внимание ребенка.

Ход игры. Разложите на полу фасоль и горох. Дети делятся на две команды – «курочки» и «цыплята» - и начинают по сигналу собирать с пола «зернышки». Побеждает та команда, которая соберет большее количество «зерен».

Не урони мяч.

Цель: развивать у ребенка мелкую моторику рук, ловкость, координацию движений, внимание.

Ход игры. Участники игры встают в круг в полушаге друг от друга. Ведущий становится в центре и говорит участникам, куда и как нужно передавать мяч. Его можно передавать стоя, сидя, перед собой, вправо, влево.

Собери картинку.

Цель: развивать моторику обеих рук; развивать зрительное внимание, память; складывать предметные разрезные картинки, разрезанные на две части по вертикали, горизонтали, диагонали.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку собрать картинки и назвать ее.

В гости.

Цель игры: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. На листе наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожки расположены картинки с изображением лисы и зайца. Ребенку необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к лисе (зайцу) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.

Любимые игрушки.

Цель: продолжать развивать зрительное внимание, память; складывать разрезные картинки по образцу; развивать моторику рук.

Ход игры. Воспитатель показывает картинки, предлагает ребенку их рассмотреть и назвать. Предложить собрать ее.

Построим дом.

Цель игры: учить зрительно, соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; развивать мелкую моторику рук; закреплять слова, определяющие относительность величин: больше, меньше, одинаковые.

Ход игры. Воспитатель предлагает стать строителями. Все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.

Найди цветок для бабочки.

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед ребенком цветы и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Воспитатель рассматривает бабочек, обращая внимание ребенка на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку не видно – она спряталась. Затем ребенок выполняет задание. Воспитатель подводит итог, называет цвета и показывает их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно.

Помоги Незнайке.

Цель: учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.

Ход игры. Воспитатель показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как, последовательно надевая лепестки на пуговицу и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется ему и благодарит.  

Найди ключ от дома.

Цель: учить осуществлять выбор формы по образцу, проверять его с помощью наложения; развивать внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры. Воспитатель перед ребенком на столе раскладывает карту с изображением домиков, трафареты животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Предлагает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Воспитатель берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его дом?» Вместе с ребенком находит дом мишки и говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке найди такой же формы ключ». Показывает на геометрическую форму в лапах мишки. Ребенок берет с подноса геометрическую форму и проверяет правильность путем наложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"

Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1.     Познакомить детей со свойствами воды;2.     Закрепить понятие: холодная, тёплая.Развивающая1....

Конспект дидактической игры: «Что звучит?» в группе раннего возраста

Программное содержание: Приучать детей  ориентироваться в пространстве по звуку, определять на слух, где раздался звук....

Дидактические игры по сенсорике для детей раннего возраста

Материал содержит дидактические игры для детей раннего возраста, сделанные своими руками. Игры помогают ребенку выучить цвет, форму и размер предметов в доступной форме....

Картотека "Дидактические игры по ПДД" в группе раннего возраста

Дидактические игры по ПДД в группе раннего возраста представляет собой небольшую коллекцию небольших игр по формированию усвоения дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения н...

Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"

Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1. Познакомить детей со свойствами воды.2. Закрепить понятие: холодная, тёплая, горячая.3. Активизировать словарь за счет слов: мыло, умыва...

Дидактические игры своими руками в группе раннего возраста.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая ...

Дидактические игры с куклами в группе раннего возраста

Дидактические игры с куклами в группе раннего возраста «Цыплята»Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представле...