ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА У ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА
статья

Ивлева В.И.

Наступившее третье тысячелетие ознаменовано прорывным развитием информационных, научных технологий, что позволяет высокий уровень образования рассматривать как истинное национальное богатство. Достичь социально востребованного уровня образованности невозможно без упорного интеллектуального труда, который лежит в основе учебной, а в дальнейшем и жизненной успешности. Исходя из этого, для современной образовательной системы проблема формирования у подрастающего поколения ценности и навыков интеллектуального труда чрезвычайно важна. 

Определимся в понятии «ценность», применительно к предмету нашего исследования это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т. п. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т. д.) [2].

Система ценностных ориентаций складывается с детства и формируется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Для постиндустриального/информационного общества важно, чтобы у граждан были сформированы ценности труда, знания и информации, культуры, науки и образования, свободы, индивидуальности, творчества. В контексте перечисленных ценностей интеллектуальный труд приобретает особое значение.

К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, ее преобразованием, определением проблемной ситуации, путей ее разрешения, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека. Умственный труд напрямую связан с формированием важнейшей метапредметной компетенции: умения работать с информацией (разного вида, направленности, глубины и проч.).

Специфика данного вида труда проявляется в том, что:

– основной орган труда – мозг;

– после прекращения работы мысли не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает, невозможно скомандовать себе: «Все, кончаю думать!»;

– получаемый продукт не имеет материального выражения (например, идеи, знания, закономерности, алгоритмы, информация и пр.), это качественно новый вид деятельности, основой которого является духовное производство;

– в отличие от материального продукта, полученное знание не исчезает в процессе потребления и не требует воспроизводства (повторного открытия законов, технологий, аксиом).

Трудовая деятельность не является простым следствием календарного возраста растущего человека. Она возникает и развивается как некоторое системное качество индивида в определенной социальной среде. Эта общая закономерность начинает обнаруживаться уже в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда.

С ран­него возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном и младшем школьном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Применительно к данной возрастной группе можно говорить и о зарождении умственного / интеллектуального труда, результат которого выступает в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.). Важно приучать детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Развитие мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, значимость которой (личная или общественная) осознана ребенком [1].

Умственный труд – самый сложный вид деятельности человека. Он особенно сложен потому, что происходит невидимо, неслышно, неосязаемо. Никто не может пронаблюдать происходящее в нашей голове. Нежелание учиться происходит большей частью оттого, что мы не хотим думать, а это нежелание может быть прямым следствием того, что мы не умеем думать, нас этому не научили [6].

Актуальность проблемы формирования у дошкольников предпосылок качеств субъекта умственного труда подчеркивается в ряде основополагающих государственных документов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [5] можно выделить основания, которые имеют прямое отношение к заявленной проблеме.

Цель дошкольного образования – позитивная социализация, которая невозможна без формирования предпосылок трудовой деятельности.

Основные принципы дошкольного образования:

– ребенок – субъект образования (тем самым подчеркивается активность личности, ее осознанное включение в деятельность);

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства (а именно труд является непреходящей ценностью и основой развития любого общества);

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (интерес рождает увлечение и желание познавать, а инструментом познания являются универсальные способы умственной деятельности).

Одна из ключевых задач – формирование общей культуры личности детей, куда культура труда и интеллектуального труда, в частности, входит необходимым компонентом.

Формирование предпосылок умственного труда включает в себя решение следующих задач: учить детей самостоятельно решать мыслительные задачи и объяснять ход / алгоритм их решения; формулировать выводы из наблюдений, делать обобщения; классифицировать предметы, события, явления по разным основаниям; радоваться результатам умственного труда; учить планировать свою работу, продумывать последовательность выполнения действий и объяснять логику своего планирования; находить ответ на свои вопросы самостоятельно, используя все доступные источники информации.

Правильный воспитательный подход к реализации поставленных задач позволит сформировать субъектную позицию ребенка (способность действовать осознанно, активно, целенаправленно) по отношению к интеллектуальному труду.

Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена в июле 2021 г.) [3] в качестве одного из важных направлений работы с детьми выделяет трудовое воспитание, в основе которого лежит формирование ценностного отношения детей к труду, воспитание трудолюбия. Воспитательная работа должна строиться на принципах:

гуманизма, что обеспечивает приоритет прав и свобод личности, где право на труд является неотъемлемым правом каждой личности, воспитание трудолюбия и ответственности;

– ценностного единства и совместности, где ценностные смыслы трудового воспитания должны быть осознаны и приняты всеми участниками образовательных отношений, и формироваться должны в процессе СОдействия,
СОтворчества и СОпереживания; Современный педагог уже не просто «транслятор истины», готового результата, а организатор сложной, напряженной работы обучающихся по решению творческих задач приобщения к научным знаниям, открытия возникающих проблем, альтернативных ходов, противоречий;

– общего культурного образования, когда осознана культурная сущность (общемировая и национальная) труда, а сам труд в разнообразии его видов является повседневной культурной практикой участников образовательных отношений. Полноценная интеллектуальная деятельность обладает мощным потенциалом для формирования у обучающихся адекватных науке морально–этических качеств, для их ассимиляции в современную цивилизацию и общечеловеческую культуру;

– следования нравственному примеру, что позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, осознанно определить место труда в складывающейся системе ценностных отношений, сформировать идеал «человека труда» и продемонстрировать ребенку реальную возможность следования этому идеалу в жизни.

Обозначенные принципы отражаются в следующих направлениях воспитательной работы с детьми:

– показать необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

– предоставлять самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

На основные задачи трудового воспитания (воспитание положительного отношения к труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды; формирование навыков трудовой деятельности; формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению умственных сил для) хорошо «ложится» задача воспитания ценности и формирования навыков интеллектуального труда у дошкольников.

Содержание знаний, способы овладения ими предполагают наличие и развитие таких качеств личности, как потребность в труде, добросовестное отношение к своим обязанностям, справедливость, настойчивость, честность, ответственность, патриотизм и др.

Например, желание решить поставленную задачу, достичь положительного результата способствует развитию настойчивости. Способ решения задачи (самостоятельно, с помощью друга, путем простого копирования решения и пр.), умение адекватно оценить свои силы и имеющиеся знания способствуют воспитанию честности и справедливости.

Достичь результата в процессе интеллектуального труда можно, только пройдя весь путь последовательных логических рассуждений, что способствует воспитанию добросовестности и целеустремленности.

Занятия умственным трудом позволяют воспитать в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, способствуют эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений, научных идей и концепций, удовлетворению от (нематериальных) результатов труда [4].

Задача выявления характера и особенностей усвоения, систематизации детьми знаний в условиях кардинального изменения самого информационного пространства, приобретает исключительную важность. В своей педагогической деятельности мы опираемся на заложенные «глубинные» ценности и ценности непререкаемого академического знания. Но современные дети кардинально иные и последние данные западных и отечественных ученых свидетельствуют об изменениях во всех сферах личности детей поколения XXI века.

Поколение А (альфа) – это дети, родившиеся после 2010 года, которым присущи свои специфические черты: они позитивные и более уравновешенные; творческие и самодостаточные; менее формализованы; быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10–15 лет назад;  не любят контроль; гиперактивные и гиперчувствительные; менее способны к усердной, скрупулезной, усидчивой и целеустремленной работе; для вовлеченности в деятельность важна мотивация, основанная на личном интересе; знают, чего хотят и как это получить; способны к многозадачности и к восприятию большого объема информации; живут в виртуальном мире; испытывают сложности коммуникации; инфантильны.

Исследование глубинных изменений современного детства позволяет констатировать, что у современных детей, начиная с 2006 года, резко снизилось когнитивное развитие; неразвит внутренний план действий и снижен уровень детской любознательности и воображения; дефицит произвольности (в умственной и в двигательной сфере); им трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их по смыслу, в результате не понимают текста в целом; эмоциональные и нравственные ценности (к которым относится и труд) занимают последние места в их иерархии значимых качеств личности [7].

На сегодняшний день детям поколения альфа не больше 10–11 лет, а им уже известно, как устроена Солнечная система, они имеют представление об эволюции Земли, происхождении человека и о круговороте жизни в природе. Включают в собственную «базу данных» нужную информацию. Они будут с интересом получать знания, но лишь в том случае, если осознают, зачем им это нужно, увидят их практическую применимость и личностную ценность.

Дети поколения альфа способны быстро справляться с поставленными задачами, быстро обучаемы, поэтому следует быть готовыми к интенсивной работе с ними. Но следует отметить, что современные ученики ориентируются на результат, «наслаждаться процессом» им не свойственно. Они сосредоточиваются на новом материале, игнорируя повторение и закрепление. Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.

Внедрение информационных технологий в обучение привело к тому, что дети получают возможность «скачивать» информацию по любому интересующему их вопросу, что сказывается на потере интереса и способности к самостоятельным открытиям. Дети становятся все более эрудированными, но все менее знающими.  Интернет с его поисковыми системами позволяет ребенку попасть в мир, где все уже известно, где есть ответы на все вопросы и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимую информацию («Гугл знает все!»). Это приводит к непониманию ими роли учителя, его значимости, поскольку компьютер «знает» во много раз больше, чем учитель. Также такая «цифровизация» и «информатизация» способствует непониманию важности и ценности интеллектуального труда (как своего, так и другого человека). Любая информация есть продукт интеллектуального труда. Ее заимствование и копирование не имеют никакого отношения к творчеству, к интересу, которые лежат в основе всякого познания. И здесь уже на первый план выходит вопрос этики и нравственной воспитанности (когда речь идет о присвоении чужого интеллектуального труда себе).

Владение умениями и навыками интеллектуального труда в современном мире приобретает особую важность. Его привлекательность для детей может быть обусловлена самой спецификой данного вида труда, которая во многом совпадает с характерными особенностями поколения А.

Занятия умственным трудом не ограничивают мобильность. Каждый отвечает за продукт своего труда. Процесс умственного труда в большей степени независимый и самостоятельный. Инновационная деятельность способствует поддержанию высокого интереса. Работа в проблемном поле стимулирует готовность учиться. Идет постоянное накопление интеллектуального капитала, что повышает самоценность личности.

Отдельно хотелось бы остановиться на многозадачности, которую многие расценивают как несомненный «плюс» современного поколения. Но все не так однозначно. По исследованиям западных ученых, для тех, кто живет в режиме многозадачности, представляет сложность обработка информации (ее качественный анализ), переключение с одного дела на другое (без потери качества), запоминание важных деталей разных дел. Вывод: режим многозадачности не дает качественного продукта. Выходом может быть обучение планированию и тайм-менеджменту.

Анализ особенностей детей поколения альфа и специфических черт, присущих интеллектуальному труду, позволяет нам правильно сориентироваться в основных задачах воспитания и обучения, развивая и вовремя корректируя качества, присущие данному поколению.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

– на современном этапе развития образования усиливается его культурообразующая, ценностная функция, что предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры;

– к современным детям нужен другой подход и иные технологии воспитания и обучения, которые будут стимулировать интерес, желание самостоятельно решать проблемные ситуации (постоянно усложняющиеся),  воображение и креативность, поддерживать успешность ребенка, позитивный эмоциональный фон (удовлетворение от умственных усилий, радость от решенной задачи и проч.);

– формирование ценности интеллектуального труда – двусторонний процесс, где взрослый и ребенок находятся в творческом продуктивном тандеме. Педагог должен понимать важность проблемы и возможности образовательного и воспитательного процесса для ее решения, а также сам обладать в достаточной степени сформированной ценностью интеллектуального труда. Ребенок должен понимать значение интеллектуальной деятельности как важнейшего инструмента познания мира во всем его многообразии, и средства существования в современном цифровом обществе и осознанно и активно осваивать нормы и правила этой деятельности (что возможно только при специально созданных условиях).

 

Список использованных источников

 

1. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2016. 144с.

2. Миланченко А. О. Ценность труда в современном российском обществе // Система ценностей современного общества. 2012. № 23. С. 353–358.

3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. (дата обращения: 15.09.2021).

4. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях : монография / под науч. рук. С. А. Козловой. М. : МГПУ, 2017. 196 с.  

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (дата обращения: 19.09.2021).

6. Шукшина С. Е. Учить дошкольников думать // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2015. № 1. С. 19–24.

7. Шукшина С. Е. Проблемы и специфика социализации поколения альфа // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2018. № 5. С. 4–12.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deti_alfa.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.035.3

ББК 74.100

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА У ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА

ИВЛЕВА ВАЛЕРИЯ ИВАНОВНА

студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

 имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

valerya.iwlewa2013@yandex.ru 

Аннотация: В статье выделены характерные черты и особенности интеллектуального труда, показано его значение для успешной жизни в современном информационном обществе, определена специфика становления и формирования в детском возрасте. Через призму основных принципов и задач социализации и воспитания детей младшего возраста показана ценность интеллектуального труда и подходы к ее формированию. Выделены черты поколения альфа, которые важно учитывать в проектировании воспитательной работы с детьми, направленной на решение обозначенной проблемы.

Ключевые слова: ценности, интеллектуальный труд, умственный труд, принципы и задачи трудового воспитания, поколение альфа. 

FORMATION OF THE VALUE OF INTELLECTUAL LABOR
IN THE ALPHA GENERATION

 IVLEVA VALERIA IVANOVNA

4rd year student of the Faculty of pedagogical and art education,

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

valerya.iwlewa2013@yandex.ru

Abstract: The article highlights characteristic features and peculiarities of intellectual work; its significance for successful life in modern information society is shown; specificity of its formation and formation at children's age is defined. Through the prism of basic principles and tasks of socialization and upbringing of young children the value of intellectual work and approaches to its formation are shown. The features of generation alpha, which are important to consider when designing educational work with children, aimed at solving this problem, are highlighted.

Key words: values, intellectual labor, mental labor, principles and tasks of labor education, generation alpha.

Наступившее третье тысячелетие ознаменовано прорывным развитием информационных, научных технологий, что позволяет высокий уровень образования рассматривать как истинное национальное богатство. Достичь социально востребованного уровня образованности невозможно без упорного интеллектуального труда, который лежит в основе учебной, а в дальнейшем и жизненной успешности. Исходя из этого, для современной образовательной системы проблема формирования у подрастающего поколения ценности и навыков интеллектуального труда чрезвычайно важна.  

Определимся в понятии «ценность», применительно к предмету нашего исследования это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т. п. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т. д.) [2].

Система ценностных ориентаций складывается с детства и формируется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Для постиндустриального/информационного общества важно, чтобы у граждан были сформированы ценности труда, знания и информации, культуры, науки и образования, свободы, индивидуальности, творчества. В контексте перечисленных ценностей интеллектуальный труд приобретает особое значение.

К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, ее преобразованием, определением проблемной ситуации, путей ее разрешения, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека. Умственный труд напрямую связан с формированием важнейшей метапредметной компетенции: умения работать с информацией (разного вида, направленности, глубины и проч.).

Специфика данного вида труда проявляется в том, что:

– основной орган труда – мозг;

– после прекращения работы мысли не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает, невозможно скомандовать себе: «Все, кончаю думать!»;

– получаемый продукт не имеет материального выражения (например, идеи, знания, закономерности, алгоритмы, информация и пр.), это качественно новый вид деятельности, основой которого является духовное производство;

– в отличие от материального продукта, полученное знание не исчезает в процессе потребления и не требует воспроизводства (повторного открытия законов, технологий, аксиом).

Трудовая деятельность не является простым следствием календарного возраста растущего человека. Она возникает и развивается как некоторое системное качество индивида в определенной социальной среде. Эта общая закономерность начинает обнаруживаться уже в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда.

С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном и младшем школьном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Применительно к данной возрастной группе можно говорить и о зарождении умственного / интеллектуального труда, результат которого выступает в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.). Важно приучать детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Развитие мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, значимость которой (личная или общественная) осознана ребенком [1].

Умственный труд – самый сложный вид деятельности человека. Он особенно сложен потому, что происходит невидимо, неслышно, неосязаемо. Никто не может пронаблюдать происходящее в нашей голове. Нежелание учиться происходит большей частью оттого, что мы не хотим думать, а это нежелание может быть прямым следствием того, что мы не умеем думать, нас этому не научили [6].

Актуальность проблемы формирования у дошкольников предпосылок качеств субъекта умственного труда подчеркивается в ряде основополагающих государственных документов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [5] можно выделить основания, которые имеют прямое отношение к заявленной проблеме.

Цель дошкольного образования – позитивная социализация, которая невозможна без формирования предпосылок трудовой деятельности.

Основные принципы дошкольного образования:

– ребенок – субъект образования (тем самым подчеркивается активность личности, ее осознанное включение в деятельность);

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства (а именно труд является непреходящей ценностью и основой развития любого общества);

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (интерес рождает увлечение и желание познавать, а инструментом познания являются универсальные способы умственной деятельности).

Одна из ключевых задач – формирование общей культуры личности детей, куда культура труда и интеллектуального труда, в частности, входит необходимым компонентом.

Формирование предпосылок умственного труда включает в себя решение следующих задач: учить детей самостоятельно решать мыслительные задачи и объяснять ход / алгоритм их решения; формулировать выводы из наблюдений, делать обобщения; классифицировать предметы, события, явления по разным основаниям; радоваться результатам умственного труда; учить планировать свою работу, продумывать последовательность выполнения действий и объяснять логику своего планирования; находить ответ на свои вопросы самостоятельно, используя все доступные источники информации.

Правильный воспитательный подход к реализации поставленных задач позволит сформировать субъектную позицию ребенка (способность действовать осознанно, активно, целенаправленно) по отношению к интеллектуальному труду.

Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена в июле 2021 г.) [3] в качестве одного из важных направлений работы с детьми выделяет трудовое воспитание, в основе которого лежит формирование ценностного отношения детей к труду, воспитание трудолюбия. Воспитательная работа должна строиться на принципах:

 гуманизма, что обеспечивает приоритет прав и свобод личности, где право на труд является неотъемлемым правом каждой личности, воспитание трудолюбия и ответственности;

– ценностного единства и совместности, где ценностные смыслы трудового воспитания должны быть осознаны и приняты всеми участниками образовательных отношений, и формироваться должны в процессе СОдействия,
СОтворчества и СОпереживания; Современный педагог уже не просто «транслятор истины», готового результата, а организатор сложной, напряженной работы обучающихся по решению творческих задач приобщения к научным знаниям, открытия возникающих проблем, альтернативных ходов, противоречий;

– общего культурного образования, когда осознана культурная сущность (общемировая и национальная) труда, а сам труд в разнообразии его видов является повседневной культурной практикой участников образовательных отношений. Полноценная интеллектуальная деятельность обладает мощным потенциалом для формирования у обучающихся адекватных науке морально–этических качеств, для их ассимиляции в современную цивилизацию и общечеловеческую культуру;

– следования нравственному примеру, что позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, осознанно определить место труда в складывающейся системе ценностных отношений, сформировать идеал «человека труда» и продемонстрировать ребенку реальную возможность следования этому идеалу в жизни.

Обозначенные принципы отражаются в следующих направлениях воспитательной работы с детьми:

– показать необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

– предоставлять самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

На основные задачи трудового воспитания (воспитание положительного отношения к труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды; формирование навыков трудовой деятельности; формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению умственных сил для) хорошо «ложится» задача воспитания ценности и формирования навыков интеллектуального труда у дошкольников.

Содержание знаний, способы овладения ими предполагают наличие и развитие таких качеств личности, как потребность в труде, добросовестное отношение к своим обязанностям, справедливость, настойчивость, честность, ответственность, патриотизм и др.

Например, желание решить поставленную задачу, достичь положительного результата способствует развитию настойчивости. Способ решения задачи (самостоятельно, с помощью друга, путем простого копирования решения и пр.), умение адекватно оценить свои силы и имеющиеся знания способствуют воспитанию честности и справедливости.

Достичь результата в процессе интеллектуального труда можно, только пройдя весь путь последовательных логических рассуждений, что способствует воспитанию добросовестности и целеустремленности.

Занятия умственным трудом позволяют воспитать в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, способствуют эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений, научных идей и концепций, удовлетворению от (нематериальных) результатов труда [4].

Задача выявления характера и особенностей усвоения, систематизации детьми знаний в условиях кардинального изменения самого информационного пространства, приобретает исключительную важность. В своей педагогической деятельности мы опираемся на заложенные «глубинные» ценности и ценности непререкаемого академического знания. Но современные дети кардинально иные и последние данные западных и отечественных ученых свидетельствуют об изменениях во всех сферах личности детей поколения XXI века.

Поколение А (альфа) – это дети, родившиеся после 2010 года, которым присущи свои специфические черты: они позитивные и более уравновешенные; творческие и самодостаточные; менее формализованы; быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10–15 лет назад;  не любят контроль; гиперактивные и гиперчувствительные; менее способны к усердной, скрупулезной, усидчивой и целеустремленной работе; для вовлеченности в деятельность важна мотивация, основанная на личном интересе; знают, чего хотят и как это получить; способны к многозадачности и к восприятию большого объема информации; живут в виртуальном мире; испытывают сложности коммуникации; инфантильны.

Исследование глубинных изменений современного детства позволяет констатировать, что у современных детей, начиная с 2006 года, резко снизилось когнитивное развитие; неразвит внутренний план действий и снижен уровень детской любознательности и воображения; дефицит произвольности (в умственной и в двигательной сфере); им трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их по смыслу, в результате не понимают текста в целом; эмоциональные и нравственные ценности (к которым относится и труд) занимают последние места в их иерархии значимых качеств личности [7].

На сегодняшний день детям поколения альфа не больше 10–11 лет, а им уже известно, как устроена Солнечная система, они имеют представление об эволюции Земли, происхождении человека и о круговороте жизни в природе. Включают в собственную «базу данных» нужную информацию. Они будут с интересом получать знания, но лишь в том случае, если осознают, зачем им это нужно, увидят их практическую применимость и личностную ценность.

Дети поколения альфа способны быстро справляться с поставленными задачами, быстро обучаемы, поэтому следует быть готовыми к интенсивной работе с ними. Но следует отметить, что современные ученики ориентируются на результат, «наслаждаться процессом» им не свойственно. Они сосредоточиваются на новом материале, игнорируя повторение и закрепление. Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.

Внедрение информационных технологий в обучение привело к тому, что дети получают возможность «скачивать» информацию по любому интересующему их вопросу, что сказывается на потере интереса и способности к самостоятельным открытиям. Дети становятся все более эрудированными, но все менее знающими.  Интернет с его поисковыми системами позволяет ребенку попасть в мир, где все уже известно, где есть ответы на все вопросы и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимую информацию («Гугл знает все!»). Это приводит к непониманию ими роли учителя, его значимости, поскольку компьютер «знает» во много раз больше, чем учитель. Также такая «цифровизация» и «информатизация» способствует непониманию важности и ценности интеллектуального труда (как своего, так и другого человека). Любая информация есть продукт интеллектуального труда. Ее заимствование и копирование не имеют никакого отношения к творчеству, к интересу, которые лежат в основе всякого познания. И здесь уже на первый план выходит вопрос этики и нравственной воспитанности (когда речь идет о присвоении чужого интеллектуального труда себе).

Владение умениями и навыками интеллектуального труда в современном мире приобретает особую важность. Его привлекательность для детей может быть обусловлена самой спецификой данного вида труда, которая во многом совпадает с характерными особенностями поколения А.

Занятия умственным трудом не ограничивают мобильность. Каждый отвечает за продукт своего труда. Процесс умственного труда в большей степени независимый и самостоятельный. Инновационная деятельность способствует поддержанию высокого интереса. Работа в проблемном поле стимулирует готовность учиться. Идет постоянное накопление интеллектуального капитала, что повышает самоценность личности.

Отдельно хотелось бы остановиться на многозадачности, которую многие расценивают как несомненный «плюс» современного поколения. Но все не так однозначно. По исследованиям западных ученых, для тех, кто живет в режиме многозадачности, представляет сложность обработка информации (ее качественный анализ), переключение с одного дела на другое (без потери качества), запоминание важных деталей разных дел. Вывод: режим многозадачности не дает качественного продукта. Выходом может быть обучение планированию и тайм-менеджменту.

Анализ особенностей детей поколения альфа и специфических черт, присущих интеллектуальному труду, позволяет нам правильно сориентироваться в основных задачах воспитания и обучения, развивая и вовремя корректируя качества, присущие данному поколению.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

– на современном этапе развития образования усиливается его культурообразующая, ценностная функция, что предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры;

– к современным детям нужен другой подход и иные технологии воспитания и обучения, которые будут стимулировать интерес, желание самостоятельно решать проблемные ситуации (постоянно усложняющиеся),  воображение и креативность, поддерживать успешность ребенка, позитивный эмоциональный фон (удовлетворение от умственных усилий, радость от решенной задачи и проч.);

– формирование ценности интеллектуального труда – двусторонний процесс, где взрослый и ребенок находятся в творческом продуктивном тандеме. Педагог должен понимать важность проблемы и возможности образовательного и воспитательного процесса для ее решения, а также сам обладать в достаточной степени сформированной ценностью интеллектуального труда. Ребенок должен понимать значение интеллектуальной деятельности как важнейшего инструмента познания мира во всем его многообразии, и средства существования в современном цифровом обществе и осознанно и активно осваивать нормы и правила этой деятельности (что возможно только при специально созданных условиях).

Список использованных источников

1. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2016. 144с.

2. Миланченко А. О. Ценность труда в современном российском обществе // Система ценностей современного общества. 2012. № 23. С. 353–358.

3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkol-nykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения: 15.09.2021).

4. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях : монография / под науч. рук. С. А. Козловой. М. : МГПУ, 2017. 196 с.  

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 19.09.2021).

6. Шукшина С. Е. Учить дошкольников думать // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2015. № 1. С. 19–24.

7. Шукшина С. Е. Проблемы и специфика социализации поколения альфа // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2018. № 5. С. 4–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экономика нравов и ценностей в воспитании подрастающего поколения»

Структурирование знаний о воспитании будущего поколения достойных граждан страны....

"Дети поколения "альфа" - как их воспитывать?"

Современное поколение "Дети- альфа"....

Консультация для педагогов "Формирование представления о труде, как нравственной ценности у дошкольников".

В современном обществе  стоит проблема воспитания нравственной личности. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Отчёт по самообразованиюТема:«Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального  развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений ...